План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме: "Что такое Родина? " УМК "Школа России" ФГОС
Цель урока: создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося.
Задачи урока:
формировать осознание принадлежности к родному народу, стране, государству;
формировать интерес и чувство сопричастности к современным событиям и истории России и г. Москвы
познакомить с государственными символами России : флагом, гербом, гимном;
воспитывать у детей любовь к Родине
воспитывать у детей интерес к изучению истории.
расширить представление о стране, в крае, в котором они живут.
Орг. Момент
Долгожданный дан звонок - начинается урок!
Проверим, чтобы на парте были: учебник, тетрадь, пенал, тесты.
Садитесь.
Актуализация знаний.
Муравей спросил у пчелки:
«Где твой дом, твоя семья?»
Говорит пчела, летая:
«Там, где Родина моя!»
(ответы детей Родина)
- А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Учитель предлагает , как бы они назвали Родину, что она для них, дети произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)
- Подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (о Родине)
- Верно, мы на уроке поговорим, что такое Родина, как называется наша Родина, познакомимся с ее символами, узнаем, что такое малая родина, поговорим о нашем крае.
Беседа, работа по учебнику
Как называется наша Родина?
Показать на карте, где находится Россия.
Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят по суше и по воде.
Как называется главный город нашей Родины?
А мы в каком городе живём?
Родина объединяет всех людей живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники и если это необходимо, защищают Родину от врагов.
Наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой уже спешат на работу. В одно и то же время в одной части России может светить яркое солнце, а в другой идти дождь или идти снег. Москва – столица нашего государства ( работа с картой). Она входит в число крупнейших городов мира. У нас в стране самые большие и многоводные реки – Обь, Енисей, Волга, Амур, Лена (работа с картой). Если говорить об озёрах, то у нас в стране находятся и самое большое – Каспийское море, и самое глубокое – Байкал. Лес России составляет четверть всех лесных запасов планеты. Путешествовать по стране мы начнем с Крайнего Севера. Найдите на рисунке его хозяина – белого медведя (работа по учебнику). - Северный Ледовитый океан вместе с островами в нем (работа с картой) называется Крайним Севером, или Арктикой. «Арктос» - страна белых медведей, а созвездие над ней назвали созвездием Большой Медведицы.
Знакомство с государственными символами
Познакомимся с символами России.
Что это?
Слово «Герб» в переводе означает «наследство».
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и документах. Показать монеты, печати.
Давайте его рассмотрим. Что на нём изображено?
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Теперь посмотрим на флаг России. Какие цвета на нём?
Рассказать о цветах флага.
На каких зданиях можно увидеть герб и флаг?
Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм.
Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн России? Сейчас я включу запись гимна, и все мы будем слушать его так, как слушают свой государственный гимн в каждой стране: стоя, с почтением. Также ведут себя при поднятии Государственного флага.
Физкультминутка.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Продолжение знакомства с государственными символами.
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим Гимн. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Включить Гимн.
Прочитать слайд
А какой герб у нашего города – Санкт-Петербурга?
Герб Санкт-Петербурга (цветное изображение) представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского (наискось слева направо от зрителя, лапами в верхнем левом от зрителя углу щита; имеет две лапы и поперечную деталь на анкерштоке) и речного (наискось справа налево от зрителя, лапами в верхнем правом от зрителя углу щита; имеет четыре лапы и лишен поперечной детали на анкерштоке), положенных накрест, а на них золотой скипетр с двуглавым орлом.
Первичное закрепление.
Игра «Собери пословицу о Родине».
Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. У вас на столах лежат разрезанные карточки, соедините их.
(- Нет в мире краше Родины нашей.
- Всякому мила своя сторона,
-Везде хорошо, но милее Родины нет.)
7. Беседа о малой Родине
-Сейчас я вам предлагаю посмотреть ролик.
- О каком крае он?
- Кто увидел знакомые места?
-А можно назвать наш край, район Родиной? И почему?
(ответы детей: Дагестан, Унцукульский район)
- Верно, это наша малая родина, вы родились и выросли здесь, здесь живут ваши родители, ваши дедушки и бабушки, ваши родственники.
Мы гордимся этим и будем стремиться преумножать красоту нашего района, нашего края, нашей Родины. Каждый из вас с гордостью может сказать: «Я – Дагестанец, и это большая для меня гордость!!!»
- Как у каждого района, края, города есть свой герб. Герб района , республики может рассказать о многом: о том, каким трудом занимаются его жители, о природе края.
- Кто назовет, что изображено на гербе нашего города?
8. Итог урока. Рефлексия.
- Что самое важное было на уроке? (ответы детей)
- Вы, дети, - маленькие граждане большого государства. А каждый гражданин любит свою страну, уважает ее законы, знает и чтит ее государственную символику.
Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите многих полезных дел, а может быть кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Хотелось бы, чтобы в вашем сердце жила любовь к родному уголку, своей Родине, своей семье.