Насекомые -вредители культурных растений и переносчики заболеваний.
Цель урока: создать условие для наилучшего обобщения и закрепления знаний учащихся о значении насекомых в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: Показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.
Развивающие: развитие познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию самостоятельного поиска знаний; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: развивать коммуникативные навыки при работе в группах; воспитывать экологическую культуру.
Методы: словесные-диалог,частично поисковый.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма: урок- соревнование («улей»)
Технологии: технология критического мышления с элементами проблемного обучения,игровой технологии, здоровьесберегающей технологии,ИКТ
Оборудование: коллекции насекомых, открытки с изображением насекомых, слова для составления кластера, инструктивные карточки,компьютерная презентация,рефлексия «Окно», дидактический материал «Ромашка»
Межпредметная связь: литература, математика.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.Стадия вызова Добрый день, меня зовут Анна Владимировна. Сегодня на уроке мы с вами попробуем окунуться в мир фауны.
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение.Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать на урок Момуса-бога смеха! Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу
Сегодня у нас необычный урок, урок – соревнование («улей»), а мы с вами «труженицы-пчелы».Символом нашего урока я выбрала пчелу.Как вы думаете почему я выбрала именно пчелу?
Пчела - древний символ человечества. В Египте пчела символ рождения, смерти и воскрешения, трудолюбия. На Руси пчела была и образом царской мощи и мудрости.В христианстве пчела стала символом трудолюбия.
II. Проверка дз (индивидуальное задание)ПРОВЕРИМ ДЗ
ДА-НЕТКА
Обменяйтесь с соседом по парте. Взаимопроверка. ОЦЕНКА 1
1.К общественным насекомым относят пчел, муравьев,термиты,осы,шмели. да
2.В пчелиной семье главная пчела матка.Живет она около 5 лет да
3.Совокупность врожденных форм поведения,закрепленных за определенным видом животных- это рефлекс (инстинкт) нет
4.Разводить шелкопряда стали в Японии около 3000 лет назад. (Китай) нет
5.Апполон занесен в Красную книгу. Да
6.Трутни пр инимают участие в сборе нектара Нет
7.Перга — это пропитанная медом пыльца. Да
8.Самки тутового шелкопряда откладывают яйца,которые называются греной. Да
1-да; 2-да; 3-нет;4-нет; 5-да; 6-нет;7-да; 8-да Взаимопроверка
Запишем в дневники ДЗ П.___,творческое задание на выбор: подготовить небольшое стихотворение о насекомых-вредителях; или составить синквейн.
ВОСПИТ.МОМЕНТЗдоровьесберегающие технологии
Проверим как вы сидите за партой. Руки? – НА МЕСТЕ!Ноги? – НА МЕСТЕ!Локти? – У КРАЯ! Спина? – ПРЯМАЯ!
Актуализация знаний.Отгадаем загадки В лесу у пня
Суетня, беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
Позн.задача:Может ли муравей гидрометеослужбу посрамить
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(Оса)
Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок.
Приглашает: "Мошки!
Отдохните, крошки!"(Паук)
Не солнце, не огонь,
А светит(Светлячок)
Самого не видно,А песню слышно.(Комар)
Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы.
(Гусеница)
Ходит ходок
Через потолок,
Всем надоедает,
Здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
(Муха)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет.
(Бабочка)
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это — (БОЖЬЯ КОРОВКА)
Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая... (ПЧЕЛА)
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо … (Стрекоза)
Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят. (таракан)
Кто за печкою поёт,
Спать мне ночью не даёт? (сверчок)
У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть -
Никогда не счесть. (блоха
Тип Членистоногие.О каких классах данного типа шла речь в загадках?(насекомые,пауки)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Какую роль играют насекомые в природе? Прием «Яркое пятно»
Значение насекомых
Полезные насекомые ???
Пчела Саранча
Какие задачи мы должны поставить на уроке? Что мы должны изучить?ТЕМА УРОКА???
Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите словочетание «насекомые-вредители»?(устно)
Проблемный вопрос. Могут ли насекомые- вредители быть полезными человеку?На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.
Мотивация учащихся: рассказ-загадка
« Проходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земле? Как предполагают зоологии Больше чем звезд в нашей Галактике!» -О ком эти строки? (о насекомых)
Прием «корзина идей». Кратко в течение минуты напишите в тетрадях,что вы знаете о значении насекомых-вредителей и переносчиков заболеваний. ОЦЕНКА 2
Изучение нового материала
Задание «Инсерт» (1 команда) Выделите в тексте виды насекомых-вредителей и насекомых переносчиков заболеваний в течение минуты.(озвучиваются)Прием «Пометки на полях» (насекомые,с которыми я не знаком)-2 команда
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
А теперь используя текст, по которому вы сейчас работали,составьте кластер
1к-Вредители-насекомые
2к-переносчики заболеваний ОЦЕНКА 3
Проведем викторину «Круг знаний». Я задаю вопросы, какая команда отвечает на поставленный вопрос:
1) Наука о насекомых? (энтомология)
2) Это кровососущая муха считается самой опасной среди представителей семейства настоящих мух, т.к. является переносчиком возбудителей смертельной для человека сонной болезни.(муха цеце).
