КОНСПЕКТ
открытого урока по литературе учителя русского языка и литературы Тринеевой Е.Н.
(М.И. Цветаева. Очерк-воспоминание «Мой Пушкин»)
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу…
I. Слово учителя.
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока литературы «Поистине первой и неизменной любовью её был Пушкин». На уроке мы будем работать с очерком М.И. Цветаевой «Мой Пушкин», проследим, как великий русский поэт вошёл в жизнь маленькой девочки, стал её лучшим другом, собеседником, советчиком.
Но прежде, в начале урока, мы вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которую мы только что прочитали, и выясним, насколько вы внимательные и думающие читатели. Ответы на вопросы должны быть точными, полными и обоснованными.
II. Беседа по содержанию повести «Капитанская дочка».
Какой эпиграф выбрал А.С. Пушкин ко всей повести? Объясните смысл.
О ком сказано в повести: «…был парикмахером, потом в Пруссии солдатом… Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».
Какое оригинальное применение географической карте нашёл Петруша?
В какой полк был записан Петруша ещё до рождения?
Сколько лет было Маше Мироновой и Петруше Гринёву? Докажите текстом.
Продолжите текст (можно своими словами): «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай…»
Кто такой инвалид в царской армии?
Узнайте по описанию, кто это?
а) И денег, и белья, и дел моих рачитель…
б) Молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отлично некрасивым…
в) …тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку…
г) За кого выдавал себя Емельян Пугачёв? Почему?
д) Какой похожий образ можно найти в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? Объясните, в чём заключается сходство?
е) Как, судя по повести, относится А.С. Пушкин к восстанию Пугачёва?
ж) Что более всего расстроило отца Петра Гринёва, когда он получил известие о том, что Петра ссылают в Сибирь за участие в замыслах бунтовщиков?
Ш. Новая тема.
1. Слово учителя.
А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока.
«Поистине первой и неизменной любовью её был Пушкин», - сказал о М.И. Цветаевой один из знаменитых литературоведов Орлов.
М.И. Цветаева – поэтесса оригинальная, страстная, мятежная. Мало сказать, что Пушкин - это её «вечный спутник», он всегда оставался для неё лучшим другом, собеседником, советчиком. У М.И. Цветаевой есть очерк «Мой Пушкин». Это рассказ о том, как маленькая Марина (в семье все называли её Мусей) открывала для себя Пушкина. Как Пушкин давал ей уроки смелости, уроки гордости, уроки верности.
2. Работа с текстом очерка (очерк прочитан детьми самостоятельно).
а) Что первое узнала о Пушкине маленькая Муся? (пересказ или чтение эпизода).
б) Есть в Москве замечательный памятник А.С. Пушкину, которому в своём очерке М. Цветаева отводит большое место. Как же вспоминает Марина этот памятник? (пересказ или чтение эпизода).
- Учитель: Памятник Пушкину – это памятник свободе, неволе, стихии, судьбе и конечной победе гения: Пушкину, восставшему из цепей.
- Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Памятник».
- Учитель: И Пушкин оказался прав. Уже более двухсот лет прошло со дня рождения А.С. Пушкина, а имя его, его стихи, повести, его образ дорог каждому россиянину.
в) А вот как однажды - вспоминает Муся – памятник Пушкину пришёл к ним в гости (пересказ или чтение эпизода).
г) Пушкин заразил Мусю любовью, словом «любовь» (пересказ или чтение эпизода).
- Учитель: Если бы меня, семилетнюю, среди седьмого сна спросили, как называется та вещь, где Савельич, поручик Гринёв и царица Екатерина II? Я бы сразу ответила: «Вожатый».
- Звучит музыка Свиридова «Метель».
- Чтение под музыку.
«Странно, что я в детстве, да и в жизни, такая несообразительная, недогадливая, которую так легко можно было обмануть, здесь сразу догадалась, как только среди мутного кручения метели что-то зачернелось – сразу насторожилась, зная, зная, зная, что не «пень иль волк», а то самое.
И когда незнакомый предмет стал к нам подвигаться и через две минуты стал человеком – я уже знала, что это не «добрый человек», как назвал его ямщик, а лихой человек, страх-человек, тот человек.
Незнакомый предмет был – весьма знакомый предмет.
Вожатого я ждала всю жизнь, всю свою огромную семилетнюю жизнь».
- Учитель: Уже взрослой, зрелой поэтессой Цветаева скажет: «Был Пушкин поэтом. И нигде он им не был с такой силой, как в классической прозе «Капитанская дочка»».
«Когда в ноябре 1902 года мать, войдя в нашу детскую, сказала: «Едем к морю», она не подозревала, что произносит магическое слово, так как я всё предшествовавшее лето переписывала стихотворение Пушкина «К морю» из хрестоматии в свою самосшивную книжку, чтобы всегда носить её в кармане, чтобы гулять с морем».
- Чтение стихотворения «К морю».
- Учитель: Прощание с морем связано с отъездом Пушкина в ссылку из Одессы в Михайловское. Чувства, вызванные желанием свободы и «могучей страсти», сходные с вольной морской стихией, воспеты в стихотворении А.С. Пушкина «К морю».
д) А как же восприняла их юная Цветаева? (пересказ или чтение эпизода).
- Учитель: «И больше скажу: безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась прозрением: «свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда». Так заканчивается очерк М.И. Цветаевой «Мой Пушкин».
3. – Учитель: Уже взрослым человеком, знаменитой поэтессой М.И. Цветаева посвящает А.С. Пушкину много стихотворений.
- Чтение наизусть стихотворений М.И. Цветаевой «Встреча с Пушкиным» (1912), «Станок» (1913).
- Учитель: Для Цветаевой Пушкин всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. С Пушкиным она постоянно сверяет своё чувство прекрасного, своё понимание поэзии. Поэтому она вправе была сказать:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.
Вот таким полюбила Пушкина с детства и продолжала к нему трепетно относиться на протяжении всей своей жизни М.И. Цветаева.
А какой, ребята, ваш Пушкин? Как он вошёл в вашу жизнь? Об этом вы напишите дома сочинение «Мой Пушкин».
IV. Домашнее задание: сочинение «Мой Пушкин».