Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №26»
Г.о.Подольск
Конспект открытого урока
по математике
в 4-В классе
Тема урока: «Цилиндр».
Дата проведеня: 22.11.2018
Составила: Комарова ВВ
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: учить распознавать цилиндр, исследовать и характеризовать свойства цилиндра.
Задачи
Образовательные: познакомить с понятием «цилиндр»; сформировать умение показывать основания и боковую поверхность цилиндра.
Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
Воспитательные: воспитывать культуру речи, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Планируемые результаты
Предметные: познакомиться с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; научатся показывать основания и боковую поверхность цилиндра .
Метапредметные:
- Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.
- Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию, прислушиваются к мнению других.
Личностные:
- применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация.
для учащихся – учебник, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
Мотивация учебной деятельности (1 мин)
-Сегодня у нас присутствуют на уроке гости. Давай поприветствуем их лучезарной улыбкой. Согласитесь, улыбка ничего не стоит, но много дает. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения, положительные эмоции и крепкие знания, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-
Актуализация знаний. Математический диктант ( 1 ученик -у доски, остальные в тетради) (5 мин)
1.Найди сумму чисел 430 и 240 670
2.Увеличь 360 на 170 530
3.Чему равна разность чисел 300 и 220 80
4.Найти произведение чисел 60 и 9 540
5.Из числа 876 вычесть 76 800
6.25 умножить на 10 250
7.К числу 500 прибавить 60 прибавить 7 567
8.Найди сумму чисел 991 и 9 1000
9.Увеличь 20 в 5 раз 100
10.Найди число 3 сотни 5 десятков 1 единица 351
11Найди частное чисел 0 и 657 0
12.Число, которое на 2 больше, чем 888 890
-
1 Открытие нового знания, способа действия. (10 мин)
Вы любите отгадывать загадки? Сегодня они у нас математические.
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. (Круг)
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались, дело в чём?
Как фигуру назовём? (Ромб)
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я (квадрат)
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый (треугольник)
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность-
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг (овал)
Я, ребята, не квадрат.
Если вы меня узнали,
Буду очень-очень рад. (прямоугольник)
Скажите, как называется наука, изучающий геометрические фигуры? (ГЕОМЕТРИЯ)
2. Объяснение нового материала. (5-6 мин)
Сегодня мы познакомимся ещё с одной фигурой,
Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, какая фигура не встречалась в загадках, которые вы отгадывали, а, следовательно, является «лишней».
Верно.
Слово «цилиндр» происходит от греческого слова kylindros- «валик», «каток»
КАК ЛЮБАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА ЦИЛИНДР ИМЕЕТ НАЗВАНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ ИЛИ СТОРОН
Учебник с74
-Послушайте объяснение и скажите, почему в математике цилиндр называют фигурой вращения?
-Скажите, пожалуйста, где в повседневной жизни можно встретить цилиндр, где его можно применить?
Вывод:
- Цилиндр, что такое? — спросил я у папы.
Отец рассмеялся : — Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода — цилиндр, труба на нашей крыше — тоже,
Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример такой —
Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.
-Из каких фигур,можно получить модель цилиндра?
2. Практическая работа( в паре) (5-7 мин)
- Вы приготовили заготовки цилиндра. Возьмите их и склейте модель цилиндра,дайте название его частям.
Физминутка (2 мин)
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным(9 мин)
1.Работа в учебнике.
№ 2, стр. 74 (устно)
№4 ,стр.74(сам-но,1 ученик у доски)
-Заполните таблицу и решите задачу.
Скорость | Время | Расстояние |
| | | |
| | |
180 :5-180: 6 =6 (км/ч)
Ответ : на 6 км/ч больше
2.Продолжение работы по теме.
А) №6 с.75 (3,4 примеры)- коллективно,1 ученик у доски.
520,4
Б) Работа в группах
№9,стр. 75
Скорость | Время | Расстояние |
9 км/ч | ? | 36 км/ч |
36 : 9 = 4 (ч)
Ответ:4 ч.
