Конспект открытого урока
Предмет: Математика
Класс: 1 класс «Р»
Тип урока: Изучение нового материала.
Технологическая карта изучения темы «Приемы табличного вычитания с переходом через десяток»
Тема | Приемы табличного вычитания с переходом через десяток |
Цели | Образовательные: 20 (вычитанием по частям и приёмом, основанным на взаимосвязи суммы и слагаемых). Формирование вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Плани руемый резуль тат | Предметные: Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток; Определять структуру задач в два действия, составлять план решения и записывать решение; . Личностные: Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения; Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности. Метапредметные: Выделять из содержания урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изученной теме; Осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. |
Основ ные понятия | Разрядные слагаемые, двузначное число, удобные слагаемые, чётное число. |
Меж предметные связи | Математика, Окружающий мир |
Ресурсы: | М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 80-81. |
Органи зация прост ранства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок – к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
Тихонько сели. На сегодняшнем уроке мы с вами совершим интересное путешествие.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Прочитайте.
- Да. Мы сегодня отправимся в космос.
- Но вначале давайте вспомним, кто первым открыл дорогу в этот таинственный мир?
- Правильно. Ю.А.Гагарин. Произошло это знаменательное событие 12 апреля 1962 года. (СЛАЙД 1)
-Какими качествами должен обладать космонавт?
Высказывают свои предположения.
(сильный, смелый, умный, целеустремлённым, внимательным, терпеливым и т.д)
- Самое главное у космонавта должно быть крепкое здоровье.
А для этого он должен?
- Самое главное у космонавта должно быть крепкое здоровье.
А для этого он должен?
- Как вы думаете, какая любимая спортивная игра была у Юрия Алексеевича Гагарина?
Загадка:
Мяч по траве шустро скачет
От ворот и до ворот.
Бьют ногами – он не плачет.
Кто игру мне назовёт?
Высказывают свои предположения. Отгадывают загадку.
- Что мог увидеть Юрий Алексеевич в космосе во время своего полёта?
(Первое, что его удивило, какая красивая наша планета Земля из космоса, очень красивый горизонт, который показал окружность Земли, совершенно чёрное небо и очень яркие звёзды).
- Вспомните, какие бывают звёзды?
Дети восстанавливают свои знания, полученные на уроке окружающего мира.
-
белые
- голубые очень горячие
- жёлтые
- красные холодные
Обсуждение в парах.
II. Устный счет.
- Вы, наверное, знаете, что прежде чем запустить двигатели, на космодроме производят «обратный отсчет». И мы с вами как настоящие космонавты проделаем такие же действия.
- Итак, начали! 20,19,18……..1,0. Пуск! (СЛАЙД 2)
- Молодцы! Мы достигли земной орбиты. (СЛАЙД 3)
Здесь нашему кораблю необходимо отбросить ракеты-носители, которые помогли ему оторваться от земли.
- Для этого нам нужно решить следующие примеры (СЛАЙД 4)
20-10-4 12-2-8 2+7-5
2+ 8-3 3+6-4 13-3
- Посмотрите внимательно на примеры.
Какой пример отличается от других? 13-3, т.к в нем одно действие.
- Пожалуйста, придумайте и решите примеры, похожие на этот.
- Молодцы!
- Мы с вами уже приступили к работе в космосе. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
- А когда Ю.А.Гагарин полетел в космос?
- Итак, минутку чистописания мы посвятим числу 12.
Какие цифры нужны для записи этого числа?
Расскажите, пожалуйста, все об этом числе.
Минутка чистописания 12.
III. Работа над темой урока.
Цель нашего урока:
Познакомиться с приёмами вычитания в пределах 20.
Уметь ими пользоваться при вычислениях числовых выражений.
- Ваши предположения, чему будем учиться сегодня на уроке?
Высказывают свои предположения.
Перед полётом космонавт проходит инструктаж по выполнению работы в космосе. Вот и мы сейчас узнаем свой инструктаж перед решением примеров на вычитание с переходом через десяток.
- И вот мы в космосе. (СЛАЙД 5).
Здесь нас ожидает много неожиданностей.
- Ребята, вы все знаете, что в космосе множество небесных тел.
Одно из таких тел встретилось и нам.
- Кто-нибудь знает, как называется это небесное тело?
(Астероид)
Обычно, ученые-астрономы присваивают астероидам номера.
(СЛАЙД 6).
- Но он без номера. Что необходимо сделать, чтобы присвоить астероиду номер?
(Найти значение выражения, записанного на доске 12-5)
(СЛАЙД 7)
- А как из 12 вычесть 5?
Выставляю на доску 12 кружков.
(Выслушать варианты ответов учащихся)
1 способ
-Как мы вычитали число 5? (по частям)
- Почему мы сначала вычли 2? (чтобы получилось 10)
- Почему потом вычли 3? (потому что надо вычесть 5, а 5 - это 2 и 3.)
