СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по физике в 7 классе по теме «Атмосферное давление»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать усвоению понятий: атмосфера, вес воздуха, атмосферное давление; формирование навыков поисковой деятельности и умений теоретически обосновывать явления, происходящие с участием атмосферного давления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по физике в 7 классе по теме «Атмосферное давление»»

Конспект открытого урока по физике в 7 классе

по теме «Атмосферное давление»

Цели урока:

Образовательная: способствовать усвоению понятий: атмосфера, вес воздуха, атмосферное давление; формирование навыков поисковой деятельности и умений теоретически обосновывать явления, происходящие с участием атмосферного давления.

Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, развитие интереса к экспериментальной физике.

Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: беседа, объяснительно-иллюстративный, информационно-компьютерный, самостоятельная работа.

Ход урока

1. Орг. момент

Учитель: Здравствуйте, друзья! Я очень рада вас видеть и верю, что урок у нас пройдет великолепно и настроение у нас станет прекрасным.

Цель урока: Рассмотреть строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений.

2. Актуализация знаний.

– Что такое давление? 

– В каких единицах выражается давление в СИ? 

– От чего зависит давление, оказываемое жидкостями и газами?

– Что называется атмосферой?

– Что называется атмосферным давлением?

– Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы не покидают Землю?

– Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?

  1. Решить задачу: 

Зависимость гидростатического давления на дно сосуда от формы сосуда





В три сосуда с одинаковой площадью дна налита вода до одного и того же уровня. На дно какого сосуда вода оказывает большее давление?


А.



Б.



В.



Давление на дно сосудов во всех трех случаях одинаково.




2. Решить задачу

Л.№ 530 “Определите высоту уровня воды в водонапорной башне, если манометр, установленный у ее основания, показывает давление
220000 Па”

Дано:

ρ = 1000 κг/м3
g= 10 Н/кг
p = 220000 Па
h – ?

p = ρgh
h = p/ρg

 

Решение

h = 220000Па /(1000(кг/м3 *10Н/кг) = 22 м


Ответ: h = 22 м.



  1. Изучение нового материала.

А теперь из курса географии давайте вспомним:

1. Что такое атмосфера? (воздушная оболочка Земли).

2. В каком слое воздух наибо­лее сжатый и плотный? Почему? (в нижнем, количество мо­лекул в этом слое больше, а чем выше слой, тем воздух более разреженный).

3. Как вы думаете, что произошло бы с атмо­сферой Земли, если бы не было силы земного притя­жения? (она бы улетела).

Итак, наша Земля окутана невидимым воздушным одеялом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров.  Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха.

- А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли? (Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно)

Оказывается, чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с. Плотность воздуха уменьшается с высотой.

  • Что произошло бы на Земле, если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла?

Лишившись атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод + 130 С днем и - 150 С ночью.

Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению (ученики высказывают свои мнения).

Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно? Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опытах, а в этом помогут нам сами учащиеся.

1Опыт 1
В сосуд с водой опускаем цилиндр с поршнем, поднимем поршень.

Вывод:

Атмосферное давление действует на воду в сосуде одинаково по всем направлениям в том числе и вверх. Под поршнем создается разреженное пространство и вода движется из зоны большего давления в зону меньшего давления.

Опыт 2. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги так, как это показано на рисунке. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?

Ответ: Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.

Опыт 3

Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится.

Вывод:Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга

В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями .Когда полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, не оставившее между полушариями даже малейшей щели. Затем с помощью насоса откачали воздух из пространства между полушариями. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе шестнадцати коней?

Ответ: Этой силой было действие атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачивали из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружи атмосферным давлением. Оно, оставаясь постоянным, тем больше превышало давление внутри шара, чем меньше там оставалось воздуха.

Выводы: учащиеся наблюдают за учителем, предлагают свои версии, приходят к выводу, что атмосферное давление на самом деле существует.

Вес 1 м3 воздуха:

P = 10 Н/кг * 1.3 кг = 13 Н

Вывод: Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

Задача. Определить, какой вес имеет воздух, находящийся в кабинете физике, если длина комнаты – 10м, ширина – 6м, высота – 4м.

Решая задачу, учащиеся приходят к ответу: объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 14 тонны.

Оказывается, на 1 кв. см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг. Площадь (S) нашей тетради 300 см2. Значит, на нее давит 300 кг воздуха. Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1,5 м2, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.

Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес?

Действительно, мы не смогли бы выдерживать такую тяжесть, если бы ей не противостояло такое же давление внутри нашего тела. Следующий опыт поможет нам понять это.

  1. Закрепление нового материала.

