Бухаткиной Марии Александровна, учителя начальных классов первой категории МБОУ СОШ №155
- воспитывать честность, правдивость, интерес к литературным произведениям.
- преобразовывание информации из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях.
- умение работать в паре и в группах.
- научиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Ι. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Настойтесь на активную работу. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей. Садитесь. | Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу |
ІІ.Актуализация знаний | Отгадайте загадку. И мы узнаем, к кому мы отправимся в гости? Он не знает ничего. Все вы знаете его. Мне ответьте без утайки Как зовут его ….. (Незнайка) Ребята, вспомните, пожалуйста, из какого произведения этот герой? Кто его автор? Маша и Миша отправились в гости к Незнайке. И мы тоже отправимся в гости к нему. Вспомните, в первом классе вы прочитали рассказ про Незнайку. - Незнайка сочинял стихи про коротышек. - Получились ли стихи у Незнайки? Всем ли коротышкам они понравились? Давайте вспомним. Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. - Незнайка сочинял стихи про своих друзей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет. -Почему можно фантазировать про себя самого и нельзя - про своих друзей? Рассмотрите иллюстрацию на стр. 65. Кого вы видите? Маша и Миша в Солнечном городе, в гостях у Незнайки. - Давайте хором прочитаем правило Летучей мыши. - А теперь прочитаем текст под картинкой. -Чему учила Мальвина Незнайку? -Книгу какого автора предложила Мальвина? -Давайте с вами поближе познакомимся с этим автором. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. | Отгадывают загадку, предлагают варианты. Называют произведение и автора. - Нет, не получались. - Потому что никогда не знаешь, что покажется обидным окружающим тебя людям - Маша, Миша и Незнайка. Дети хором читают: Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же... Читает один из учеников. - Учила тому, что обманывать и фантазировать – это не одно и то же. - Н. Носова. Вывешивается портрет автора на доску. Смотрят презентацию |
III. Постановка проблемы. Определение темы урока. | Я - небесный верхолаз, я по небу лазаю А потом оттуда – раз, опускаюсь на землю. Ты не веришь? Ну и что ж… Все равно это не ложь, а моя фантазия. - Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? - Правильно, о фантазии. Что же такое «фантазия»? Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. - Образуйте от слова фантазия слово название действия. Фантазировать – выдумать что-нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное. - А как зовут тех, кто любит фантазировать? - Правильно, «фантазёры». - Тема нашего сегодняшнего урока … | Проговаривают ответы (о фантазии, выдумке, воображении) Дети предлагают свои ответы. - Фантазировать. - Фантазёры. Читают с презентации «Николай Носов «Фантазёры». |
IV. Знакомство с новым материалом. | - Прежде чем познакомиться с рассказом Николая Носова, давайте проговорим скороговорку, чтобы сделать речь выразительной и внятной. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. - Молодцы. А теперь открываем учебники на страницу 66. - Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Фантазеры»? - Чтобы убедиться в достоверности ваших ответов, вы должны внимательно слушать и следить за моим чтением. Учительница читает рассказ. - Как звали главных героев? - Что они делали? - Что значит «Небылица»? Читает дальше. - Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята? - Как называют человека, который врёт? - Кто же такой врун? - В толковом словаре С. Ожегова понятие «Врун» определяется как – лжец, человек, который лжёт, склонен ко лжи. - Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»? -Чем отличается врун от фантазёра? - Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга? Читает дальше. - Какая выдумка кажется тебе самой интересной? - Какие Мишутка и Стасик? - Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу. Что вы видите на картинке, которая находится на странице 68? - А на странице 69? | Повторяют, ускоряя темп с разной интонацией. Открывают. -Потому что главные герои любили фантазировать, выдумывать разные небылицы. Готовятся к слушанию. Внимательно следят. - Мишутка и Стасик. - Фантазировали. Выдумывали разные истории. - Выдуманная история. - Врать. - Врун. Высказывание детей. - Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо. - Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения. - Да. Они смеялись друг над другом. Предлагают свои варианты. - Веселые, жизнерадостные, смышленые. Работают с иллюстрацией. |
Физкультминутка. | На доске рисунок с изображением Незнайки. Встал Незнайка, потянулся, Раз - нагнулся, два – нагнулся. Три –присел, посидел. Встал. Руки в стороны развел И тихонько сел за стол. | Ребята повторяют движения. |
VI.Первичное закрепление знаний. | - Хотите узнать, что было дальше? Внимательно слушаем. Читает дальше. - Кто пришел к ребятам? - Что сказал ребятам Игорь? Прочитайте. -Что ответили ребята? -Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? - Что значит обманывать? - Как называют человека, который обманывает? - Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны? - Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю? - Как Игорь придумывал? Прочитайте. - Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм? - Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? - Давайте следить дальше, что было. Читает дальше. - Как ребята отнеслись к поступку Игоря? - Как вы относитесь к поступку мальчика? - Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? - А что бы сделали вы? - Как вы понимаете значение слова «брехун»? - Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно заменить? - Зачем используется такое грубое слово? - С кем бы вы хотели дружить? И почему? | Следят за чтением учителя. - Игорь. - «Вот врут-то и вам не стыдно?» - «А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем» - Обманывать. - Это значит говорить неправду. - Обманщик. Ответы детей - «Сейчас…» - Показывает, что Игорю трудно придумывать. - Нет, он рассказал то, что на самом деле было. Потому что сочинять интересную историю нелегко. Дети следят. - Им не понравилось. Они сказали ему «Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть» Отвечают на вопрос. - Потому что он обманул. Из-за него досталось другому, а он рад. - Врун, болтун. - Не часто. Врун, обманщик. -Чтобы показать, что неправильно сделал Игорь, подставив сестренку. Отвечают на вопрос. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Работа в парах. Ученики получают карточки с заданием: - Какие предложения характерны для фантазёров, а какие - для врунов. Придумывать ради собственного удовольствия; Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя; Хочет сочинить интересную историю; Обманывает, чтобы получить какую-то пользу; Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие. - Молодцы, вы справились с заданием. Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди. - Работа по вариантам. Ребята, вспомним, как составить синквейн. Этот приём мы уже не раз использовали с вами. Составьте синквейн: 1 вариант про Мишутку и Стасика, 2 вариант про Игоря. | Выполняют задание на листочках. Проверяют. Если согласны, хлопают в ладоши. Проговаривают правила составления синквейна. Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | - Ребята, обманывать и выдумывать – это одно и тоже? - Чему хотел научить вас Н. Носов своим рассказом? В чём главная мысль произведения? (С человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.) - Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке? | Предлагают варианты ответов. |
IX. Домашнее задание. | Стр. 72-74. Выразительное чтение. По желанию можно пофантазировать и придумать свои истории. - Спасибо за урок! | Открывают дневники. Записывают домашнее задание. |