Конспект открытого урока по физике в 9-Б классе
Тема: «Глаз как оптическая система»
Цель урока: Сформировать и систематизировать знания учащихся о линзах, рассмотреть устройство глаза, как оптической системы, выяснить свойства глаза, причины нарушения зрения, их профилактику и коррекцию.
Развивающие: развитие памяти, мышления, концентрация внимания, создание условий для интеллектуального развития детей;
Воспитательные: воспитание толерантности, умения вести диалог, создать условия для формирования здоровьесберегающего мировоззрение.
Ход урока:
Мотивация
Разыгрывание сценки с двумя учащимися с завязанными глазами.
Слово учителя: «мы смотрим не глазами, а мозгом» - говорят физиологи, 90 % всей информации люди получают через глаза. В древности глазам приписывали всевозможные систематические свойства. Глаза часто символизировали смысл и суть жизни, их считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали вытянутые глаза на носу корабля, а египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога РА.
Актуализация
Блиц-турнир (быстро отвечаем на вопросы)
Что называют линзой?
Что называют – фокусным расстоянием линзы?
Что такое оптическая сила линзы?
Назовите единицу оптической силы линзы?
Оптическая сила какой линзы принята за единицу?
Где должен находиться предмет, чтобы получить ум действие перевёрнутое изображение?
Какой прибор оптический даёт такое изображение?
2. Сообщение темы урока
Сегодня мы познакомимся с тем, как мы получаем информацию при помощи зрения, рассмотрим строение глаза, как оптической системы и изучим свойства глаза.
Изучение нового материала
1.Рассмотрите устройство глаза человека (выступление учащегося)
На месте - расставляют числа на элементах.
□=23=25мм(глазное яблоко), (потрогайте глаз, ощутите шарообразную форму).
Зрачки - круглые отверстия в радужной оболочке (2мм - 8мм) -диафрагма.
Радужная оболочка - серые, голубые, карие, зеленые - с разным оттенком.
Центральная ямка - 0,4мм
Живое пятно - 0,3мм, слепое пятно, (практическая работа). Роговица, хрусталик, водянистая жидкость, стекловидное тело, сетчатка, фоторецепторы.
Оптическая система глаза: роговица, водянистая жидкость, хрусталик, стекловидное тело (сравнение с фотоаппаратом)
2.Построение изображения, как в линзе.
3.Аккомодация - свойство глаза приспосабливается к четкому изображению предметов расположенных на разных расстояниях от глаза. (Решение задач).
4.Острота зрения.
Размер изображения на сетчатке зависит от размеров предмета и от угла зрения; чем дальше предмет, тем меньше изображение, с приближением к глазу предмета угол зрения увеличивается.
Ближняя точка аккомодация.
Примеры: ювемеры жители степей, пустынь, созвездие Большой Медведицы (мицари Альков), (две звезды от конца ручки ковша).
Голубые, орфы (1-2 км видят добычу на Земле).
Если угол зрения равен 1°, то изображение на сетчатке = 0,004мм
5.Адаптация - (учащиеся)
6.Бинокулярное зрение - (опыт с карандашами)
Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопическим.
7.Зрительные иллюстрации. Наше суждение о видимом - оказывается обманчивым, (начертить в тетради).
8.Инерция зрения (учащейся).
Зрительное влияние исчезает не сразу, поэтому световые раздражители с перерывами не свыше 0,1с дают сливающееся единое впечатление меносьёмка, мультокризмы).
9.Близорукость, дальнозоркость, (учащейся).
10.Правила гигиены (проводим с классом).
Закрепление: решение задач.
№1 Определить фокусное расстояние глаза при расслабленной мышце (фото.р.) если оптическая сила линзы 70 дптр.
Д= 59 дптр. | F = 1/Д = 1/59 = 0,02 м =2см |
F-? |
№2 Определить фокусное расстояние глаза при расслабленной мышце (при сокращенной) если оптическая сила 70дптр.
0=70дптр | Р=1/Д= 1/70=0,014м=1,4см |
F-? |
№3
di=20cM сЬ=25см Dr-? | 0,2м 0,25м | Dr=l/f+l/di Dr+D2=l/f+l/d2 1/f+l/di+Dr Dr=l/d2-l/di Dr= 1/0,25-1/2=4-5=-1 дптр Ответ:Сг=-1 дптр (близорукость) |
№4 Учащиеся работают с открытым конспектом.
№5 Работа с тестами.
№1 Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой (ф- хрусталик)
№2 На какой части глаза образуются изображения предмета (на сетчатке)
№3 Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком и на более далеком расстоянии ( аккомодация зрения)
№4 При близорукости применяют очки с рассеивающими линзами.
№5 При дальнозоркости - с собирающими линзами.
Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.
Домашнее задание
Подготовить конспект урока (для всех)
По выбору:
Подобрать интересные сведения о глазе, еще свойства глаза.
Просмотреть видео.
Нарисовать строение глаза.