СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературе "Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - новаторское произведение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - открытие новых знаний. Девятиклассники познакомятся с историей создания произведения, с отдельными фактами биографии поэта, особенностями онегинской строфы романа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе "Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - новаторское произведение"»












Конспект открытого урока литературы

в 9 классе





«Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»- новаторское произведение. История создания.


(Подготовила урок учитель литературы

МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак

Богданова Мария Васильевна)



















Цели урока:

- познакомить учащихся с замыслом, историей создания и композицией произведения, дать общую характеристику романа;

- развивать умения конспектировать лекцию, создавать презентацию;

- воспитывать у учащихся эстетическое чувство.


Оборудование урока: 

-портрет А.С. Пушкина;

- роман «Евгений Онегин»;

-экран, проектор, презентация «В обители пустынных вьюг и хлада…» (А.С. Пушкин в Михайловском)»; презентация «Южная ссылка. Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин».


Ход урока

1. Вступительное слово учителя

« Он (« Евгений Онегин») не был для нас только роман в стихах, случайное и мимолетное литературное впечатление; это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом развития, как выход из школы или первая любовь». (В.О. Ключевский).

- О каком произведении А. С. Пушкина говорит Василий Осипович Ключевский?

( О романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин»)


- Мы закончили с вами изучение жизненного и творческого пути А.С.Пушкина. А сегодня нас ждет не мене увлекательное занятие – мы начинаем изучение, может быть, самого известного в русской литературе, но и самого неоднозначного романа – романа в стихах «Евгений Онегин». В.Г.Белинский писал, что «Евгений Онегин» есть самое задушевное произведение А.С.Пушкина, самое любимое дитя его фантазии.

А начнем мы изучение с истории создания романа.


2. Сообщение темы и цели урока. Проверка индивидуального задания.

Сообщение учащегося на тему «Южная ссылка. Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин».


(Период южной ссылки – поворотный этап в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Александр I приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать Пушкина за то, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами». В апреле 1820 г. Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения, кроме одной эпиграммы. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать Пушкина – в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все – и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкина направили в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 г. он выехал в южную ссылку.

В середине мая 1820 г. Пушкин прибыл в Екатеринослав. Генерал Инзов встретил его дружелюбно. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В это время в Екатеринослав приезжает семья прославленного героя Отечественной войны 1812г. генерала Раевского. Далее Раевский с семьей решает ехать на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить больного Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими едет на юг.

Путешествие увлекло Пушкина. Все было ново и необычно. Он поднимался в горы, слушал предания о жизни кавказских народов, знакомился с их обычаями. Кавказская природа, древние легенды взволновали Пушкина. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Здесь ожили в воображении Пушкина древние мифы, воинская доблесть и опустошительный пламень кровавых боев.

Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в пушкинские стихотворения и поэмы. На юге Пушкин создал несколько романтических поэм – «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», работал над поэмой «Цыганы», которую закончил в Михайловском, начал писать роман в стихах «Евгений Онегин».

Над романом в стихах «Евгений Онегин» Пушкин работал с увлечением, чувствуя новизну замысла, отбросив все стесняющие мысль обстоятельства. «Что касается до моих занятий, - сообщал поэт 4 ноября 1823г. из Одессы П.А. Вяземскому, - я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Вроде Дон-Жуана – о печати и думать нечего; пишу спустя рукава». Выражение «спустя рукава» в речи Пушкина было синонимом совершенной искренности, открытости, без расчета на нежелательных свидетелей.

Осенью 1820 г. Пушкин приехал из Крыма в Кишинев на новое место службы, он с радостью окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров. Пушкина встретили в Кишиневе дружески. Он нашел здесь давнего своего знакомца по Петербургу генерала М.Ф. Орлова, заслуженного воина, принявшего в 1814 году капитуляцию Парижа. Особенно большое впечатление произвел на Пушкина П.И. Пестель, участник Отечественной войны 1812г., основатель и глава Южного общества декабристов, впоследствии казненный вместе с Рылеевым и другими. Тогда же Александр Сергеевич встретился с «первым декабристом» В.Ф. Раевским.