- Давайте запишем в тетрадь этот способ решения примера.
12 - 5 = 7 или 12-5=7
| |
2 3 12 - 2 - 3 = 7
Карточка - помощница
12 - 5
Вычту 2, чтобы получить 10.
Вычту оставшуюся часть.
12 – 5 12 – 2 – 3 = 7
- А еще как можно вычесть из 12 - 7?
- Здесь нам поможет знание состав числа 12. Вспомню, что 12 – это 5 и 7.
- Молодцы! Мы решили пример двумя способами.
- Теперь запишем в тетрадь второй способ решения нашего примера 12 - 7.
Итог.
- Как будем решать такие примеры?
(Вычитаем по частям или вспоминаем состав числа.)
IV. Работа по учебнику. Стр .80.
- Давайте прочитаем, что написано в учебнике о нашей теме.
- Ребята, найдите, пожалуйста, в учебнике на с.80 №1.
- Внимательно прочитайте задание. (Читает вслух хорошо читающий ученик).
-Как выполнено вычитание?
- Какой способ лучше?
- Но второй способ требует знания таблицы сложения.
Работа в парах.
- А теперь я попрошу вас поработать в парах.
- Посоветуйтесь, пожалуйста, друг с другом и решите примеры под №2 (1 и 2 столбики?)
- Итак, ребята как мы выполнили вычитание? (Повторить алгоритм)
Физкультминутка.
В небе плавает луна.
(покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
1,2,3,4,5
(хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать.
(руки вверх)
6,7,8,9,10-
(хлопки над головой)
И пониже перевесить.
(руки вниз)
10,9,8,7-
(ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем.
(дети тихо садятся).
- Ребята, посмотрите! К нам навстречу несется еще одно небесное тело. Это – комета. (СЛАЙД № 7). И на хвосте у нее вот такое выражение. 7 – 3. А рядом написано слово…
- Прочитайте, пожалуйста. («Задача»)
- Как думаете, что нам нужно сделать? (Составить задачу по этому выражению).
- Вспомните, какие задачи мы решаем вычитанием? Посоветуйтесь теперь в группе.
(Заслушать ответы учащихся)
- Ребята, посмотрите, как выглядит наша планета, когда на нее смотрят из космоса! Она очень красивая!
Объясните, как вы нашли неизвестное число?
Высказывают свои предположения. Ведётся запись на доске.
1сп. 15 – 5 – 2 = 8
2 сп.15 = 7 + 8
15 – 7 = 8
3 сп.15 это 10 и 5
10 – 7 = 3 + 5 = 8
В космическом корабле возможны любые неожиданные ситуации. Очень важно самостоятельно принимать решение. Каждый из вас сейчас этим и займётся.
Работа в группах.
1гр. Задача 5 ,с.81.
- закончить рисунок , объяснить своё решение, проверить в своей группе.
Во второй сумке груз легче, на 1 кг, чем в первой, так как 7 6/
2гр. №6,с.81.
- отметить карандашом фигурки, из которых составили пароход.
( 3, 11, 1, 4, 5, 6, 9)
Оцените свою работу.
У кого все правильно?
У кого есть ошибки?
В чем причина?
- И нам уже пора подумать о возвращении на нашу планету. Для этого нам нужно решить задачу № 4 на с.81
Самостоятельное чтение.
Читает хорошо читающий ученик.
О ком в задаче говорится?
Как звали первого мальчика?
Сколько поделок сделал Саша?
А как звали второго мальчика?
Сколько поделок сделал Дима?
Но в задаче сказано, что на две поделки меньше.
Прочитайте вопрос задачи.
Можно сразу ответить на вопрос задачи?
А что для этого нужно сделать?
Как узнаем, сколько поделок у Димы?
Зная сколько поделок у Димы и Саши можно ответить на вопрос задачи?
Что для этого нужно сделать?
Запишите задачу кратко.
С. – 5
} ?
Д. – ?, на 2
1) 5 – 2 = 3 (п)
2) 5 + 3 = 8 (п)
Ответ: 8 поделок.
- Запишите решение задачи. (Ученик работает у доски.)
- Что узнаем первым действием? Вторым действием?
- Прочитайте свои решения.
- Итак, задачу мы решили. Значит, можно считать, что мы приземлились удачно. Поздравляю вас, ребята!
- Молодцы! Наш урок подходит к концу.
- Чему мы научились на уроке?
- Какие примеры решали? Каким способом?
- Молодцы! Давайте аплодисментами завершим наше путешествие!
Сюрпризный момент.
Письмо из ЦУП.
Дорогие ребята! Мы очень рады приветствовать вас! Ждем вас в нашем отряде космонавтов! Учитесь хорошо! Будьте здоровы! Космонавты.