МБОУ Крымская средняя общеобразовательная школа
Конспект открытого урока по биологии 5 класс ФГОС
УМК Н.И.Сонина Биология. Введение в биологию.
учитель 1 категории Бабешко Е.В.
Бактерии
Цели: познакомить с существенными признаками царства Бактерии, строением бактерий, особенностями жизнедеятельности, местами обитания, их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.
Основное содержание темы. Существенные признаки представителей царства бактерии, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Планируемые результаты:
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение бактерий.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний; понимание роли бактерий в природе и жизни человека.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: знание существенных признаков строения и жизнедеятельности бактерий; результатов сравнения бактерий с представителями других царств живой природы; роли бактерий в природе и жизни человека.
Оборудование и организация образовательного пространства: учебники; электронное приложение; презентация учителя.
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос по вопросам 1-8 к параграфу 10.
2. Определение темы, актуализация изучаемого материала, самоопределение к деятельности.
Определение темы урока через познавательный рассказ. Учитель читает его, а учащиеся пытаются определить, о каких организмах идет речь. Свои предположения, учащиеся записывают на лист бумаги, корректируют при необходимости.
Это все они...
Они видны только при сильном увеличении микроскопа. Это очень древние организмы. Очень просто устроены. В их клетках нет ядра. Имеют очень разную форму: округлые, виде палочек, извитые. В благоприятных условиях быстро растут и размножаются путем деления надвое. В организме человека их более 500 видов. Они превращают отмершие остатки растений в снова доступные для растений вещества. Являются причиной порчи продуктов, могут вызвать у человека такие болезни, как дифтерия, туберкулез, столбняк, холеру и др. Отдельные из них, их называют клубеньковые умеют усваивать азот воздуха.
Идет обсуждение, учащиеся приводят доводы в пользу своего решения, определяется тема урока.
Учитель спрашивает, что бы хотели учащиеся узнать о бактериях. Выясняется, что интересует школьников
Из пожеланий учащихся составляется план изучения материала, который затем сравнивается с планом, предложенным учителем. Выстраивается план изучения бактерий.
План
1.Бактерии. Особенности строения.
2.Как различаются бактерии по форме?
3.Распространение бактерий.
4.Чем питаются бактерии?
5.Размножение бактерий.
6.Образование спор бактерий.
7.Многообразие бактерий.
8.Что нужно знать, чтобы не нанести вред здоровью?
9.Отношение бактерий к кислороду.
Определяются источники знаний. Это § 11 учебника, электронное приложение, знания учителя (каждый учащийся при возникших вопросах может обратиться к учителю).
3. Учебно-познавательная деятельность.
Учащиеся читают текст параграфа вслух по одному предложению. Это учит детей слушать, а также четко, громко, выразительно читать. Затем
предлагается определить, на какие вопросы плана в результате прочтения текста параграфа получили ответ; что еще хотелось бы узнать о бактериях.
Учащиеся просматривают электронное приложение.
Если каких-то ответов и там не нашли, учитель разъясняет или предлагает на оставшиеся вопрос найти ответы самостоятельно.
4.Интеллектулаьно- преобразовательная деятельность.
Выполнение интерактивного упражнения «Польза и вред бактерий» (электронное приложение к учебнику.)
5. Рефлексивная деятельность. Самоанализ и самооценка ученика.
Задание 1 (самоанализ). Закончите предложение.
1. Я убежден(а) в том, что бактерии имеют положительную и отрицательную роль в природе и жизни человека.
Я готов(а) привести примеры.
Положительная роль бактерий: ....
Отрицательная роль бактерий: ....
Я теперь знаю, что бактерии, в отличие от одноклеточных растений, грибов, животных, не имеют ....
Споры у бактерий, оказывается, играют роль ....
Я могу привести примеры того, что бактерии имеют разную форму. Они могут быть ....
Задание 2 (самооценка).
Я доволен(льна) (или недоволен(льна)) результатом своей учебной деятельности, так как достиг(ла) поставленных целей. Научился(лась) ..., выполнил(а) ..., понял(а) ..., запомнил(а)....
Домашнее задание.
Параграф11, в.1-10.
2.Проверить свое умение рассматривать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни. (Раздать карточки с напечатанными заданиями.)
Карточки с заданиями
Задание 1. Объясните, почему доски для разделки мяса и рыбы нельзя использовать, если в них появились трещины.
Задание 2. Известно, что готовить мясные и рыбные консервы в домашних условиях не рекомендуется, так как в них могут развиться бактерии, выделяющие один из самых опасных и сильных ядов — ботулин. Укажите почему.
Задание 3. Пути передачи инфекции: через воздух, продукты питания, воду, ранки на коже, насекомых. Расскажите, какие меры безопасности можете предложить.