СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по химии: «СЕРА. АЛЛОТРОПИЯ СЕРЫ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРЫ. ПРИМЕНЕНИЕ»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: охарактеризовать серу в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простых веществ, аллотропных модификаций; рассмотреть химические свойства; показать распространенность и роль серы в природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по химии: «СЕРА. АЛЛОТРОПИЯ СЕРЫ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРЫ. ПРИМЕНЕНИЕ»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 46 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(ГБОУ «ШКОЛА № 46 Г.О. ДОНЕЦК»)







РАССМОТРЕННО

На заседании методического объединения учителей

естественно-математических дисциплин

Протокол № от 2024г.














ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ

на тему:

«СЕРА. АЛЛОТРОПИЯ СЕРЫ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРЫ. ПРИМЕНЕНИЕ».

для обучающихся 9 класса













Учитель: Завгородний Я. В.











Донецк 2024



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по химии

для обучающихся 9-го класса


Тема урока: Сера. Аллотропия серы. Химические и физические свойства, применение.

Цель урока: охарактеризовать серу в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простых веществ, аллотропных модификаций; рассмотреть химические свойства; показать распространенность и роль серы в природе.

Задачи: 

образовательная: сформировать знания о строении серы, аллотропных модификациях, ее свойствах, применении и значении;

развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы исходя из строения, свойств, положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева; умение владеть химической терминологией, четко формулировать и высказывать мысли; интерес к предмету, эрудицию;

воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность мышления, учебной деятельности; формировать ответственное отношение к делу, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и реактивы: периодическая таблица, презентация по теме «Сера».

Основные понятия: халькогены, демеркуризация, ромбическая сера, моноклинная сера, пластическая сера, аллотропия, флотация.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом учебника;

  • фронтальная;

  • работа по парам.

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

  • словесные (эвристическая беседа),

  • наглядные (презентация)

  • практические (демонстрация химического эксперимента);

  • частично-поисковый;

Педагогические приемы:

  • учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);

  • учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);

  • учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).



Используемая литература

1. Рудзитис Г.Е., Химия, 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 208 с.

2. Хомченко И.Г., Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.-Москва: « Издательство Новая Волна » 1997 – 128с.

3. Габриелян О.С. Дидактические карточки-задания по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс» /Н.С.Павлова – М.: Дрофа, 2006 – 98с.



































ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания) 

II. Актуализация знаний.

Учитель: Мы начали изучать неметаллы и подгруппу кислорода. На прошлом уроке мы познакомились со свойствами кислорода.

Фронтальный опрос:

  1. Назовите основные физические характеристики кислорода.

  2. Как получают кислород в промышленности и в лаборатории?

  3. С чем связана аллотропия кислорода? Сравните свойства двух аллотропных модификаций кислорода.

  4. Что вам известно об озоновом слое Земли? Какова его роль для жизни на нашей планете?

  5. Где применяется кислород?

  6. Когда и кем был открыт кислород?

  7. Охарактеризуйте химические свойства кислорода.

Итак, мы с вами изучаем группу халькогены. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, послушайте следующую информацию.

С этим веществом человечество знакомо еще с глубокой древности. В переводе с древне индусского означает светло-желтая. Еще древние греки и римляне нашли ей разнообразное применение. Это вещество использовалось в религиозных обрядах - поджигали при различных церемониях, ритуалах, для изгнания злых духов, этим веществом чернили оружие.

Применялось в Древнем Египте для приготовления красок, беления тканей, изготовления косметических средств, для лечения кожных заболеваний, для дезинфекции, изготовления пороха.

У алхимиков это вещество было основной составляющей «философского камня». Это жизненно важный элемент. Входит в состав белков, ферментов, витаминов, гормонов.

При недостатке этого вещества в организме наблюдается хрупкость костей, выпадение волос. На древне индусском звучит как сира.

 Практическое значение серы резко возросло после того, как изобрели черный порох (в состав которого обязательно входит сера). Византийцы в 673 г., защищая   Константинополь,   сожгли флот неприятеля с помощью так называемого   греческого огня — смеси селитры, серы, смолы и других  веществ — пламя которого не гасилось водой.

О каком веществе был рассказ? (о сере).

III. Изучение нового материала.

Учитель:  а теперь приступим к изучению нового материала. Будем изучать вещество…

Ученик: Это вещество Сера.

Учитель: правильно, молодец. Сегодня мы посветим наш урок изучению свойств серы. Запишите тему урока: Сера.

Учитель: Сера содержится в массе продуктов, которые мы используем ежедневно, даже не подозревая об этом. К этому числу относятся: все бобовые, злаки и крупы, а также хлебобулочные изделия; лук, чеснок и капуста; яблоки, виноград и крыжовник; молочные продукты; рыба.

