СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по чтению на тему: «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление. 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по чтению на тему: «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление. 1 класс»

Тема урока: «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.


Цель урока: Закрепление знаний о звуке [ж], буквах «Ж, ж»;формирование навыка правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения. 

Задачи урока: 
Образовательные:
1. Закрепить знания о всегда твёрдом согласном звуке [ж];
2. Формировать навык плавного, выразительного, слогового чтения слов, предложений и текстов с изученными буквами;
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух, память, речь, внимание, наблюдательность, умение анализировать;
2. Развивать познавательную активность и обогащать словарный запас;
3. Развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные качества обучающихся;
2. Прививать навыки правильного речевого общения (умение слушать и вступать в разговор);
3. Воспитывать интерес и желание учиться;

Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Личностные УУД: формирование умения определять общие правила поведения;
формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Форма урока: урок - путешествие

Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание); игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
проблемное обучение (частично – поисковое).

Методы: игровой метод, метод беседы

Программные средства: комплект методических пособий УМК « Школа России»

Оборудование: индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные рисунки; набор букв и слогов; домик с буквами; дидактический материал для коллективной работы; компьютер, мультимедийный проектор; презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint$ ; мяч; корзинка; наборное полотно; вагончики.

Ход урока

  1. Организационный момент. 
    Громко прозвенел звонок,
    Начинается урок!
    Наши ушки на макушке
    Глазки широко раскрыты.
    Идя к заветной цели
    Работать будем дружно.
    Сегодня на уроке
    Нам много сделать нужно!

    II. Развитие речевого аппарата.
    1. Дыхательная гимнастика 
    * Упражнение «Пятёрочка» 
    (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)
    2. Артикуляционная разминка
    *Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)
    * Упражнение «Пчела» (глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж-ж)

    III. Включение в учебную деятельность. 
    - Какая буква вчера вселилась в домик? (Буква Ж) (слайд №2)


- Кто запомнил стихотворение про букву Ж? (слайд №3)
( Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук :
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!)


IV. Активизация знаний учащихся. Целеполагание.
1. - Что вы знаете о звуке [ж]? Дайте ему характеристику.
(Звук [ж] согласный, шипящий, звонкий парный, всегда твёрдый, на письме обозначается буквой Ж) 
- Буква Ж собирается « убежать» из домика, но мы не можем этого допустить. Мы должны «догнать» её и
«вернуть» в домик. 
2. «Бег по цветным дорожкам» - чтение слогов в прямом и обратном направлении.
Буква Ж убегает по оранжевой дорожке (Класс читает хором – ЖИ), по жёлтой дорожке (класс читает 
– ЖУ), по зелёной дорожке (ЖА), по красной дорожке ( ЖО), по синей (ЖЕ).


3. Чтение чистоговорок (за учителем) (слайд №4)
жа-жа-жа – в трубе осела сажа;
жу-жу-жу – я на стульчике сижу; 
же-же-же – дождь прошёл уже; 
жи-жи-жи – папа наточил ножи;
жо-жо-жо – в комнате свежо;
- Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].
- Кто из вас сможет сказать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке , какова цель нашего урока? 
(Продолжать знакомиться с буквами Ж, ж и звуком [ж], читать и составлять слоги, слова и предложения, в которых есть данная буква.)
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые звуки (Ж-Ш)

-Дайте им характеристику
(парные согласные, обозначают звуки – Ж - тв.звук (Ж), звонкий, шипящий
Ш - тв.звук (Ш), глухой, шипящий)
- Какое правило мы должны помнить о их правописании ?
(Жи – Ши - пиши с И) 
-Назовите слова с данной орфограммой 
(ножи, мыши, камыши, лыжи, чижи и т.д.)

V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

Игра «Определи звук»
Учитель произносит слова. Если в слове слышится звук [Ж] дети 
приседают, в случае его отсутствия – встают и поднимают руки вверх.
(Сугроб, лыжи, крылья, жесть, девочки, снежинки, пушинки, шапка, Жанна) 

VI. Работа по теме урока.
1. - Буква Ж отправляется в путешествие. Она вас приглашает с собой.
- Вы готовы отправиться в весёлое путешествие с буквой Ж?
- Сейчас Буква Ж проверит вашу готовность.
(Учитель бросает каждому ученику мяч, дети возвращают мяч со словом, в котором есть звук [ж])

2. - Скажите , на чём можно путешествовать? ( ответы детей)
- Отгадайте, на чём мы будем путешествовать.
- Составить слово: ( слайд №5)


- Мы отправимся в путешествие на поезде (слайд № 6)


3.- А кто же машинист нашего поезда?
- Буква Ж спрятала машиниста в корзинку. Слышите, какой из корзинки раздаётся шум, охи, жужжание, рычание, удивление…
-Что в корзинке? (Звуки!)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Как их различить? (ответы детей)
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? 
(Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? 
(Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие). 

4. Игровое упражнение «Поймай звук»: [ж у р а в л ь] 
Дети составляют слово в разрезной азбуке, находят ударный слог. Вот и машинист нашего поезда.

