СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по биологии в 5 классе на тему: " Голосеменные".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с применением кейс-метода. Презентация к уроку. Разработка к  учебнику Плешаков, Сонин. 5 класс. 

Изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«конспект к открытому уроку по биологии»



Структура урока

  1. Орг. Момент (приветствие детей) – 1 мин.

  2. Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения. Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное солнышко да зеленое зернышко.» О чем здесь речь? (о фотосинтезе). О каком зеленом зернышке говорится? (о хлоропласте) Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на земле? (слайд 1).

Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (не будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилосные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится). (слайд 2)

  1. Актуализация знаний учащихся (беседа с учащимися и построение схемы-аппликации) - 2 мин.

Какие группы растений мы уже изучили (водоросли, мхи, лишайники, папоротники). Среди них есть высшие и низшие растения, чтобы ответить на вопрос какие высшие и какие низшие выполним задания. (Интерактивное №1).

Давайте повторим тему «Папоротники» и выполним задание «Строение папоротника», кто хочет пойти к доске?

4. Усвоение новых знаний

300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения (слайд №6)

Постановка проблемного вопроса: «Что же позволило выжить этим растениям в условиях изменившегося климата?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны, ели и лиственницы.

Работать будете в 3-х группах по инструктивным карточкам (Объяснение целей работы, последовательности её выполнения)

Работа в группах по инструктивным карточкам. (Приложение №1) - 4 мин.
В помощь вам дается таблица с особенностями строения, условий произрастания сосны и ели(слайд№7).
Отчет о работе в группах (3 мин) (спросить каждый ряд: ………)

Быстрее всех растет лиственница: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам. Лиственница встречается в нашем городе как дерево, которое используется для озеленения, а в тайге занимает она большие площади.











 Возраст лиственницы - до 500 лет. Сама древесина может храниться до тысячи лет.

 В Венеции многие дома стоят на сваях из лиственницы.

 До сер. 19 века в России лиственницу нельзя было просто купить. Она предназначалась для государственного пользования. Например, лиственница использовалась в кораблестроении.

 Дерево выдерживает морозы до -65 градусов. В высоту достигает 50 метров, обхват у основания - до двух метров.

 Древесина лиственницы плотная и тяжелая, она тонет в воде, поэтому ее затруднительно переплавлять по рекам.

 Шишки на дереве появляются через 15 лет после посадки. И плодоношение происходит каждые 6 лет.

Пихта — мощное растение. Диаметр ствола взрослого дерева 1,5-2 метра, высота — 80-100 метров, примерно с 30-этажный дом! Это самое высокое дерево в России. Его густая тёмно-зелёная крона растет от самого низа ствола, имеет форму конуса. Издали дерево похоже на огромную тёмно-зелёную пирамиду.

Ещё в седой древности знахари оценили полезные свойства пихты. Её хвоя — ценный источник витамина С, настой из хвои применяют для лечения авитаминоза, поднятия иммунитета.



Ребята, вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем. Встаньте между рядами. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна» (Физкультминутка 1 мин)

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она (подняли руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней (встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал (повороты туловища в стороны. )
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет (наклоны туловища в стороны)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души,
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).











  1. Первичное закрепление знаний учащихся. – 7 мин.



Отгадайте загадки:



  1. По округе славится
    Зеленая красавица:
    Сарафан как колокол,
    По Земле да волоком
    Шапочка с опушечкой,
    С острою макушечкой. (Ель.) (слайд №17)

  2. У меня длинней иголки
    Чем у елки.
    Очень прямо я расту
    В высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви - только на макушке. (Сосна) (слайд №18)

  3. Хотя листы у нас – «иголки»,

мы их не держим слишком долго.

Настанет осень – сбросим их,

и будем ждать весной других. (Лиственница) (слайд №19)





Решите биологические задачи:

Задача для группы № 1. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача для группы № 2.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?



Задача для группы № 3.
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего: «Это хвойный лес?»
«Хвойный» - ответил лесничий.
Ревизор: «А где хвоя?»
Лесничий: «Опала»
Ревизор: «По чьей вине?»
Лесничий: «Природы»
Ревизор: «Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!»
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?













Задание группе №1

  1. Изучите информацию о сосне. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.


Признаки


Сосна

Отношение к почве


Отношение к свету


Форма кроны


Корневая система


Высота дерева


Продолжительность жизни






















Задание группе №2

  1. Изучите информацию о ели. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.




Признаки


Ель

Отношение к почве


Отношение к свету


Форма кроны


Корневая система


Высота дерева


Продолжительность жизни




























Завершите схему:

«Значение голосеменных растений в природе»













































Завершите схему:

«Значение голосеменных растений

в хозяйственной деятельности человека

Просмотр содержимого презентации
«голосеменные»

Что будет, если все растения вдруг погибнут?