3) Этих личинок комаров очень любят рыбы. Как они называются? (Мотыль)
4) Судя по названию, которое дал ему Карл Линней Матисс религиоза – это прожорливый хищник отличается определенной набожностью. Кто это? (Богомол)
5) Это насекомое знали еще до нашей эры в Древней Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в Х веке и сразу получило прозвище «ночной кошмар». Кто это? (Пастельный клоп)
6) Так называется и жук семейства пластинчатоусых и птица отряда удодов и крупное млекопитающее отряда непарнокопытных. Что это за жук? (Жук-носорог)
7) В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем его мы? (Божья коровка)
8) Как называется личинка бабочки? (гусеница)
9) Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображения можно было увидеть на амулетах и украшениях. (Скарабей)
10) Какая бабочка названа в честь эталона мужской красоты, и такое название имеет космический корабль? (Аполлон) ОЦЕНКА 4
ФИЗМИНУТКА
Отдых наш – физкультминутка,занимай свои места!(Мадагаскар )
Задание № Перед вами изображение насекомого. Составьте небольшой рассказ и выступите с небольшим сообщением (до 7-8 предложений). Каждый участник команды должен высказать свое мнение (по предложению)
Божья коровка Саранча ОЦЕНКА 5
Задание № .Познавательная задача
Каждая гусеница плодожорки портит 2 яблока.Средний урожай яблони 600 яблок.Сколько бабочек должны отложить яйца,чтобы уничтожить урожай 1 яблони, если одна бабочка откладывает 100 яиц? ОЦЕНКА 6
Задание № .Проверим как вы знаете систематику«Реставратор»
ЦАРСТВО -Животные
Тип- Членистоногие
Класс_насекомые
отряд-Перепончатокрылые
Семейство-
Род-Пчела
Вид-Пчела медоносная ОЦЕНКА 7
Задание №. Капитаны команд должны будут от имени насекомого рассказать о повреждении культурных растений или о заболеваниях
Муха колорадский жук ОЦЕНКА 8
Насекомых-вредителей и насекомых-переносчиков заболеваний так много. Как сними бороться?А как вы сними боретесь?
Методы:
1)физические (сбор)
2)химические (пестициды)Применяют этот вид методов осторожно. Почему? (поскольку вместе с вредителями могут погибнуть и полезные животные).
3)агротехнические (посев и посадку растений проводят с расчетом чтобы растения успели окрепнуть до появления насекомых)
4)биологический (охране и привлечению насекомоядных птиц и летучих мышей;развитию насекомых — естественных врагов насекомых-вредителей;
Можем ли мы теперь ответить нв наш проблемный вопрос,который прозвучал в начале урока?Могут ли вредители насекомые быть полезными человеку?На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.
-Русские ученые внесли немалый вклад в развитие науки о насекомых-энтомологии.Восп.момент
Русский ученый Тихомиров получил искусственный партеногенез у шелкопрядов; М. С. Ганин описал новый тип развития перепончатокрылых, Н. В. Бобрецкий установил особенности развития двукрылых, а Н. А. Холодковский — прямокрылых. П. И. Бахметьев начал изучать анабиоз, А. О. Ковалевский открыл у насекомых зародышевые листки. На протяжении 19 в. крупными научными экспедициями и отдельными учеными (в России Семеновым-Тян-Шанским, Пржевальским, Роборовским и др.) были собраны обширнейшие материалы по энтомологии.
Прием «ромашка»
Вредители-насекомые Переносчики заболеваний
На лепестках нашей ромашки мы видим названия насекомых вредителей и переносчиков заболеваний,которых мы должны изучить.Испольуя знания,которые у вас уже имеются и учебник на с.
назовите отряд,к которому относится насекомое и вред,который оно наносит человеку,животным,природе.
Отрицательное значение насекомых для человека
Представители | Значение, примеры |
Прямокрылые | Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях |
Тли | Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений |
Клопы | Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство |
Жуки | Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев |
Бабочки | Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти |
Перепончатокрылые | Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья |
Двукрылые | Личинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др. |
Тараканы | Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию |
Вши | Переносчики сыпного и возвратного тифа |
Блохи | Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа |
Закрепление Игра «Невод». Цель игры закрепить пройденный материал при фронтальном опросе. Я задаю вам вопросы по изученной сегодня теме. Ученик, ответивший правильно садится на место, а не ответивший продолжает стоять, он пойманв невод. В результате игры мы выясним кто как усвоил материал
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трудно было? Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами”
Заключение. Вывод.
Вы обдумайте мой рассказ,не заучивая фраз.И задумайтесь о том:Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?И к чему все привело?Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОЦЕНИВАНИЕ ПО ЛИСТАМ. Выставление оценок. Самооценка.
Рефлексия.