(Появляется картинка с изображением журавля) (слайд № 6)


5. Чтобы войти в вагон, надо иметь билет (раздаю карточки – билеты, с изображением разных предметов), составьте звуковой анализ слова на индивидуальном наборном полотне.
- У кого такой билет? (слайд №7)


- Вы будете путешествовать в зелёном вагоне. 
Вот ваш проводник (появляются буквы на ножках) (слайд №7)
К Ж У 
(дети составляют слово и появляется картинка с изображением жука) (слайд №8)


- У кого такой билет? (слайд № 9)


- Вы будете путешествовать в синем вагоне.
- Вот ваш проводник (появляются буквы на ножках) (слайд №9)
А А Б Ж (ЖАБА) 
(дети составляют слово и появляется картинка с изображением жабы) (слайд №10 )


- У кого такой билет? (слайд №11)


- Вы будете путешествовать в красном вагоне. 
Вот ваши проводники
( появляются буквы на ножках) (слайд 11)
Е И Ж (ЕЖИ)
(дети составляют слово и появляется картинка с изображением ежей) (слайд №12)


- Все готовы?
(на слайде появляется изображение поезда) (слайд №13)


VII. Физкультминутка
Вот наш поезд едет
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Пыхтит паровоз
Далеко – далеко
Ребят он повёз.
(Ребята имитируют руками движение колёс)
III. Продолжение работы по теме урока.

1 станция «Прочитайкино»

(слайд №14)
- Вас встречает: 
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится… (жираф) (слайд №15)
Жираф приготовил для вас задания:

1. Чтение по слоговой таблице:
САЖА, ЛУЖИ, ЖАРА, ЧИЖИ, НОЖИ

2. Работа над текстом по Азбуке, стр.25 
1). Подготовка к чтению: 
РАЗБЕЖАЛИСЬ
ОСТОРОЖНО
ПЛАТОЧКОМ 
2). Жужжащее чтение
- Назвать слова, в которых есть буква Ж 
3). Чтение вслух «цепочкой» по предложениям
4). Беседа по прочитанному:
- Во что играли дети?
- Кто был Жмуркой?
- Кого догнал Женя?
- Как можно озаглавить рассказ?

5). А что могло произойти дальше?
( рассказы детей) 
6). «Не подведи свой ряд» (чтение рассказа «Жмурки», по одному человеку от ряда)

3. Игровое упражнение «КТО – ГДЕ» (наборное полотно). Работа в паре.
- Закончи правильно предложение.

Ежи в болоте.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Стрижи в реке.
Ерши в лесу.

2 станция «Угадайкино»

(слайд №16) 
Ученик читает загадку на слайде: (слайд №17)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (жаворонок) (слайд №18)

- Составить слово-отгадку в разрезной кассе букв и слогов.
- Из букв данного слова составить новые слова
( кора, кожа, ров, нож, корона, ворон, корова, нора, жар, кран, 
норка, крона, ворона)

3 станция «Отдыхайкино»

Музыкальная пауза. (слайд №19)
Мы едем, едем, едем в далёкие края, 
Хорошие соседи, счастливые друзья. 
Нам весело живётся, мы песенку поём, 
И в песенке поётся о том, как мы живём. 

Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, петьку - забияку,
Обезьяну, попугая, вот - компания какая!
Вот - компания какая!

4 станция «Скороговоркино»

(слайд №20)
- Составить из слов скороговорку: ( слова-карточки стоят на наборном полотне)
увидев, на, волка, задрожали, зайки, лужайке
(Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.) 
(на слайде появляется картинка) (слайд №21)
-Какой вопрос можно задать к словам: зайки, волк? (КТО?) 
-Как мы будем называть такие слова? (одушевлённые, нарицательные) 
- Какой вопрос можно задать к слову: лужайка? (ЧТО?)
- Как мы будем называть такие слова? (неодушевлённые нарицательные) 
- Учимся читать скороговорку: 
- первый раз – читай медленно, чётко проговаривай звуки;
- второй раз – с обычной скоростью;
- третий раз – как можно быстрее;

5 станция «Играйкико»

(слайд №22)
- Игра «Четвертый лишний» (слайд №23)
- Найдите лишнее слово
1. журавль, желудь, жираф, еж ( жёлудь- растение)
2. Женя, жук, Жанна, Жучка (жук-насекомое) (слайд №24)

6 станция «Сюрпризово»

(слайд №25) 
- Буква Ж приготовила вам сувениры. Они едут в последнем вагоне.

На слайде ( №26) картинки: скворечник, ножницы, ель, жёлудь, индеец, ножи, клещи, арбуз 
- Возьмите первый звук от каждого слова и положите его в ладошку.
- Произнесите получившееся слово шёпотом, а теперь подбросьте его вверх и громко позовите:
СНЕЖИНКА! (слайд №27)
Раздаю каждому ученику снежинку (пластмассовая). К ней прикреплена записка:
Стала СНЕЖИНКА
Буквою Ж,
Солнце её 
Не растопит уже!
(Читают хором)
IX. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие.
- Давайте подведём итог нашего урока. 
-Чем сегодня занимались на уроке? (продолжали изучать букву 
Ж, находили эту букву в словах, составляли звуковой анализ слов, 
читали слова и предложения ) 

X. Рефлексия деятельности.
- Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…»
(Всегда в русском языке твёрдая, шипящая, звонкая)
- Как пишутся сочетание жи - ши?(с буквой И)
Самооценка учащихся. 
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на 
СМАЙЛИКАХ.
- Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
- Спасибо всем за урок. Вы у меня МОЛОДЦЫ! (слайд №28)
- Урок окончен.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 58»



Конспект

открытого урока

по чтению на тему:

«Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.

11 класс




Учитель начальных классов: Сейфуллаева М.Р.





Г.Махачкала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя