КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ:
«РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»,
ПРОВЕДЕННОГО В 6 КЛАССЕ
Тема урока: «Русские земли под властью Золотой орды»
Цель урока: Знакомство учащихся с положением русских земель, находящихся под властью Золотой Орды.
Задачи:
Обучающие:
Создать условия для освоения учащимися особенностей устройства Золотой Орды;
сформировать представление о формах зависимости Руси от Золотой Орды;
Развивающие:
Развитие у учащихся умения осуществлять поиск информации;
систематизировать информацию по теме, анализировать, делать выводы;
рационально решать познавательные задания;
развитие коммуникативных умений учащихся.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предмету;
воспитывать чувство товарищества;
воспитывать уверенность в своих силах;
привитие чувства гордости за Родину.
Оборудование: Учебник: Е.В. Пчелов «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.». М.:«ТИД «Русское слово – РС», 2009,настенная карта», «Русские княжества в 13- 15 веках, доска, карточки с заданиями, конверты с вопросами к новой теме.
Тип урока: комбинированный.
План урока.
Организационный момент.------------------------------------------------(2мин.)
Проверка домашнего задания (опрос) ------------------------------ (10 мин.)
3) Основная часть (изучение нового материала) --------------------- (22 мин.)
Рефлексия-------------------------------------------------------------------(3 мин.)
Анализ деятельности учащихся, выставление оценок------------ (2 мин.)
Выдача домашнего задания-----------------------------------------------(1 мин.)
Ход урока
2 мин.
10 мин.
22 мин.
3 мин.
2 мин.
1 мин.
Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь! Проверим отсутствующих.
Проверка домашнего задания.
Прежде чем, мы начнем, нам необходимо выяснить хорошо ли вы усвоили прошлую тему нашего урока, так как она необходима нам для дальнейшей работы.
Сейчас я некоторым из вас раздам карточки с заданиями. Работаете, пока мы с классом разбираем домашнее задание.
С остальными ребятами работаем устно. Давайте с вами ответим на вопросы из учебника.
Работа со всем классом:
С какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?
Почему рыцари изначально решили напасть именно на земли Прибалтики?
В каком году образовался Ливонский Орден?
Рассказать о ходе «Невской битвы» и показать на карте где происходила битва.
Рассказать о «Ледовом побоище» и показать на карте где происходило сражение.
Изучение нового материала.
С целью актуализации знаний организуется беседа по вопросам.
Ребята, давайте с вами вспомним:
Кто напал на Русь с Востока?
Назовите годы монгольского нашествия на Русь. К чему привело это нашествие?
Молодцы, давайте откроем тетрадочки, запишем число и тему нашего сегодняшнего урока: «Русские земли под властью золотой Орды».
Ребята, а сейчас подумайте и назовите цель нашего сегодняшнего урока.
Каждой группе будут даны конверты с вопросами по каждому пункту параграфа 20, который называется «Русские земли под властью Золотой Орды». Ваша задача найти ответы на поставленные вопросы.
Ребята, обратите внимание на проблемный вопрос, который написан на доске: Какое влияние оказывала борьба между русскими князьями на степень господства Орды над русскими землями?
В течение урока подумайте, как можно ответить на этот вопрос и в конце урока мы с вами к нему вернемся.
1группа: параграф 20 пункт 1«Золотая Орда» стр. 135 – 136
1 вопрос: Рассказать об устройстве Золотой Орды.
2 вопрос: Что означает Курултай? Как решались важные вопросы в монгольском государстве?
Давайте запишем термин Курултай в тетрадь.
Курултай – собрание монгольской знати.
3 вопрос: Почему в XIV веке мусульманство стало государственной религией Золотой Орды?
4вопрос: Прочтите первый документ на стр. 141 вашего учебника и ответьте на первый вопрос после документа.
2 группа: параграф 20 пункт 2 «Ордынская власть на Руси» стр. 136 – 137
1вопрос: Расскажите, для чего нужен был ярлык.
2вопрос: В чем причины убийства ордынцами Михаила Всеволодовича и Романа Ольговича?
3вопрос: Как взималась дань с покоренных земель?
Давайте с вами запишем термин, который связан с взиманием дани – Число.
Число – форма зависимости Руси от Золотой Орды, выражавшаяся в переписи населения для точного взимания дани.
4вопрос: Объясните термины: Ярлык, дань, Баскаки.
Ребята, давайте запишем данные термины в тетради.
Ярлык – документ, подтверждающий право князя управлять княжеством.
Дань – натуральный или денежный побор с покоренных народов.
Баскаки – представители монгольских ханов в завоеванных землях, занимающиеся сбором налогов.
3группа: параграф 20 пункт 3 «Орда и Русь во второй половине XIII века» стр. 138 – 141
1вопрос: С какой целью галицкий князь Даниил Романович объединяется с западными соседями?
2вопрос: Почему Андрею Ярославичу не удалось оказать сопротивление татарам?
Давайте с вами запишем в тетрадях дату:
1252 год – Восстание в Северо – Восточной Руси. Неврюева рать.
3вопрос: Правильно ли поступал Александр Невский, пытаясь угодить Орде? Свой ответ обоснуйте.
4вопрос: Прочтите второй документ на стр. 141и ответьте на вопрос: что можно сказать об отношении татар к князьям земли русской?
4группа аналитиков делает вывод по каждому пункту параграфа 20
1вывод: На степных землях Восточной Европы и Азии образовалось новое государство – Золотая Орда. Возникали и развивались новые города – Казань, Астрахань, Бахчисарай и др.
2вывод: Зависимость русских земель от Золотой орды проявлялось по - разному. Князья были вынуждены получать ярлыки на свое княжение, население платило дань. Для поддержания ордынской власти на Русь нередко отправлялись карательные войска.
3 вывод: Установившаяся на Руси ордынская власть изменила жизнь многих русских земель и княжеств. Некоторые князья пытались оказать сопротивление завоевателям или найти союзников в католической Европе, но Владимирской Руси и другим русским государствам пришлось подчиниться Золотой орде.
Ребята, давайте кратко отметим выводы в тетрадях.
Рефлексия
Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. А теперь вернемся к проблемному вопросу: Какое влияние оказывала борьба между русскими князьями на степень господства Орды над русскими землями?
Анализ деятельности учащихся. Выставление оценок.
Выставим оценки тем, кто активно работал сегодня на уроке.
Домашнее задание.
Параграф 20: пункт 1прочитать и ответить на 1 и 2 вопросы после параграфа устно; пункт 2 и пункт 3 пересказ; повторить изученные даты и термины, выучить сегодняшние записи в тетради.
Для тех, кто хочет получить дополнительные оценки, нужно выполнить творческое задание: составить и красиво оформить словарик с терминами, которые мы изучили на сегодняшнем уроке.
Приветствуют учителя, садятся.
Помогают учителю отмечать отсутствующих.
Заполняют карточки с заданиями.
Сдают карточки.
Отвечают на вопросы.
Пересказывают материал.
Отвечают.
Записывают.
Называют цель урока.
Распределяют вопросы в группе.
1 группа отвечает на вопросы.
Класс записывает термин.
2 группа отвечает на вопросы.
Класс записывает термины.
3 группа отвечает на вопросы.
Класс записывает дату.
4 группа делает выводы.
Класс записывает краткие выводы по параграфу.
Отвечают на вопрос.
Слушают.
Выставляют оценки в дневники.
Записывают задание в дневники.