СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по химии в 7 классе "Эта увлекательная наука"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по химии в 7 классе "Эта увлекательная наука"»

Конспект открытого урока по химии в 7 классе

"Эта увлекательная наука"


Учитель ЧОУ «Средняя школа “Возрождение”»

Абасова Тамара Джабраиловна.

Дата проведения: 04.04.2020.


Слово учителя

Ч еловек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе.

Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время интерес к предмету стал уменьшаться. Урок сопровождается презентацией. Каждый учитель может составить свою собственную презентацию.



Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.

Цель урока: формирование устойчивой мотивации изучения химии.

Задачи урока:

Образовательные

– Дать представление о химии как о науке;
– Сформировать первоначальные представления о веществе;
– Начать формирование умения характеризовать вещества, используя для этого его физические свойства.

Развивающие

– Развитие познавательного интереса к предмету;
– Развитие наблюдательности и умение делать выводы на основе наблюдаемого;
– Развитие навыков проведения химического эксперимента.

Воспитательные

– Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– Воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

Оборудование: 

Химические стаканы, стеклянная воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, спички, спиртовка, фарфоровая чашечка, шпатель, штатив для пробирок, лабораторный штатив.

Реактивы: на столах учащихся

а) поваренная соль, сахарный песок, крахмал, пищевая сода, уксусная кислота, вода, растительное масло, лимонная кислота, в колбе кислород;

б) картофель, хлеб, йод, активированный уголь, лимонад красного цвета.

Ход урока

1) Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы будете работать по группам. Поэтому правила работы на уроке следующие. Они лежат у вас на столах.

Правила работы на уроке.

  1. Работаем в группах, где есть командир, который распределяет задания, следит за выполнением работы, назначает ответственного за отчет.

  2. Записи ведем в рабочих листах.

(Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5)

2) Изучение нового материала.

Учитель: 

Вы изучаете уже много наук, но с одной наукой, как учебным предметом, вы познакомитесь только в 8 классе. Прослушайте цитату из произведения М. Горького “Дети Солнца”, прокомментируйте её.

“…Это изумительная наука, знаете. Она ещё мало развита сравнительно с другими, но уже и теперь она представляется мне каким – то всевидящим оком. Её зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу Солнца и во тьму земной коры, в неведомые частицы нашего сердца, и в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни. И она найдёт его, она найдёт. Изучая тайны строения материи, она создаёт в стеклянной колбе живое вещество”. Что же эта за наука?

Учащиеся: Это наука химия.

Учитель: Действительно, речь сегодня пойдет о химии. (слайд )

Учитель: А много ли вы о ней знаете?

Учащиеся: Немного.

Учитель: Мы о химии знаем немного. Заполните первые две графы в таблице.

ЗНАЮ”

ХОЧУ УЗНАТЬ”

УЗНАЛ”

Примечание:

(все что вы знаете о химии на сегодняшний день).

Примечание:

Сформулируйте вопросы, на которые бы вы хотели сегодня получить ответ.

Примечание:

Заполняется в конце урока, запишите, что вы узнали, сделайте вывод.



(Спросить детей, что они знают и хотят узнать).

Учитель: 

Тогда может вместе поставим цель урока!

Учащиеся:

Узнать что такое химия? Что изучает химия?

Учитель:

Эпиграф NB!


Будем химию учить, будем с химией дружить.
Потому что нам, друзья, без неё прожить нельзя”


Учитель:

Запишите цель урока в рабочий лист.
(Учитель читает стихи):


Ты посмотри вокруг,
Повсюду всё прекрасно,
Но помни, милый друг,
Что химия опасна!
Во всех домах присутствует она:
Стирает, моет, варит, полирует…
Конечно, всем она нужна.
Но ты запомни об одном:
Используют её с умом!
Тогда вреда не будет,
Ни вам, ни окружающим вас людям!(слайд)


Учитель: 

В химическом кабинете есть свои заповеди и правила, которые необходимо выполнять. Сегодня я предлагаю вам правила “выживания” в кабинете химии. Я вам показываю слайды с правилами, а вы мне должны сказать, что это за правило техники безопасности. (слайды) (Приложение 6)

Учитель: Формула выживания в кабинете химии: Здравый смысл + Техника безопасности.