В)Работа по вариантам
№ 8 1 вар.- 1 строка;
2 вар.- 2 строка.
80 р. = 800 к. 290 см 30 дм 400 дм 40 м
30 м 300 дм 750 г 7 кг 100 мин 1 ч
Г)№ 10,с 75( в паре)
VII. Рефлексия. ( У каждого ученика лист самооценки, оценивают себя баллами) (2-3 мин)
Активно работал на уроке (1 балл)
Понял тему (1 балл)
Могу объяснить другому ( 1 балл)
При выполнении заданий справлялся самостоятельно (2 балла)
- Кто набрал 5 баллов?
-Кто 4 ?
VIII. Итог. (1 мин)
-С какой фигурой познакомились на уроке?
Какие части цилиндра вы запомнили?
Дом задание (1 мин)
- Ребята, которые набрали 5 баллов, выполняют №5,6 р/т с. 71, уч.-к с. 74
4 балла и меньше -№ 1,2, с.70 р/т, уч.-к с.74
-Посмотрите задания., все ли понятно?
Спасибо за урок ! Вы все молодцы!
Самоанализ урока по теме «Цилиндр».
Урок по теме «Цилиндр» в 4 классе проводится при знакомстве с разделом в математике «Геометрия» по учебнику Г.В.Дорофеев. Изучение этой темы необходимо для успешного усвоения темы «Тела вращения: цилиндр, конус, шар»
Урок проведен в 4-В классе, в котором обучается 31 человек. В соответствии с типологией уроков по Шамовой Т.И. это урок ознакомления с новым материалом с элементами интегрирования.
Цель урока: Создание условий для знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры.
Задачи
• Образовательные: познакомить с понятием «цилиндр»; сформировать умение показывать основания и боковую поверхность цилиндра; научить выполнять изображение цилиндра на плоскости.
• Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
• Воспитательные: воспитывать культуру речи, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Планируемые результаты
• Предметные: познакомиться с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; научатся показывать основания и боковую поверхность цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости.
• Метапредметные:
- Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.
- Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию, прислушиваются к мнению других.
• Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпе-ние и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
В соответствии с темой и целями урока было определено содержание учебного материала:
- вопросы с целью актуализации знаний по данной теме
- создание проблемной ситуации;
- познавательный материал, способствующий видеть взаимосвязь математики с окружающим миром;
- задания для осуществления пошагового контроля знаний.
В соответствии с этапами учебного познания, которые выделяет Давыдов, в структуре урока выделялись три этапа.
1. На мотивационном этапе актуализировала знания учащихся в форме диалога по теме «Цилиндр». Создала проблемную ситуацию. Сформулировала тему и цели урока. Предложила учащимся сформулировать учебную цель для себя.
2. Операционально-познавательный этап способствовал усвоению учащимися новых знаний по теме урока и умений их применять.
3. Цель рефлексивно-оценочного этапа - проанализировать деятельность на уроке. Этому способствовали вопросы о знаниях, умениях и навыках, приобретенных на уроке, а также задания пошагового контроля.
Полученные на уроке отметки учащихся позволяют судить о результативности урока.
На уроке 3 учащихся получили отметку «5», 8 учащихся получили отметку «4».
Реализации целей урока, его содержания способствовали формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная; методы обучения частично-поисковый, также элементы компьютерных технологий и элементы интеграции.
С целью стимулирования мотивации учения использовались приемы:
- эмоциональные (учебная презентация, элементы интеграции)
- познавательные (проблемная ситуация, перенос знаний в новую ситуацию)
- волевые (предъявление учебных требований)
- социальные (диалогическое общение, опора на жизненный опыт).
Уроку был свойственен внешний порядок, который складывался из ухоженности помещения, наличия необходимых учебных материалов на каждом рабочем месте, точного начала урока и его окончания, аккуратного вида учащихся на уроке.
Цели урока были достигнуты.
Можно сделать вывод, что урок состоялся.