СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по математике "Дециметр "2 класс УМК Школа России

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. В содержание урока включены задания на закрепление вычислительных навыков, развитие логического мышления, формирование алгоритма решения геометрических задач, объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по математике "Дециметр "2 класс УМК Школа России»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №17 г.Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области





конспект урока по математике

во 2 классе

«ДЕЦИМЕТР»







Подготовила

Учитель начальных классов

Чучкалова Елена Геннадьевна





г.Сызрань

2021г.



Тема урока: Дециметр.

Цель урока: познакомить учащихся с решением геометрических задач практическим способом.

Задачи урока:

  • формирование умений работы с геометрическими чертежами, познакомить с единицей длины дециметром;

  • исследовать несложные практические ситуации, соотносить дециметр и сантиметр;

  • формирование умений проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  • развитие логического мышления учащихся, внимательности, информационной и коммуникативной компетентности с использованием ИКТ;

  • воспитание культуры общения, умение работать в парах;

  • любовь к животным.

  • развитие логического мышления, пространственного воображения;

  • нахождение способа определения длины отрезков.

Формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловая компетенция, коммуникативная компетенция, учебно – познавательная компетенция.

Тип урока: урок введения нового знания на основе технологии системно-деятельностного подхода.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, нитки и бумажные полоски; карточки с примерами.


Ход урока

Универсальные учебные действия

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на урок математики к нам прилетели гости. А кто именно, отгадайте:

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? ... (птицы)



Учитель: Когда отмечается Международный день птиц?

Ученики: Международный день птиц отмечается 1 апреля.

Учитель: Верно. В прошлое воскресенье мы отмечали праздник птиц, а сегодня они прилетели к нам на урок с различными заданиями для вас. За каждое верно выполненное задание – вы будете получать в подарок весёлых смайликов.

  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества (К)

  • самоопределение (Л)


  1. Актуализация знаний.

Устный счёт.

Учитель: Задание для первого ряда принёс:

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

Ученики: Это дятел.



Учитель: Задание для второго ряда принёс:

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

Ученики: Это воробей.


Учитель: Задание для третьего ряда принесла:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Ученики: Это синица.

Учитель: Это круговые примеры. Вы, ребята, решаете примеры по кругу, по очереди выходя к доске и вставляя числа в окошки. Если ответ последнего примера соответствует первому числу, то команда решила примеры верно.

(Решение примеров у доски по цепочке по рядам)

Учитель: Сверим ваши решения с решением птиц.

(Проверка по слайду. Если примеры решены верно, учащиеся получают смайлики)

Учитель: Что объединяет этих трёх птиц?

Ученики: Дятел, синица, воробей – зимующие птицы.

Учитель: Каких птиц называют зимующими?

(Ответы учащихся)

  • анализ, синтез (П)

  • знаково-символическое моделирование (П)

  • выполнение действий по алгоритму (П)

  • осознание ответственности за общее дело

  • выполнение пробного учебного действия (Р)

  • применять установленные правила при решении поставленной задачи (Р)

  • контроль (Р)

  • способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу в ситуации конфликта интересов (К)



  1. Возникновение проблемной ситуации.

Учитель: Угадайте, а это что за птица?

Всю ночь – летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Ученики: Это сова.

Учитель: Что вы о ней знаете?

Ученики: Это зимующая птица.

Учитель: Посмотрите на слайд. Определите лишнюю запись среди этих величин и узнайте рост совы.


Ученики: 3 дм рост совы, т.к. мы не знаем, что такое «дм». (Вариант ответа 12 см т.к. все остальные числа однозначные, тогда отложить на линейке 12 см и подумать, верен ли этот ответ).

Учитель: Какая величина нам уже известна?

Ученики: Сантиметр (см).

Учитель: Что можно измерять в сантиметрах?

Ученики: В сантиметрах можно измерять небольшие предметы.

  • анализ, синтез, сравнение (П)

  • построение логической цепи рассуждений (П)

  • выдвижение гипотез и их обоснование (П)

  • установление причинно-следственных связей (П)

  • целеполагание (Р)

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)


  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Что же такое «дм»? Может быть, кто-то из вас знает, как расшифровать эту запись?

(Ответы учащихся)

Учитель: Попросим помощи у совы. Она приготовила для вас таблицу.



Учитель: Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете, как расшифровывается это слово.

Ученики: Дециметр.