Учитель: Запишите в рабочий лист.

Учитель: Ребята, а знакомо ли вам то, что стоит у вас на столах?

Учащиеся: Да, это продукты питания.

Учитель: Назовите эти продуктыА почему они стоят на ваших столах?

Учащиеся: Это химические вещества.

Учитель: Тогда что же изучает химия?

Учащиеся: Вещества.

Учитель: Запишите в рабочий лист.

Учитель: У М.В. Ломоносова есть такие слова : “…Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…” Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся: Нас повсюду окружают химические вещества.

Учитель: Вещества  это предмет изучения химии. Сейчас насчитывается около 25 млн. различных веществ. (Cлайд)

Учитель: Назовите вещества, встречающиеся в природе.

Учащиеся: Кислород, углекислый газ, крахмал.

Учитель: Много веществ получают на химических заводах: лекарства, пластмассы, лаки, краски т.д. (слайд)

Учитель: Попытайтесь распределить те вещества, которые стоят у вас на столе, на группы. Объясните свою классификацию. Что вы взяли за основу?

Учащиеся выполняют задание и распределяют вещества:

1. По агрегатному состоянию:

– твердые – соль, сахар, сода, крахмал, лимонная кислота;

– жидкие – вода, уксусная кислота, растительное масло:

– газообразные – кислород.

2. По цвету:

– бесцветные – вода, уксусная кислота, кислород;

– белые – соль, сахар, сода, крахмал, лимонная кислота;

– желтые – растительное масло.

3. По запаху:

– без запаха – соль, растительное масло, сахар, кислород, сода, крахмал, лимонная кислота;

– с резким запахом – уксусная кислота.

Учитель: 

Вы распределили вещества по разным признакам. А как называются эти признаки?

Учащиеся: Свойства.

Учитель: Поэтому, что еще изучает химия?

Учащиеся: Свойства веществ (слайд)

Учитель: Запишите в рабочий лист. Эти свойства называются физические свойства. Посмотрите на слайд все ли свойства мы записали?

(На слайде: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, температура плавления и кипения, электропроводность и теплопроводность).

Учащиеся:

Нет.

Учитель: 

Можем ли определить температуру кипения и плавления, электропроводность сейчас для наших веществ?

Учащиеся: 

Нет.

Учитель: 

А почему?

Учащиеся: 

Нет специальных приборов.

Учитель: 

У многих веществ эти свойства определены опытным путем и найти их можно в химических справочниках. (ПОКАЗАТЬ СПРАВОЧНИК)

Учитель:

Я проведу следующий опыт: три стакана: в первом– соляная кислота НCl, во втором– хлорид кальция СаCl2, в третьем– Фенолфталеин. В каждый стакан добавлю карбонат натрия Na2CO3. Получу в первом стакане “газировку”, во втором – “молоко”, в третьем– “малиновый сироп”

Учитель: Что еще может изучать химия?

Учащиеся: Химические опыты (превращения веществ).

Учитель: Химические опыты можно обнаружить по признакам? Каким?

Учащиеся: В первом стакане выделился газ, во втором образовался осадок, в третьем изменился цвет.

Учитель: Запишите эти признаки в рабочий лист.

Учитель: Ребята, перед уроком пришло срочное письмо по электронной почте, прочитайте его.

Здравствуйте, ребята!

Я узнал, что у вас сегодня урок химии. О! Я тоже люблю химию и провожу много экспериментов дома.

Решил я как-то устроить праздник для друзей и показать им интересные опыты. Все знают, что в картофеле содержится крахмал. Я капнул на картофель уксусной кислоты и у меня появилось ярко-красное пятно.

Затем приготовил для друзей лимонад-“шипучку”. Взял 1 сл. ложку соды, добавил 1 сл. ложку сахара и растворил в воде. Лимонад готов! Но почему же называется “шипучка”? Шипение я что-то не слышал, кроме как фырканья кота, которому дал попробовать это лакомство.