Что будет, если все растения вдруг погибнут?

Растения каких групп изображены? Водоросли Мхи Папоротники

Растения каких групп изображены?

Водоросли

Мхи

Папоротники

Сделайте подписи к рисунку 1 _________________________ 2 __________________________ 3 __________________________ 4 __________________________ 5 __________________________

Сделайте подписи к рисунку

1 _________________________

2 __________________________

3 __________________________

4 __________________________

5 __________________________

Сделайте подписи к рисунку листья 1 _________________________ споры 2 __________________________ побег 3 __________________________ 4 __ почва_ __________________ 5 _ корень ___________________

Сделайте подписи к рисунку

листья

1 _________________________

споры

2 __________________________

побег

3 __________________________

4 __ почва_ __________________

5 _ корень ___________________

Какое общее название имеют эти растения?

Какое общее название имеют эти растения?

Тема Голосеменные растения Что надо узнать: Строение Где обитают Жизнедеятель-ность Значение в природе Представители Роль в жизни человека

Тема

Голосеменные растения

Что надо узнать:

Строение

Где обитают

Жизнедеятель-ность

Значение в природе

Представители

Роль в жизни человека

Найдите в учебнике ответы  на вопросы

Найдите в учебнике ответы на вопросы

  • Есть ли среди голосеменных кустарники и травы?
  • Есть ли у голосеменных цветки и плоды?
  • Почему этим растениям дано название «Голосеменные»?
  • Сколько видов голосеменных существует?
Сравните ель и сосну Сосна обыкновенная

Сравните ель и сосну

Сосна обыкновенная

Сравнительная характеристика ели и сосны Черты сравнения Ель Форма кроны Сосна Густота кроны Длина хвоинок (сравните) Количество хвоинок в пучке Форма шишек Отношение дерева к свету Где начинаются ветки Как называется лес Количество света в лесу Количество влаги в лесу Применение дерева

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Форма кроны

Сосна

Густота кроны

Длина хвоинок (сравните)

Количество хвоинок в пучке

Форма шишек

Отношение дерева к свету

Где начинаются ветки

Как называется лес

Количество света в лесу

Количество влаги в лесу

Применение дерева

Сравнительная характеристика ели и сосны Черты сравнения Ель Форма кроны Пирамидальная Густота кроны Сосна Густая Овальная Длина хвоинок (сравните) Редкая Короткие Количество хвоинок в пучке 1 Форма шишек Длинные 2 Удлиненные Отношение дерева к свету Теневыносливое Где начинаются ветки Округлые Низко Светолюбивое Как называется лес Ельник Количество света в лесу Высоко Бор Мало Количество влаги в лесу Много Применение дерева Много Мало ? ?

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Форма кроны

Пирамидальная

Густота кроны

Сосна

Густая

Овальная

Длина хвоинок (сравните)

Редкая

Короткие

Количество хвоинок в пучке

1

Форма шишек

Длинные

2

Удлиненные

Отношение дерева к свету

Теневыносливое

Где начинаются ветки

Округлые

Низко

Светолюбивое

Как называется лес

Ельник

Количество света в лесу

Высоко

Бор

Мало

Количество влаги в лесу

Много

Применение дерева

Много

Мало

?

?

Искусственная Живая А вы за какую ёлку?

Искусственная

Живая

А вы за какую ёлку?

Сбережем лес! На восстановление ельника нужно 100 лет!

Сбережем лес!

На восстановление ельника нужно

100 лет!

Лиственница

Лиственница

Полярная роза Так цветет лиственница Её шишки краснеют раз в 2-3 года

Полярная роза Так цветет лиственница Её шишки краснеют раз в 2-3 года

Пихта и кедр Пихта Кедр (сосна сибирская)

Пихта и кедр

Пихта

Кедр (сосна сибирская)

Применение хвойных растений

Применение хвойных растений

Отгадайте деревья по силуэ там Кедр Лиственница Ель Пихта Сосна

Отгадайте деревья по силуэ там

Кедр

Лиственница

Ель

Пихта

Сосна

Тема Голосеменные растения Что надо было узнать: Строение Где обитают Жизнедеятель-ность Представители Значение в природе Роль в жизни человека

Тема

Голосеменные растения

Что надо было узнать:

Строение

Где обитают

Жизнедеятель-ность

Представители

Значение в природе

Роль в жизни человека

Домашнее задан ие

Домашнее задан ие

  • Параграф 16 учебника, вопросы
  • Подготовить сообщение о получении бумаги
  • Подготовить сообщение и презентацию о применении лиственницы