Учитель:

  • Проверим свои предположения по учебнику.

  • Откроем учебник на странице 51.

  • Прочитайте запись в синем квадрате.

Ученики: Дециметр.

Учитель: С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

Ученики: Мы будем знакомиться на уроке с дециметром.

Учитель: Что узнаем на уроке? Прочитайте.

Ученики: Узнаем, что есть более крупная, чем сантиметр, единица длины – дециметр.

Учитель: Значит, чему равен рост совы?

Ученики: 3 дециметра.


  • анализ, синтез, сравнение (П)

  • знаково-символическое моделирование (П)

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

  • установление причинно-следственных связей (П)

  • контроль (Р)

  • принятие образа «хорошего ученика» (Л)

  1. Физкультминутка.

Совушка-сова

Совушка-сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да ка-а-ак

Полетит!

Руки ребенка поднимаем вверх.

  • внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе(Л)

  • ориентация на здоровый образ жизни (Л)

  1. Открытие нового знания.

Учитель: Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?..


Ученики: Соловей.

Учитель: Соловей принёс для вас две полоски-мерки. Что вы можете о них сказать?

Ученики: Одна короткая, а вторая длинная.

Учитель: Измерьте с помощью линейки длину первой полоски.

Ученики: Длина первой полоски 1 см.

Учитель: Подпишите полоску. Попробуйте измерить длину парты с помощью этой мерки.

(Учащиеся измеряют длину парты)

Учитель:

  • Сколько мерок у вас получилось?

  • Возникло ли у вас затруднение, выполняя это задание?

  • Почему?

Ученики: Этой меркой неудобно измерять крупный предмет.

Учитель: Предложите свой вариант решения данной практической задачи.

Ученики: Можно измерить длину парты с помощью второй полоски?

Учитель: С помощью второй полоски измерьте длину стола.

(Учащиеся измеряют длину парты)

Ученики: Сколько раз уложилась ваша полоска?

(Ответы учащихся)

Учитель: Подведём итог. Что вам нужно было сделать?

Ученики: Измерить длину парты.

Учитель: Почему не получилось сначала измерить?

Ученики: Мерка оказалась слишком маленькой.

Учитель: Теперь измерим длину второй полоски. Возьмите мерку длиной в 1см и с её помощью измерьте длину второй полоски.

(Учащиеся измеряют длину второй полоски)

Учитель: Сколько мерок в 1см поместилось на этой полоске?

Ученики: В этой полоске поместилось 10 мерок.

Учитель: Что вы можете сказать о длине второго отрезка?

Ученики: Его длина 10см.

Учитель: Как это проверить?

Ученики: С помощью линейки.

Учитель: Измерьте по линейке длину второй полоски. Подтвердились ли ваши предположения о длине полоски?

Ученики: Да.

Учитель: Как называется маленькая мерка, которую принёс вам соловей?

Ученики: Сантиметр.

Учитель: Как вы думаете, как в математике называется вторая мерка?

Ученики: Дециметр.

Учитель: В математике есть более крупная единица измерения длины, чем сантиметр. Называется она, как вы правильно сказали, дециметр. С латинского языка decem переводится как «десять». Дециметр сокращённо записывается дм. Ответьте на вопрос, почему дециметр так назвали?

Ученики: Так как 1 дм = 10 см.

Учитель: Как мы можем это записать?

Запись на доске одним из учеников. 1дм = 10 см.

Учитель: Сверим свою запись с учебником. Верно ли, мы записали?

Ученики: Да.

Учитель: Начертите в тетради отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?

Ученики: По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см.

(Учитель чертит на доске).

Учитель: Проверь, верно, ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?

Ученики: Надо положить полоску мерку на начерченный отрезок.

Учитель: Как подпишем отрезок 1 дм или 10 см?

Ученики: 1 дм.

Учитель: Сколько же сантиметров в 1 дм?

Ученики: В 1 дм – 10 см.

Учитель: А в 2 дм?

Ученики: 20 см.

Учитель: А в 3 дм?

Ученики: 30 см.

Учитель: Чему же равен рост совы?

Ученики: 3 дм или 30 см.

Учитель: С какой единицей длины мы познакомились?

Ученики: С дециметром.

Учитель: С какой единицей длины мы были знакомы?

Ученики: С сантиметром.

Учитель: Как они связаны между собой?

Ученики: В 1 дм – 10 см.

