Структура урока
Орг. Момент (приветствие детей) – 1 мин.
Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения. Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное солнышко да зеленое зернышко.» О чем здесь речь? (о фотосинтезе). О каком зеленом зернышке говорится? (о хлоропласте) Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на земле? (слайд 1).
Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (не будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилосные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится). (слайд 2)
Актуализация знаний учащихся (беседа с учащимися и построение схемы-аппликации) - 2 мин.
Какие группы растений мы уже изучили (водоросли, мхи, лишайники, папоротники). Среди них есть высшие и низшие растения, чтобы ответить на вопрос какие высшие и какие низшие выполним задания. (Интерактивное №1).
Давайте повторим тему «Папоротники» и выполним задание «Строение папоротника», кто хочет пойти к доске?
4. Усвоение новых знаний
300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения (слайд №6)
Постановка проблемного вопроса: «Что же позволило выжить этим растениям в условиях изменившегося климата?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны, ели и лиственницы.
Работать будете в 3-х группах по инструктивным карточкам (Объяснение целей работы, последовательности её выполнения)
Работа в группах по инструктивным карточкам. (Приложение №1) - 4 мин.
В помощь вам дается таблица с особенностями строения, условий произрастания сосны и ели(слайд№7).
Отчет о работе в группах (3 мин) (спросить каждый ряд: ………)
Быстрее всех растет лиственница: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам. Лиственница встречается в нашем городе как дерево, которое используется для озеленения, а в тайге занимает она большие площади.
Возраст лиственницы - до 500 лет. Сама древесина может храниться до тысячи лет.
В Венеции многие дома стоят на сваях из лиственницы.
До сер. 19 века в России лиственницу нельзя было просто купить. Она предназначалась для государственного пользования. Например, лиственница использовалась в кораблестроении.
Дерево выдерживает морозы до -65 градусов. В высоту достигает 50 метров, обхват у основания - до двух метров.
Древесина лиственницы плотная и тяжелая, она тонет в воде, поэтому ее затруднительно переплавлять по рекам.
Шишки на дереве появляются через 15 лет после посадки. И плодоношение происходит каждые 6 лет.
Пихта — мощное растение. Диаметр ствола взрослого дерева 1,5-2 метра, высота — 80-100 метров, примерно с 30-этажный дом! Это самое высокое дерево в России. Его густая тёмно-зелёная крона растет от самого низа ствола, имеет форму конуса. Издали дерево похоже на огромную тёмно-зелёную пирамиду.
Ещё в седой древности знахари оценили полезные свойства пихты. Её хвоя — ценный источник витамина С, настой из хвои применяют для лечения авитаминоза, поднятия иммунитета.
Ребята, вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем. Встаньте между рядами. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна» (Физкультминутка 1 мин)
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она (подняли руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней (встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал (повороты туловища в стороны. )
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет (наклоны туловища в стороны)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души,
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).
Первичное закрепление знаний учащихся. – 7 мин.
Отгадайте загадки:
По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан как колокол,
По Земле да волоком
Шапочка с опушечкой,
С острою макушечкой. (Ель.) (слайд №17)
У меня длинней иголки
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна) (слайд №18)
Хотя листы у нас – «иголки»,
мы их не держим слишком долго.
Настанет осень – сбросим их,
и будем ждать весной других. (Лиственница) (слайд №19)
Решите биологические задачи:
Задача для группы № 1. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?
Задача для группы № 2.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?
Задача для группы № 3.
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего: «Это хвойный лес?»
«Хвойный» - ответил лесничий.
Ревизор: «А где хвоя?»
Лесничий: «Опала»
Ревизор: «По чьей вине?»
Лесничий: «Природы»
Ревизор: «Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!»
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
Задание группе №1
Изучите информацию о сосне. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.
Признаки | Сосна |
Отношение к почве | |
Отношение к свету | |
Форма кроны | |
Корневая система | |
Высота дерева | |
Продолжительность жизни | |
Задание группе №2
Изучите информацию о ели. Опишите это растение по плану и занесите информацию в таблицу.
Признаки | Ель |
Отношение к почве | |
Отношение к свету | |
Форма кроны | |
Корневая система | |
Высота дерева | |
Продолжительность жизни | |
Завершите схему:



«Значение голосеменных растений в природе»
Завершите схему:
«Значение голосеменных растений
в


хозяйственной деятельности человека