Летом 1823 г. произошла перемена в судьбе ссыльного поэта. Пушкин переехал в Одессу, где продолжал службу под началом графа М.С. Воронцова, назначенного новороссийским и бессарабским генерал-губернатором вместо Инзова. Воронцов решил сделать из поэта усердного чиновника. Очень скоро между ними сложились натянутые отношения. Воронцов направил в Петербург несколько писем с просьбами определить поэту новое место ссылки. Он мотивировал эти просьбы «испорченностью» Пушкина, его «неисправимостью».

На скорое решение правительства об удалении Пушкина из Одессы повлияло еще одно обстоятельство. Полиция вскрыла письмо поэта, в котором он сообщал, что берет уроки «афеизма» (имелись в виду атеистические беседы с врачом Воронцова). Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку – село Михайловское, имение родителей. В начале августа 1824 г. в сопровождении своего крепостного «дядьки» Никиты Козлова Александр Сергеевич выехал из Одессы.

Так завершился южный период жизни Пушкина.


3.Физкультминутка


4. Проверка индивидуального задания. Показ презентации «Пушкин в Михайловском».

- 8 августа 1824г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло жить неизвестно сколько времени. «Бешенство скуки» - так определил Пушкин свое состояние в начале пребывания в родовом гнезде.

Семья поэта, находившаяся в имении, приняла сына без радости. Родители Александра Сергеевича были напуганы. Отец даже согласился было взять на себя надзор над сыном. Это привело к ссоре. Вскоре Сергей Львович с Надеждой Осиповной уехали.

Пушкин остался один. Теперь ему надобно было привыкать к жизни уединенной, замкнутой стенами небольшого дома и поместий ближайших соседей.

В нескольких верстах от Михайловского располагалось село Тригорское. Пушкин сблизился с семьей Прасковьи Александровны Осиповой, владевшей имением в Тригорском, ее сыном Алексеем Николаевичем Вульфом и дочерьми, которые искренне полюбили Александра Сергеевича. Однако поэт все равно чувствовал, что он одинок.

Одиночество переменило жизнь Пушкина: внешние впечатления теперь уступили место напряженной внутренней деятельности, размышлениям. Можно утверждать, что именно творчество «спасло» поэта. Вынужденное одиночество, внешние обстоятельства пребывания в Михайловском чудесным образом совпали с потребностями творчества.

Работа над романом «Евгений Онегин», первые главы которого поэт создал в южной ссылке, была продолжена в Михайловском. Дни текли спокойно, однообразно. Хорошо думалось и работалось.

Деревенские впечатления, картины природы, окружавшей Пушкина, превращались в стихи:

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали села; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Так писал Пушкин в «Евгении Онегине».

Несмотря на то, что Александр Сергеевич испытывал в Михайловском и радостные минуты, ссылка временами становилась совсем невыносимой.

В ноябре 1825 года умер Александр I. Вскоре до Михайловского дошли сведения о восстании декабристов в Петербурге, об арестах и следствии. Лето принесло трагические известия – приговор декабристам: пятеро повешены, 120 человек отправлены на каторгу в Сибирь. Пушкин мрачен. В черновиках «Евгения Онегина» он рисует виселицу; отныне этот рисунок не раз будет повторяться в его бумагах.

5. Слово учителя (с записями основных тезисов)

- А.С. Пушкин посвятил работе над романом «Евгений Онегин» семь лет жизни. В сентябре 1830 года в Болдине, заканчивая VIII главу романа, поэт делает запись «1823 год 9 мая Кишинев – 1830 25 сентября Болдино» и подсчитывает «7 лет 4 месяца 17 дней». Если учесть, что «письмо Онегина» было написано 5 октября 1831 года и еще продолжалась работа при публикации глав, то срок, отсчитанный Пушкиным в 1830 году в Болдине, значительно увеличится.

