СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ открытого урока по литературе учителя русского языка и литературы Тринеевой Е.Н. (М.И. Цветаева. Очерк-воспоминание «Мой Пушкин»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для Цветаевой Пушкин всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. С Пушкиным она постоянно сверяет своё чувство прекрасного, своё понимание поэзии. Поэтому она вправе была сказать:

Пушкинскую руку

Жму, а не лижу.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ открытого урока по литературе учителя русского языка и литературы Тринеевой Е.Н. (М.И. Цветаева. Очерк-воспоминание «Мой Пушкин»)»

КОНСПЕКТ

открытого урока по литературе учителя русского языка и литературы Тринеевой Е.Н.

(М.И. Цветаева. Очерк-воспоминание «Мой Пушкин»)

Пушкинскую руку

Жму, а не лижу…

I. Слово учителя.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока литературы «Поистине первой и неизменной любовью её был Пушкин». На уроке мы будем работать с очерком М.И. Цветаевой «Мой Пушкин», проследим, как великий русский поэт вошёл в жизнь маленькой девочки, стал её лучшим другом, собеседником, советчиком.

Но прежде, в начале урока, мы вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которую мы только что прочитали, и выясним, насколько вы внимательные и думающие читатели. Ответы на вопросы должны быть точными, полными и обоснованными.

II. Беседа по содержанию повести «Капитанская дочка».

  1. Какой эпиграф выбрал А.С. Пушкин ко всей повести? Объясните смысл.

  2. О ком сказано в повести: «…был парикмахером, потом в Пруссии солдатом… Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».

  3. Какое оригинальное применение географической карте нашёл Петруша?

  4. В какой полк был записан Петруша ещё до рождения?

  5. Сколько лет было Маше Мироновой и Петруше Гринёву? Докажите текстом.

  6. Продолжите текст (можно своими словами): «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай…»

  7. Кто такой инвалид в царской армии?

  8. Узнайте по описанию, кто это?

а) И денег, и белья, и дел моих рачитель…

б) Молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отлично некрасивым…

в) …тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку…

г) За кого выдавал себя Емельян Пугачёв? Почему?

д) Какой похожий образ можно найти в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? Объясните, в чём заключается сходство?

е) Как, судя по повести, относится А.С. Пушкин к восстанию Пугачёва?

ж) Что более всего расстроило отца Петра Гринёва, когда он получил известие о том, что Петра ссылают в Сибирь за участие в замыслах бунтовщиков?

Ш. Новая тема.

1. Слово учителя.

А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока.

«Поистине первой и неизменной любовью её был Пушкин», - сказал о М.И. Цветаевой один из знаменитых литературоведов Орлов.

М.И. Цветаева – поэтесса оригинальная, страстная, мятежная. Мало сказать, что Пушкин - это её «вечный спутник», он всегда оставался для неё лучшим другом, собеседником, советчиком. У М.И. Цветаевой есть очерк «Мой Пушкин». Это рассказ о том, как маленькая Марина (в семье все называли её Мусей) открывала для себя Пушкина. Как Пушкин давал ей уроки смелости, уроки гордости, уроки верности.

2. Работа с текстом очерка (очерк прочитан детьми самостоятельно).

а) Что первое узнала о Пушкине маленькая Муся? (пересказ или чтение эпизода).

б) Есть в Москве замечательный памятник А.С. Пушкину, которому в своём очерке М. Цветаева отводит большое место. Как же вспоминает Марина этот памятник? (пересказ или чтение эпизода).

- Учитель: Памятник Пушкину – это памятник свободе, неволе, стихии, судьбе и конечной победе гения: Пушкину, восставшему из цепей.

- Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Памятник».

- Учитель: И Пушкин оказался прав. Уже более двухсот лет прошло со дня рождения А.С. Пушкина, а имя его, его стихи, повести, его образ дорог каждому россиянину.

в) А вот как однажды - вспоминает Муся – памятник Пушкину пришёл к ним в гости (пересказ или чтение эпизода).

г) Пушкин заразил Мусю любовью, словом «любовь» (пересказ или чтение эпизода).

- Учитель: Если бы меня, семилетнюю, среди седьмого сна спросили, как называется та вещь, где Савельич, поручик Гринёв и царица Екатерина II? Я бы сразу ответила: «Вожатый».

- Звучит музыка Свиридова «Метель».

- Чтение под музыку.

«Странно, что я в детстве, да и в жизни, такая несообразительная, недогадливая, которую так легко можно было обмануть, здесь сразу догадалась, как только среди мутного кручения метели что-то зачернелось – сразу насторожилась, зная, зная, зная, что не «пень иль волк», а то самое.

И когда незнакомый предмет стал к нам подвигаться и через две минуты стал человеком – я уже знала, что это не «добрый человек», как назвал его ямщик, а лихой человек, страх-человек, тот человек.

Незнакомый предмет был – весьма знакомый предмет.

Вожатого я ждала всю жизнь, всю свою огромную семилетнюю жизнь».

- Учитель: Уже взрослой, зрелой поэтессой Цветаева скажет: «Был Пушкин поэтом. И нигде он им не был с такой силой, как в классической прозе «Капитанская дочка»».

«Когда в ноябре 1902 года мать, войдя в нашу детскую, сказала: «Едем к морю», она не подозревала, что произносит магическое слово, так как я всё предшествовавшее лето переписывала стихотворение Пушкина «К морю» из хрестоматии в свою самосшивную книжку, чтобы всегда носить её в кармане, чтобы гулять с морем».

- Чтение стихотворения «К морю».

- Учитель: Прощание с морем связано с отъездом Пушкина в ссылку из Одессы в Михайловское. Чувства, вызванные желанием свободы и «могучей страсти», сходные с вольной морской стихией, воспеты в стихотворении А.С. Пушкина «К морю».

д) А как же восприняла их юная Цветаева? (пересказ или чтение эпизода).

- Учитель: «И больше скажу: безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась прозрением: «свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда». Так заканчивается очерк М.И. Цветаевой «Мой Пушкин».

3. – Учитель: Уже взрослым человеком, знаменитой поэтессой М.И. Цветаева посвящает А.С. Пушкину много стихотворений.

- Чтение наизусть стихотворений М.И. Цветаевой «Встреча с Пушкиным» (1912), «Станок» (1913).

- Учитель: Для Цветаевой Пушкин всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. С Пушкиным она постоянно сверяет своё чувство прекрасного, своё понимание поэзии. Поэтому она вправе была сказать:

Пушкинскую руку

Жму, а не лижу.

Вот таким полюбила Пушкина с детства и продолжала к нему трепетно относиться на протяжении всей своей жизни М.И. Цветаева.

А какой, ребята, ваш Пушкин? Как он вошёл в вашу жизнь? Об этом вы напишите дома сочинение «Мой Пушкин».

IV. Домашнее задание: сочинение «Мой Пушкин».