Учитель: И так что на наши вытянутые ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы выдерживаем такое давление?

Учитель: На каком законе базируется понимание того, что нам не тяжело удерживать в ладонях весь столб воздуха?

Ученики: На законе Паскаля. Давление воздуха действует на наши ладони и сверху и снизу одинаково. Поэтому мы и не замечает этого веса. Слайд 10

Учитель: Проанализируйте рисунки и ответьте, в каком случае художник прав?

  • Работа в группах.

Провести эксперименты по раздаточному материалу и объяснить результаты эксперимента.

Выбери правильное объяснение: 1 группа

  • Атмосферное давление давит на жидкость, и она поднимается вверх по трубке.

  • Под тяжестью воды бумажка прогибается, и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.

  • Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!

  • При нагревании часть воздуха вышла из стакана. Давление в нем уменьшилось. Под действием атмосферного давления вода вдавилась в стакан.

  • Давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в корытце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылки станет больше атмосферного.

  • Присоски увеличиваются в объеме, внутри них образуется разреженноепространство, и наружное давление воздуха прижимает их к поверхности какого-либо предмета.

2 группа

Выбери правильное объяснение:

  • Атмосферное давление давит на жидкость и она поднимается вверх по трубке.

  • Под тяжестью воды бумажка прогибается и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.

  • Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!

  • При нагревании часть воздуха вышла из стакана. Давление в нем уменьшилось. Под действием атмосферного давления вода вдавилась в стакан.

  • Давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в корытце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылки станет больше атмосферного.

  • Присоски увеличиваются в объеме, внутри них образуется разреженноепространство, и наружное давление воздуха прижимает их к поверхности какого-либо предмета.

3 группа

Выбери правильное объяснение:

  • Атмосферное давление давит на жидкость и она поднимается вверх по трубке.

  • Под тяжестью воды бумажка прогибается и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.

  • Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!

  • При нагревании часть воздуха вышла из банки. Давление в ней уменьшилось. Атмосферное давление вдавило воду в банку.

  • Давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в корытце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылки станет больше атмосферного.

  • Присоски увеличиваются в объеме, внутри них образуется разреженноепространство, и наружное давление воздуха прижимает их к поверхности какого-либо предмета.

4 группа

Выбери правильное объяснение:

  • Атмосферное давление давит на жидкость и она поднимается вверх по трубке.

  • Под тяжестью воды бумажка прогибается и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.

  • Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!

  • При нагревании часть воздуха вышла из банки. Давление в ней уменьшилось. Атмосферное давление вдавило воду в банку.

  • Давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в корытце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылки станет больше атмосферного.

  • Давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в корытце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылки станет больше атмосферного.

  • Присоски увеличиваются в объеме, внутри них образуется разреженноепространство, и наружное давление воздуха прижимает их к поверхности какого-либо предмета.

5 группа

Выбери правильное объяснение:



  • Атмосферное давление давит на жидкость, и она поднимается вверх по трубке.

  • Под тяжестью воды бумажка прогибается, и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.

  • Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!

  • При нагревании часть воздуха вышла из стакана. Давление в нем уменьшилось. Под действием атмосферного давления вода вдавилась в стакан.

  • Давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в корытце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылки станет больше атмосферного.

  • Присоски увеличиваются в объеме, внутри них образуется разреженноепространство, и наружное давление воздуха прижимает их к поверхности какого-либо предмета.

6 группа

Выбери правильное объяснение:

Что общего между комнатной мухой и осьминогом?



  • Атмосферное давление давит на жидкость, и она поднимается вверх по трубке.

  • Под тяжестью воды бумажка прогибается, и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.

  • Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!

  • Присоски увеличиваются в объеме, внутри них образуется разреженноепространство, и наружное давление воздуха прижимает их к поверхности какого-либо предмета.

  • При нагревании часть воздуха вышла из стакана. Давление в нем уменьшилось. Под действием атмосферного давления вода вдавилась в стакан.

  • Давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в корытце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылки станет больше атмосферного.


5. Итог.

 Скажите, пожалуйста, что мы изучали на сегодняшнем уроке?

Что такое атмосфера?

Почему атмосфера давит на нашу планету?

Как можно обнаружить атмосферное давление?

Как можно использовать атмосферное давление?

Какое значение имеет для Земли атмосфера?

Учитель: Молодцы!

6. Задание на дом.

– § 13, 14, ответить на вопросы;

– задание №10

-Творческое задание подготовить 1 занимательный опыт на использование атмосферного давления.

подготовить доклад по одной из предложенных тем:

- Атмосфера нашей планеты.

- Роль атмосферного давления в жизни человека и животных.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!