2.Постановка учебной задачи: Отгадав загадку вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Загадки: 1.В своей книжке самый главный, Озорник-шалун забавный. Он в огромной синей шляпе Неумеха и растяпа. 2.Он не знает ничего Вы все знаете его. Мне ответьте без утайки Как его зовут?(ИД№1) -Какие книги про Незнайку вы знаете? -Кто является автором этих книг? -Где можно проверить? ( Показ портрета писателя)(ИД№2) 1)Биография писателя. - Н. Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его папа был актёром эстрады, а мама - рукодельницей и певуньей. В детстве Н. Носов увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. В школьные годы хотел стать музыкантом, играл на скрипке. Прежде чем стать писателем, продавал газеты, был землекопом, возчиком брёвен. Первый рассказ он написал для своего маленького сына. Этот рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка». Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми. Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй. 2). Проверка восприятия: - Чем увлекался в детстве Н. Носов? - Для кого он написал свой первый рассказ? -Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны из слогов составить слово (ИД №3) Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)! - Сформулируйте тему урока. - Какие задачи вы перед собой поставите? -Подберите близкие по значению слова к слову затейники. -А вот какие слова подобрала я: фантазёры, выдумщики, весельчаки, организаторы (ИД№4). -Где узнать значение этого слова? (ИД№5-ссылка на интернет) - Итак, затейник – это организатор веселья. - Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? (в лагере, классе) Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа? (Дети) -Предположите, о чём может идти речь в рассказе с таким названием? Рассмотрите иллюстрацию к тексту. -Как вы думаете, о чём будет рассказ? -Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? -Почему вы так считаете? - Проверим , правы ли вы были. Первичное целостное восприятие произведения. Комбинированное чтение учителем и учащимися текста на странице 29- 31. Диалог с автором. (После слов «Мы залезли в него, а там темно-темно…») -Что значит темно-темно? -А почему? Давайте проверим. (После слов «Может быть серый волк?) -А вы как думаете, кто схватил за ногу? Почему он закричал? (После слов «Выбежали в коридор и дверь захлопнули».) Как вы думаете, ребята сильно испугались? Докажите словами из текста. -Как вы думаете, что было дальше? Давайте проверим. (После слов « Я хотела узнать, где ты..» -Кто схватил за ногу Петю? Зачем? (После слов « Я подкрался на цыпочках…) -Что обозначает выражение «на цыпочках»? -А почему подкрался? Какие слова ещё доказывают, что он испугался? (После слов «Мы обрадовались».) -Почему ребята обрадовались? Чтение текста до конца. -Почему ребята решили не чинить домик? Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения? Грустный или веселый рассказ? Понравилось произведение? Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение? Могла ли такая история произойти с вами? Кто главный герой произведения? Что можно сказать про них? (Они друзья, ровесники, им интересно вместе…) Что можно сказать о характерах героев? Затрудняетесь ответить? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Перечитать внимательнее рассказ) Прослушивание текста (аудиозапись) ИД№6 Выборочное чтение -Как зовут героев рассказа? (Валя, Петя) -Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? Докажите словами текста. -В какую игру играли дети? (три поросёнка) -Кого они изображали и как? ( Трёх поросят. Сначала бегали по комнате, прыгали и кричали нам не страшен серый волк) -Какой домик сделали себе ребята? Прочитайте. ( Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом.) -Кого дети больше всего боялись? (волка) -А что Валя сказала про волка? (Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним). -Почему игра прервалась? (испугались) -Рассмотрите иллюстрацию на стр.51. Какой момент на ней изображен? -Что вы можете сказать о ребятах? (затейники, фантазёры, немного трусливые) Работа с пословицами. ИД№7 -Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которая подходит к нашему рассказу Н.Носова. Объясните свой выбор. У страха глаза велики. Волка бояться – так и в лес не ходить. Трусливому зайке и пенёк –волк. Глаза страшатся, а руки делают. Осторожного коня и зверь не берёт. -Что бы вы хотели посоветовать ребятам? Восстановление деформированного плана. В какой последовательности происходили события в рассказе Н.Носова «Затейники». Пронумеруй (работа в парах) Дети сделали домик. Мама ушла в магазин. Волка под столом не оказалось. Дети прочитали сказку. Валя потрогала Петю за ногу. Дети испугались и выскочили из-под стола. Провкрка. ДК Итог урока -Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?( Не будут скучать, умеют организовать свой досуг). -За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, играть в спокойные игры. -Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?( Нельзя играть с одеялом, с постелью). -Что бы сказали соседи, которые все слышали?( Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные) -Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему? -Достигнута ли наша цель –знакомство с произведением? ( Да, мы познакомились с рассказом Н.Носова «Затейники».) -Задачи нашего урока решены? ( Да, мы , ответили на вопросы .) -У Н.Н. Носова много других произведений. Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети) Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке. (Выставка книг Носова) |