Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературному чтению на тему: "В.В. Бианки «Сова»." 4 класс»
Тема: В.В. Бианки «Сова».
Цели:
Продолжительность знакомство с творчеством В.В. Бианки. Развивать навыки выразительного беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать умения анализировать поступки героев.
Ход урока:
I. Орг. момент.
и. Проведение домашнего задания.
Что было задано на дом?
Читать выразитель и пересказывать сказку «Как Анюта медведя убаюкала».
Почему медведь похотел Анюту. Кто нам расскажет?
Как Анюта охраняла медведя? Кто хочет продолжить сказку?
Кто расскажет наизусть колыбельную песню Анюта?
III. Новая тема.
Тема: Виталий Валентинович Бианки «Сова».
Орнитолог-ученый изучающие птицы.
Сегодня ребята мы снова вспомним известного детского писателя Виталия
%
Валентиновича Бианки.
Почти все его произведения посвящены животным, природе.
Родился В.В.Биянки 11 феврале в Петербурге, в семье ученого орнитолога. Орнитолог - ученые изучающий птиц. Отец пробудил в нем интерес к природе, ко всему животному. После окончания университета Бианки побывал в экспедиции по всей России, записывая свои наблюдения.
Бианки писатель - натуралист, его можно отчитать одним из основоположником природоведческого направления в детской литературе.
В каждом произведении писатель сообщает детям что-то новое о жизни природы. Он придумал особый вид сказок - сказки - несказки. Писатель хотел, чтобы дети полюбили природу. Ведь то, что любишь, хочется сберечь.
О сове нам сообщение приготовил Ризван:
Сова - ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов «Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северный гости».
Молодец, садись.
Но к нам сегодня сова пришла с Жалобой на людей.
Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза говорят у меня некрасивые:
Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Одна я за лето уничтожаю 1 ООО мышей, которые способны уничтожить 1 точку зерна.
- А теперь давайте прочитаем сказку - несказку про Сову.
А) Чтение по ролям.
Б) Беседа по вопросам.
Понравилась сказка?
Почему сова рассердилась на старика?
Что произошло, когда сова перестала летать на луг?
Что стали делать мыши?
Почему шмели очень нужно лугу?
Что произошло с клевером на лугу?
Кому был необходим клевер?
Что же пришлось сделать старику?
Простила сова старика?
Как все восстановилось в природе9
Прочитайте отрывок, где говорится об этом?
Составим цепочку взаимосвязи.
Сова ► мыши ► шмель ► клевер ► ► корова ► молоко ► чай.
Можно ли назвать эту историю сказкой?
Да. Сова ведет себя как человек, разговаривает со стариком.
Что здесь несказочное?
Несказочна существующая связь в природе, зависимость одного явления от другого. Здесь выстроена вся последовательность связей в природе. Объяснение жизненное.
Сравните сказку - несказку «Сова» со сказкой «Как Анютка медведя убаюкала».
В сказке. Как Анюта медведя убаюкала объясняется по сказочному, почему медведь спит зимой. (Литер, сказка).
Почему сказка называется «Сова».
Кто из персонажей лучше знает природу Сова или Старик?
В) Словарная работа.
На доске запись:
Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Нынче нам на лугу раздолье,
Нынче нам на лугу приволье.
Самостоятельное чтение (на время).
IV. Итог урока. 5
Что нового о жизни природы вы узнали из сказки Сова? '
Какой поучительной смысл есть в этой истории.
Сказка учит бережному отношению к природе. В природе все взаимосвязано и любое, даже маленькое нарушение в цепи связей может отрицательно сказаться на многом. В природе ничего не надо разрушать.
Чтение стих. Б.Заходера.
%
ч
Д/з. Пересказ. (Чтение по ролям).