В течение 7 лет план романа менялся, и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Поэт, приступая к написанию романа, намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента. «Евгений Онегин» - роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Если быть вполне точным, надо сказать, что роман построен на трех центральных образах. Третьим, а может, и самым центральным образом, проведенным через весь роман и объединяющим весь его текст, является образ самого поэта, автора. Его раскрытию посвящены все так называемые «лирические отступления» романа.

Роман печатался отдельными главами, которых с нетерпением ждали читатели. Отдельным изданием весь роман был опубликован только в 1833 году, а с 1825 года публиковались по мере создания отдельные главы. И на протяжении всего этого времени вокруг появляющихся глав шла весьма острая полемика. Сам Пушкин уже в начале работы над романом писал: «… это – лучшее мое произведение».

Закончив роман, А.С. Пушкин составил план полного издания «Евгения Онегина», озаглавил каждую главу и разбил весь роман на три части:

Онегин

Часть первая. Предисловие

I песнь. Хандра. Кишинев. Одесса

II – Поэт. Одесса. 1824

III – Барышня. Одесса. Михайловское. 1824

Часть вторая

IV песнь. Деревня. Михайловское. 1825

V – Имянины. Михайловское. 1825. 1826

VI – Поединок. Михайловское.1826

Часть третья

VII песнь. Москва. Михайловское. Петербург. Малинники. 1827 – 1828.

VIII – Странствие. Москва. Павловск. 1829. Болдино

IX – Большой свет. Болдино

Примечания

1823 год 9 мая Кишинев

1830 год 25 сентября Болдино

26 сентября А. Пушкин

И жить торопится и чувствовать спешит. Князь Вяземский

7 лет 4 месяца 17 дней


В тексте романа названий у глав нет, как нет и деления на части. Но мы пойдем вслед за авторским планом, подберем цитаты из текста глав, объясняющие эти названия, проанализируем эпиграфы, предваряющие каждую главу, и перед нами откроется вся панорама романа.

6. Определение романа 

Реализм - литературное направление, стремящееся широко, многосторонне, правдиво отражать реальную жизнь. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

« Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман. Начиная работу над романом в период Южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, Пушкин вскоре убеждается в том, что особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, на широком фоне картины современной ему жизни, раскрыть истоки создаваемых характеров. Поэтому в ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в те годы ни в России, ни в Европе реализм еще не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», поэт дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

- Удивил ли вас жанр « Евгения Онегина»?

- Современники по привычке называли его поэмой. Но для Пушкина

« Евгений Онегин» - роман!

Роман (франц. roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

Почему « Евгений Онегин» можно назвать романом? Какие художественные особенности романа как реалистического произведения мы можем определить в этом произведении?

  • Пушкиным созданы подлинно типические характеры, которые проявляют себя в типических обстоятельствах .Герои помещены в привычное для них окружение – в петербургское или московское общество и в деревенскую, провинциальную глушь.

  • Любовь героев лишена исключительности.

  • Автор анализирует не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир.

  • В романе отразилась историческая эпоха. Пушкин показывает Россию 20-х годовXIX века, поднимает важнейшие проблемы эпохи.

Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. 

Почему роман?....В чём его художественные особенности?
7. «Онегинская» строфа.

Для романа « Евгений Онегин» А. С. Пушкин использовал 14-стишие. Строфа остается неизменной на протяжении всего романа и состоит из трех четверостиший с перекрестной, парной и кольцевой рифмовкой и завершающего двустишия: AbAbCCddEffE gg. Первое четверостишие, как правило, задает тему строфы, в двух последующих происходит развитие темы, в двустишии заключено разрешение темы.

«Онегинская» строфа – гибкая форма. Она позволяет передавать разнообразные интонации: эпические, повествовательные, разговорные.

8. Поведение итогов урока.

- Какие периоды жизни и творческого развития Пушкина охватывает работа над романом? Так в чём же новаторство романа?....Запишите.

( После работы чтение нескольких выводов)


9.Рефлексия.

Метод незаконченного предложения:

- Мне понравилось …

- Я узнал, что …(ответы учащихся )


10. Домашнее задание.

Выучить записи в тетради, дочитать роман.

















Скачано с www.znanio.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!