У Винтика был свой лимонад красного цвета. “Я сейчас превращу его в бесцветный” – , сказал я. Пропустил лимонад через три слоя марли. А цвет почему-то не изменился.

Ну, думаю сейчас я всех сражу наповал. Приготовлю для друзей леденцы – петушки из сахара. Взял сахар, добавил какао, (ведь леденцы коричневые), растворил в воде, вылил в форму, поставил в холодильник. И опять ничего не получилось.

Ребята, почему опыты у меня не получились? Напишите мне, пожалуйста!

С уважением Незнайка!

Учитель: Как вы думаете, почему у Незнайки не получились опыты?

Давайте поможем Незнайке и проведем те же опыты, исправим ошибки. Каждой группе нужно провести свой опыт, который описан у вас в рабочих листах. После проведения опыта, вы должны отчитаться о проделанной работе по алгоритму.

1 группа: Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле, рисе.

2 группа: Адсорбция активированным углем красящих веществ лимонада.

3 группа: Приготовление “шипучки” – лимонада.

4 группа: Приготовление леденцов.

Отчет групп. Учащиеся слушают выступление каждой группы. Вносят дополнения, задают вопросы.

3) Закрепление.

Учитель: А теперь давайте попробуем закрепить то, что изучили на уроке, попытайтесь сформулировать определение химии в рабочем листе.

Химия – это наука, которая изучает ………………., их ………………… и ........................ веществ.

4) Рефлексия.

Учитель: Вспомним, какую цель мы ставили на уроке? Заполните последнюю графу в таблице “Я узнал”.

Учитель: Что вы узнали нового на уроке?

Учащиеся зачитывают.

Ребята, а сейчас оцените наш урок. На столах у вас лежат части макета химического опыта трёх цветов: красного, зеленого, синего. Красный цвет означает – всё понял, урок понравился. Зеленый – понял, но не всё. Синий – ничего не понял, урок не понравился.

Посоветуйтесь в группе и прикрепите одну часть на доску.

5. Подведение итогов.

Учитель: 

Вы работали на уроке очень хорошо. Особенно четко и организованно работали первая и четвертая группы. Вы все “МОЛОДЦЫ”

(слово “молодцы” появляется на бумаге в результате проведенного химического опыта, Заранее на лист наносится фенолфталеином слово “молодцы”. Когда высохнет, слово на листе не видно. Затем из пульверизатора распыляется на фенолфталеин щелочь. Слово “Молодцы” окрашивается в малиновый цвет.)

Рабочий лист.

1. Заполнить таблицу

«ЗНАЮ»

«ХОЧУ УЗНАТЬ»

«УЗНАЛ»







2. Правила выживания в кабинете химии.

  • Если вы откупорили что-либо – закупорьте.

  • Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.

  • Если включили – выключите.

  • Если открыли – закройте.

  • Если разобрали – соберите.

  • Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.

  • Если вы пользуетесь чем-либо – верните на место.

  • Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус-КВО.

  • Если вы не знаете, как это действует, ради Бога не трогайте.

  • Если не знаете, как это делается, сразу спросите.

  • Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.

  • Если все же не поймете, то и не пытайтесь.

  • Если вас это не касается – не лезьте.

  • Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!!!

3. Практическая работа

Адсорбция активированным углем красящих веществ лимонада

Ход опыта: Поставьте стеклянную воронку в химический стакан. В воронку положите фильтр. Смочите его водой. На фильтр насыпьте активированного угля. Сверху на уголь налейте лимонад, но так , чтобы лимонад не вылился через уголь. Что наблюдаете?

Чем является активированный уголь ? Сравните с исходным лимонадом.


Отчет:

  1. Что делали?

  2. Признак реакции ……………………

  3. Вывод: чем является в данной реакции активированный уголь ……………………………………………………………

4. Какое значение имеет данный опыт для здоровья человека?

5. Сформулируйте определение


ХИМИЯ - это наука, которая ……………………. ……………………. , их……………………….

и ……………………………………… …………………………………… .


Приложение 6