Учитель: Для чего необходима эта мера длины – дециметр?

Ученики: Для измерения более крупных предметов.

  • рефлексия способов и условий действия (П)

  • построение логической цепи рассуждений (П)

  • подведение под понятие (П)

  • выдвижение гипотез и их обоснование (П)

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (Р)

  • выполнение пробного учебного действия (Р)

  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

  • ставить вопросы, обращаться за помощью (К)






































  • выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач (П)

  • осознанное и произвольное речевое высказывание (П)

  • структурирование знаний (П)

  • выполнение действий по алгоритму (П)

  • контроль и коррекция процесса и результата деятельности (Р)

  • волевая саморегуляция (Р)

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

  • формулировать свои затруднения (К)

  • адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе (Л)
























  1. Первичное закрепление.

Учитель: Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения.

Ученики: Это жаворонок.

Учитель:

  • Он предлагает нам поработать в парах.

  • У каждого из вас на парте лежит клубок с нитками.

  • Сейчас вы будете отмерять отрезок длиной 3 дм.

  • Как это сделать?

Ученики: Уложить 3 раза по 1 дм.

Учитель: Приступайте к работе. Покажите мне свои верёвочки. Вот это рост совы.

Учитель: У вас на столах лежат листочки. На них начерчен отрезок жёлтого цвета. Измерьте с помощью моделей дециметра и сантиметра длину этого отрезка.

Учитель: Сколько раз уложился дециметр?

Ученики: Дециметр уложился 1 раз.

Учитель: Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка?

Ученики: Оставшуюся часть отрезка можно измерить сантиметрами.

Учитель: Сколько раз уложился сантиметр?

Ученики: Сантиметр уложился 4 раза.

Учитель: Как записать длину этого отрезка?

Ученики: 14 см или 1 дм 4 см.

Учитель: Запишем эту запись в тетрадь.

  • анализ, синтез, сравнение (П)

  • структуирование знаний (П)

  • выдвижение гипотез и их обоснование (П)

  • построение логической цепи рассуждений (П)

  • знаково-символическое моделирование (П)

  • достижение договорённости и согласование общего решения (К)

  • способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет (К)

  • умение слушать собеседника (К)

  • самоопределение (Л)




















  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Лепит домик под окном из травы и глины.

Ученики: Это ласточка.


Учитель: Начертите в тетради отрезок длиной 12 см. Сколько это дециметров и сантиметров?

Ученики: 12см = 1дм 2 см.

Учитель: Девочки будут измерять длину обложки учебника в сантиметрах. Мальчики будут измерять ширину обложки учебника в сантиметрах. Сколько это дециметров и сантиметров?

Проверьте по учебнику.

Учитель: Все справились с заданием? Молодцы!

  • анализ объектов (П)

  • построение логической цепи рассуждений (П)

  • самостоятельное создание способов решения проблемы (П)

  • создание алгоритма, выделение способа действия (П)

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

  • сличать способ действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)

  • коррекция (Р)

  • самооценка (Р)

  • формулировать свои затруднения (К)

  • адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе (Л)


  1. Рефлексия деятельности.

  • Какой была тема нашего урока?

  • Какую задачу ставили?

  • Удалось решить поставленную задачу?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что нужно сделать ещё?

  • Где можно применить новые знания?

  • Кто помогал нам сегодня на уроке?

  • самооценка выполненной работы (Р)

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

  • принятие образа «хорошего ученика» (Л)








Список использованной литературы


  1. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яцунко. Поурочные разработки по математике, 2 класс. – М.»ВАКО», 2014.

  2. В.В.Никифорова. считай, смекай, отгадывай. Сборник заданий для развития творческих способностей. Глазов:ГГПИ,2006.




Интернет-источники

  1. Международный день птиц — Википедия ru.wikipedia.orgДень птиц

  2. Стихи про птиц. Всё для детей. Поэты детям allforchildren.ru

Источники иллюстраций

  • Жаворонок images.yandex.ruфото птицы жаворонок

  • Сова images.yandex.ruфото птицы сова

  • Соловей images.yandex.ruфото птицы соловей

  • Воробей images.yandex.ruфото птицы воробей

  • Синица images.yandex.ruфото птицы синица

  • Дятел images.yandex.ruфото птицы дятел

  • Ласточка images.yandex.ruфото птицы ласточки