Сера, как и кислород, относятся к главной подгруппе VI группы Таблицы Менделеева. Общее название для этих элементов – халькогены.

Дадим характеристику элемента серы по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева, охарактеризуем строение атома.

В течении всего урока вы будете работать в таблице:


Физические свойства

Химические свойства

Получение

Применение

окислительные

восстановительные








Учитель: для серы, так же как и для кислорода характерно явление аллотропии.

Аллотро́пия — существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам — так называемых аллотропных (или аллотропических) модификаций или форм.

Существуют следующие аллотропные модификации серы:

- Кристаллическая (ромбическая и моноклинная)

- Пластическая

Давайте посмотрим опыт как из одной аллотропной модификации серы можно перейти в другую при нагревании: https://vk.com/video86895056_456239221?ref_domain=yastatic.net

Лабораторный опыт - демонстрация видеофрагмента.

Учитель: Теперь перейдем к химическим свойствам серы.

- Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях?

Ученик: Для серы характерны степени окисления -2, +4,+6.

Учитель: Значит сера в свободном состоянии может повышать свою степень окисления до +4 или до +6, или понижать степень окисления до -2.

Учитель: Как называется элемент, который понижает свою степень окисления и как называется элемент, который повышает свою степень окисления?

Ученик: Окислитель и восстановитель.

Учитель: Хорошо, значит сера может проявлять как окислительные свойства, так и восстановительные свойства.

У вас в таблице есть 2 графы, сера как окислитель и сера как восстановитель.

Сейчас мы их с вами заполним.

Сера как окислитель взаимодействует с металлами, с образованием сульфидов металлов. Сера взаимодействует с водородом с образованием сероводорода.

Попробуйте самостоятельно записать уравнения реакций

Na + S = …

Cu + S = …

Zn + S = …

Н2 + S = …

(Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции в тетрадь).

Учитель: Хорошо, а теперь запишем уравнения реакции, где сера проявляет восстановительные свойства:

S + O2 = …

S + F2 = … (подсказка, сера в соединении со фтором проявляет максимальную СО = +6)

Учитель: Закончили мы с химическими свойствами серы, теперь перейдем к способам получения.

Запишите в таблице уравнения реакции получения серы

  1. Неполное окисление сероводорода (при недостатке кислорода).

2H2S + O2 = 2S + 2H2O  

  1. Реакция Вакенродера

2H2S + SO2 = 3S + 2H2O

Учащиеся записывают в таблицы уравнения реакции

Учитель: Последний пункт нашей таблицы – это применение серы.

Предлагаю вам поработать с литературой и самостоятельно заполнить этот раздел таблицы: стр.66-69 учебника: Химия-9класс.

Ученик: Серу применяют:

- в пиротехнике,

- борьба с вредителями и заболеваниями растений

- производство спичек

- производство серной кислоты

- в медицине

4. Закрепление полученного материала

Учитель: Сегодня мы много узнали о сере и ее физических и химических свойствах, давайте вспомним что у нас сегодня было на уроке.

Ученики: перечисляют что они нового узнали о сере и ее свойствах.

Учитель: Теперь мы накопили достаточный объем знаний и сможем справиться с заданиями формата ОГЭ (Вопросы на экране) – 5 мин

  1. Электронная формула 1S22S22P63S23P4 соответствует атому:

А) кислорода

Б) серы

В) азота

Г) фосфора

2. Аллотропными модификациями являются:

А) озон и вода

Б) кристаллическая и пластическая сера

В) оксиды SO3 и SO2

Г) гидриды H2S, H2Se, H2Te

3. Сера реагирует со следующими веществами:

А) Al и O2

Б) H2 и Au

В) Na и CO2,

Г) Na и H2O

4. Установите соответствие между степенью окисления серы и формулой

1) H2SO4 А) 0

2) H2S Б) +4

3) Na2SO3 В) +6

Г) -2

Ученики дают ответы

Учитель: Хорошо, вы справились с этим заданием, а теперь оценки за работу на уроке.

5. Домашнее задание: Из предложенных вам заданий выберите подходящее, сделайте его на отдельном листе и вышлите мне в Сферум.

На оценку «5»

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

S → Na2S → Н2S → S

На оценку «4»

Напишите формулы соединений серы с металлами: натрий, цинк, алюминий, магний, учитывая, что степень окисления серы в этих соединениях -2.

На оценку «3»

Ядро атома серы имеет заряд + 16. Сколько электронов содержится в наружном электронном слое атома серы? В чем сходство атомов серы и атомов кислорода?

ВЫПОЛНИТЬ: просмотр видео лабораторной работы, повторить конспект урока.

Спасибо всем за урок!