Предмет: литературное чтение
Класс: 1 класс
УМК: «Школа России»
Тема: русская народная сказка «Рукавичка»
Тип: урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»
Задачи:
- обучать плавному, выразительному, осознанному чтению целыми словами;
- учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;
- учить пересказывать сказку на основе самостоятельно построенной схемы-цепочки; определять главную мысль сказки; отвечать на поставленные вопросы учеников и учителя; развивать речь, мышление.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 1 класс», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг «Теремок» и «Рукавичка»
- На доску: таблички СКАЗКИ
АВТОРСКИЕ НАРОДНЫЕ
Карточки : дед , мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь.
Распечатки с пословицами , карточками - названиями героев, таблицами, толковый словарь.
Планируемые результаты:
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.
Тип: урок открытия нового знания.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на своих соседей по парте, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте интересной работы, положительных эмоций на уроке.
Учитель:
-Что такое? Что случилось?
-Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Учитель:
Занимайте все места,
Да послушайте меня:
Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.
2.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.
Речевая разминка
РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ -
О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ
ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО –
ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО
ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –
ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК
АК – ОК – ИК – КА – УК –
НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК
- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (Рукавичка)
3.Словарная работа. Толковый словарь Ожегова.
Рукавица, -ы. Предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно.
- С какой сказкой сегодня мы будем знакомиться (со сказкой «Рукавичка»)
- Откройте учебник. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой? Попробуйте определить, кто автор?
- Как догадались, что эта сказка русская народная? Какие сказки мы называем русскими -народными? Какие - авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете? Попробуйте предположить, о чём эта сказка?
-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? ( Есть запись диалога)
-Что такое диалог? Что бы это значило? ( Герои много разговаривают).
4.Проблемная ситуация
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. С одной гостьей мы уже знакомы. Вы ее узнали?
Внимательно послушайте их разговор .
(Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.)
Разыгрывается проблемный диалог
1 лисичка: -Привет!
2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?
1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?
2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!
1 лисичка ( с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?
2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?
1 лисичка: - А я живу в сказке «Рукавичка»!
2 лисичка: (удивлённо)
Учитель:
- Ничего не понимаю! Что же получается? Вы одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)
- Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника?
- Какую работу вы должны провести чтобы узнать, чем отличаются эти сказки?
-Сравнить её со сказкой «Теремок».
-Что можно сравнить?
-героев,
-события,
-конец сказки .
Учитель:
-А что для этого нам нужно сделать?
-Прочитать сказку «Рукавичка»
5.Работа по теме урока.
а). Подготовка к чтению.
- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.
По-пры-гуш-ка – попрыгушка
По-скре-буш-ка - поскребушка
По-бе-гай-чик – побегайчик
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
-Прочитайте шёпотом, затем вполголоса.
Об-ро-нил
Спра-ши-ва-ет
Бре-дёт (спросить о значении этого слова)+ поработать с толковым словарём
Не по-вер-нуть-ся [ца]
Под-хо-дит
Ра-зор-вёт-ся [ца]
По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца]
Бро-си-лись врас-сып-ну-ю (спросить о значении
6. Первичное знакомство со сказкой.
Аудиозапись
Физкультминутка(Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )
Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.
в). Проверка понимания прочитанного.
-Понравилась вам сказка? О ком она?
- Докажите, что это сказка?
- Назовите героев.
- С чего начинается сюжет?
-Кто первым поселился в рукавичке?
- Кто был последним?
- Пустили ли звери медведя в рукавичку?
- Кто испугал зверей?
Работа в парах «Найди пару» (на доске)
- Давайте подберём вторые части имён.
Мышка попрыгушка
Лягушка побегайчик
Зайчик серый бочок
Лисичка поскребушка
Волчок батюшка
Кабан Клыкан
Медведюшка сестричка
Игра «Найди нужный сюжет в сказке»
Учитель показывает иллюстрации, дети зачитывают нужный сюжет в учебнике)
Работа в группе.
- Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка»
1 группа- выяснить герои сказки
(разные или одинаковые)
2 группа - выяснить события сказки
(разные или одинаковые)
3 группа- выяснить конец сказки
(разный или одинаковый)
Сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка» (работа в парах)
| 1 | 2 |
Название сказки | | |
Герои сказки (разные или одинаковые) | | |
События сказки (разные или одинаковые) | | |
Конец сказки (разный или одинаковый) | | |
7. Итог урока
-С какой сказкой познакомились?
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
Не учись разрушать, а учись строить.
Сила сломит всё, а ум – силу.
Жить – Родине служить.
Учение – свет, а неученье – тьма.
В тесноте, да не в обиде.
-Чему учит сказка «Рукавичка»?
8 . Оценка деятельности
- Оцените свою работу на уроке.
- Если вам понравился наш урок, поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы ставите нашему уроку оценку «отлично» - похлопайте!
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.