Учитель: Ребята, перед вами лежат картинки комнатных цветов: фиалки и кактусы. Я подарила вам по другу, поэтому и вы выходя из класса поставьте на подоконник моего «окна» фиалку- если вам было интересно на уроке и тема вами понятна, и кактус- если вы что-то не усвоили.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ.
С насекомыми наш окружающий мир более яркий и радостный.
Вспомните, как над золотыми головками хмеля летают шмели, вспомните неповторимое звучание пчелиной арфы в ветвях цветущей липы, с детства знакомую песню кузнечика. Пусть все это оставит неизгладимый отпечаток в вашем сердце как красота жизни, как память о самом дорогом. То что человек любит и чем дорожит.
Сегодняшний урок закончим "Эстафетой доброты”. Необходимо передавать рукопожатие. Я начинаю"Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова должна вернуться ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей . Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!”.
А можно ли обвинять самих насекомых? (ответы на вопрос)
Насекомые – так называемые «вредители» (например, колорадский жук) призваны удерживать экологический баланс. И верно служат, не допуская чрезмерного захвата каким-либо растением с помощью человека жизненного пространства, больших территорий. Немало хлопот доставляют жителям жарких регионов термиты, разрушая деревянные постройки. И здесь нет никакой их вины. Они имеют свое конкретное предназначение, поэтому замечательно и неутомимо трудятся, перерабатывая «мертвую» древесину, чтобы очистить от нее природу.
Человек ведет неутомимую борьбу с неугодными для него живыми существами
не на жизнь, а на смерть. Но насекомые живут, размножаются, успешно процветают. Об этом «заботится» заложенная в организме каждого существа наследственная программа защиты особи и вида от гибели и исчезновения.
« Узнай меня по рассказу».
Каждое насекомое говорит о себе тремя предложениями. Первое самое трудное. Если капитан угадает насекомое с первой фразы – он принесет своей команде – 3 очка, со второй –2, с третьей – 1. (капитаны угадывают насекомых)
Задание капитану первой команды: (слад №18)
1. «Я обожаю растения семейства Крестоцветных, от их запаха просто теряю голову».
2.За это меня недолюбливает человек.
3. Он все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок-гусениц. (Капустная белянка)
Задание капитану второй команды:
1.Я – красавец! Да еще и лекарственный. В старину из меня и моих собратьев готовили мочегонное средство.
2.В те добрые времена меня частенько можно было видеть цирке: еще бы, ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке.
3. «Если вы пригласите меня к обеду, я не замедлю явиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок, на худой конец могу обойтись бумагой». (Таракан черный)
Тест-соответствие
Задание: для каждого предложения определите соответствующие буквы правильного ответа.
К отряду "двукрылые" относятся.......................
Божьи коровки – враги.......................................
Переносят яйца аскарид.....................................
Переносят возбудителя малярии.......................
Разводят рыб для уничтожения личинок..........
Их разводят искусственно..................................
Ответы:
А. комары
Б. тля
В. трихограмма, теленомус
Г. комнатная муха
Д. малярийный комар
Таблица для ответа
По окончанию времени учитель открывает доску с правильными ответами и шкалой оценивания для самопроверки.
Ответы: 1. а, г, д. 2. б. 3. г. 4. д. 5. д. 6. в.
Шкала оценивания:
0 ошибок- “5”
1-2 ошибки- “ 4”
3 ошибки- “ 3”
синквейн
1. Насекомое.
2. Кусают, переносят.
3. Хищные, полезные, паразитические.
4. Вредные насекомые.
Интересно, что сами люди приучили жука к вредительской жизни. Раньше не существовало колорадского жука, а был десятилинейный листоед. Дикий картофель имел грубые, жесткие листья. В результате селекции человек стремился получить картофель с более крупными и вкусными клубнями. Этого селекционеры добились, но вместе с тем листья картофеля стали мягче, сочнее, то есть вкуснее для колорадского жука. Когда американцы засеяли огромные площади земли картофелем, жуки распробовали новое лакомство, картофель пришелся им по вкусу. Постепенно жуки переквалифицировались на вредителей.
Вспомните, именно нашествие саранчи называли 8-й казнью египетской. В ХХ веке ученые разгадали загадку, почему саранча собирается в стаи. У саранчовых, как выяснилось, есть две формы: одиночная и стайная. Одна такая стая весит до 45 миллионов тонн. Кстати, жители некоторых стран с удовольствием едят саранчу как лакомство. В Ливии из нее делают муку, японцы любят консервированную саранчу , даже в Америке устраивают саранчовые дни в память о христианских отшельниках, питавшихся в давние времена саранчой. В эти дни американцы едят блюда из этих насекомых.
Личинки жужелицы.
Личинки жужелицы питаются яйцами овощных мух, мелкими насекомыми и их личинками, червями, слизнями
Журчалки.
Журчалки имеют большое значение в садоводстве, поскольку их личинки питаются тлей.Наездники.
Наездники развиваются, как паразиты, на различных хозяевах, которыми могут быть многие насекомые, за исключением пауков.