СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-ом классе по теме: «В.А.Осеева «Волшебное слово»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-ом классе по теме: «В.А.Осеева «Волшебное слово»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мунинская средняя общеобразовательная школа имени Магомеда Хамдулаевича Ахмедудинова " Муниципального района «Ботлихский район»



Конспект

открытого урока по литературному чтению

во 2-ом классе

по теме:

«В.А.Осеева «Волшебное слово»



провела: Учитель начальных классов

МКОУ "Мунинская СОШ им. М.Х. Ахмедудинова"

Шайхулисламова Зумруд Гаджимусалаевна

Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Цель урока:

• обеспечить глубокое понимание смысла произведения.

• совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.

• способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).

Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, выставка книг автора, произведение В. Осеевой «Волшебное слово», портрет В. Осеевой, карточки - листы с записанными пословицами, рабочие листы, иллюстрации к рассказу, тест Бурдона (корректурная проба), кукла на руку Старик.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Поприветствуйте гостей. Садитесь.

2. Актуализация знаний

-Ребята, какое у вас было домашнее задание?

Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины

«Самый внимательный читатель».

Перед вами вопросы с ответами. Выберите правильный ответ.

Выбери правильный ответ.

1.    О чем попросила мама девочек?
а) помочь прибрать квартиру
б) помочь вымыть посуду
в) сходить в магазин

 2. Чем занималась старшая сестра?
а) рисовала жирафа
б) смотрела телевизор

в) читала книгу об Африке

3. Чем занималась младшая сестра?
а) лепила из пластилина
б) читала  детский журнал
в) играла с куклой

 4. Что решила младшая сестра?
 а) дочитаю и помогу
 б) сначала помогу, а потом буду лепить
 в) немного поиграю и помогу

3. Постановка проблемы

- Ребята, к нам на урок зашел старик Матвей. (кукла, одетая на руку)

Дед Матвей огорчен, рассказал он вот о чем…

Видел Настеньку – девчонку

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но… давно уже от Насти

Я не слышал слова ... (здрасте)

А слово-то такое, очень дорогое!

Встретил Митю я соседа

Встреча грустная была.

На меня он как торпеда

Налетел из-за угла.

Но представьте – зря от Мити

Ждал я слова … (извините)

Он про внучку говорил:

- Экая досада,

Я портфель ей подарил

Вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба,

Ну, сказала бы … (спасибо)

- Какие слова не знали дети? (Слова вежливости)

Работа в парах

WQВАSDЛLЕVVНТZWИНRIАQQ

UURОJDSSСЕZQWRSЕВLFGSАW

-Что у вас получилось?

- Сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой.

6. Слово об авторе

- Наши эксперты Марьям и Амина приготовили для вас сообщение о биографии Валентины Осеевой (включается видеоурок)

Валентина Александровна Осеева

1902 ─ 1969

28 апреля 1902 года в Киеве родилась девочка Валя – будущая детская писательница ̶ Валентина Александровна Осеева. Маленькая Валя в детстве мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института. Однако не закончила учебу: всё изменил переезд семьи в Москву. С мечтой пришлось расстаться.

У семьи Осеевых была традиция: каждому члену семьи давали какое-то прозвище, т.е. еще одно интересное имя. А так как маленькая Валя любила носить мужской костюм: штанишки по колено и рубашку из черного бархата с белым кружевным воротничком, то её в семье называли ̶ «Черный принц».

Валя интересовалась цыганским творчеством и песнями. В семейном кругу девочка любила петь цыганские романсы. И пела очень хорошо.

Когда Вале исполнился 21 год, она стала работать учителем и воспитателем в приёмниках для беспризорных детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников. Валентина Осеева учила их добру, честности, воспитанности и любви.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, Осеева сочиняла для ребят рассказы и сказки, сама писала пьесы и ставила их на сцене вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики хорошими людьми.

Рассказывала Валентина Осеева детям, что есть на свете волшебные слова: «спасибо» и «пожалуйста». Скажешь их ̶ и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности.

Но чтобы быть воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек ̶ это тот, кто уступит место в автобусе, всегда вежлив, хорошо себя ведет.

Это тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа Валентины Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее». Дёрнул её за косичку мальчик Ваня, а сдачи она ему дать не могла. Большой Ваня, сильный. Вот от злости и ударила ногой Барбоса.

И уж точно воспитанный человек не будет равнодушно стоять и смотреть, как собака лает на котенка, как это сделали мальчики из рассказа «Плохо».

Доброй и честной ̶ такой запомнили дети Валентину Осееву.

Валентина Александровна Осеева, очень хотела, чтобы дети не просто читали, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных».

В.Осеева говорила: «Мало уметь читать, надо меть думать»

Катя: -Ребята, произведения Осеевой вы можете посмотреть на перемене на нашей выставке, а взять домой и их почитать в нашей школьной библиотеке

7. Словарная работа

- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. (на доске РЛ )

- Где можно посмотреть значение неизвестных слов? (в толковом словаре)

Чуть не поддал хорошенько- чуть не ударил.

Стряпает – готовит пищу.

Противень- тонкий металлический лист с загнутыми краями.

8. Работа по теме урока.

1.Вопросы по осмыслению 1 части текста Заполнение кластера (на доске).

– Как выглядел мальчик, когда он встретилсясо стариком? заполним кластер, для того чтобы мы смогли четко увидеть характер нашего героя



– Какое у него было настроение?

-Кого вам напомнил старик? (Волшебника)

-Почему? (Он говорит о волшебном слове)

-Как можно озаглавить 1 часть. (Разговор со стариком)

-Запишите в рабочий лист в тетради 1 пункт нашего плана. (Иллюстрацию на доску, записать на РЛ листе на доске маркером )

- Какое слово подарил старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

Выборочное чтение.

1. Чтение рассказа с остановками.

-Откройте учебник на стр 89 Найдите 3 абзац снизу (Лена сидела за столом)

Чтение второй части– до слов (Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

- Как можно озаглавить 2 часть. (Разговор с Леной) Запишите. (Иллюстрацию на доску)

2. Чтение рассказа до конца.

- Дочитайте рассказ.

-Оправдались ли ваши предположения?

- Как можно разделить далее текст и как озаглавить эти части?

9. физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

-Встаньте, пожалуйста!

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!

_Когла притней было выполнять команды?

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

-У вас на партах лежат пословицы, нужно выбрать пословицу, которая выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».

Добрый человек добру и учит.

Нет друга лучше, что родная матушка.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Вежливость открывает все двери.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

11. Рефлексия деятельности.

-Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).

-Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).

-Чему учат нас рассказы В.А. Осеевой?

-О каких человеческих качествах заставляют задуматься?( честность, доброта, любовь к ближнему)

-В чем заключается волшебная сила слов и поступков? ( Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее. )

-Дед Матвей просит вас подвести итог всему вышесказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

- Нам всегда приятно слышать добрые слова, а если ваши близкие или друзья находятся далеко, как мы можем им сказать доброе волшебное слово?

-Давайте с помощью смс напишем добрые волшебные слова нашим друзьям.

12. Домашнее задание.

- Все вы дома прочитаете рассказ, а задание будет дано разное каждой группе:

1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.

2. Придумайте маленький рассказ на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.

3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.