№ | Этап урока | Цели этапа урока | УВМ и его цели | Конспект хода урока | Форма деятельности |
1 | Орг. момент. Целеполагание | Сближение целей учителя и целей ученика | | | |
2 | Повторение и обобщение изученного материала | Запоминание и воспроизведение изученного материала | Знание терминологии; Знание алгоритмов перевода чисел из одной системы счисления в другую; Преобразование графического материала и математических выражений в словесную форму. | Ученики отвечают на вопросы учителя: Как перевести число из произвольной системы счисления в десятичную? Как перевести целое число из десятичной системы счисления в СС с произвольным основанием? Как связаны между собой СС с основаниями 2n? | Фронтальный опрос |
3 | | | Самостоятельное решение типовых задач в стандартной ситуации с использованием алгоритмов, таблиц. | Выполните перевод чисел в систему счисления с указанным основанием и прочитайте получившееся слово. (ответ: «ТРОЙКА») 4610 | Х7 | 2510 | Х3 | 1100112 | Х8 | 1101012 | Х10 | 638 | Х16 | 100012 | Х5 | | Самостоятельная работа. Самоконтроль |
4 | | | Решение прикладной задачи с нестандартно сформулированным условием; Проведение несложных умозаключений путем припоминания изученного материала, установления сходства и различия объектов по каким-либо признакам | Решение текстовой задачи. За праздничным столом собрались 3 поколения одной семьи: отец, сын и внук. Их возраст в различных системах счисления записывается так 88 лет, 66 лет и 22 года. Сколько им лет в десятичной системе счисления, если через год их возраст в исходных системах счисления можно будет записать как 100? Ответить на вопрос учителя: Когда происходит продвижение старшей цифры? | Фронтальная |
5 | | | Воспроизведение изученного материала; Выполнение действий по алгоритму под активным контролем внимания | Проговорите алгоритм выполнения сложения двоичных чисел. Выполните сложение: 1 1 0 1 1 + 1 0 1 1 0 1 | Фронтальная |
6 | Тестовая работа | Проверка уровня усвоения учебного материала | Умение применять знания как при решении типовых задач, так и заданий, сформулированных в нестандартной форме | Выполнение тестовой работы (см. Приложение) | Индивидуальная |
7 | | | Рефлексия | Проверка работ учащимися, выставление отметок | Индивидуальная |
8 | Изучение нового материала | Формирование понимания общности алгоритмов переводов чисел в различных системах счисления | Знание роли советских ученых в развитии науки и вычислительной техники | Ответить на вопросы учителя: Какие СС используются в компьютере? А какая еще СС счисления встретилась сегодня в каждом из заданий? Чем полезна троичная СС? Рассказ учителя: В СССР в 1958 году была построена экспериментальная модель машины, арифметика которой базировалась на троичной уравновешенной системе счисления. Инициатором разработки этой уникальной машины была группа математиков МГУ во главе с академиком С. Л. Соболевым, при участии Н. П. Бруснецова и С. П. Маслова. В 1962-1965 гг. было выпущено более 50 экземпляров промышленных образцов ЭВМ «Сетунь». Особенности этой машины до сих пор привлекают внимание. Инженерные поиски в создании троичных машин продолжаются. | Фронтальная беседа, рассказ учителя |
9 | | | Умение использовать информационные технологии для поиска и отбора информации по интересующему вопросу; Умение анализировать, систематизировать полученную информацию | Ученики ищут ответ на вопрос «В чем заключаются преимущества троичной системы счисления при ее использовании в вычислительной технике» самостоятельно на портале свободной энциклопедии Wikipedia | Индивидуальная |
10 | Практическая работа по применению полученных знаний | Умение преобразовывать изученное из одной формы в другую, интерпретировать его; Деятельность по созданию нового. | Использование обобщенных знаний при решении практических задач; Умение анализировать принципы выполнения сложения чисел; Использование знаний по теме «Табличный редактор» для решения новых проблем; Воспитание вкуса к исследованию, поиску закономерностей; Использование приемов творческой деятельности. | Запрограммируйте в табличном редакторе Microsoft Excel «калькулятор», который сможет выполнять сложение чисел в троичной системе счисления. | Индивидуальная |
11 | Итог урока | | | | |
12 | Домашнее задание | Повторение теоретического материала, подготовка к зачету, программирование «калькулятора» завершить. | | | |