Окружающий мир
1 класс
Тема «Здоровая пища»
Учитель: Шапилова Светлана Витальевна
Цель:
- деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
- содержательная: расширение базы за счёт включения в неё новых элементов.
Задачи урока:
Предметные:
- формировать умение устанавливать различия между здоровой и нездоровой пищей;
Личностные:
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;развитие эстетических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
Формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексию способов и условий действия
Общеучебные:
Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, проводить рефлексию действий
Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский
Вид деятельности: продуктивная деятельность
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки, мультимедийный проектор
Ход урока
I Адаптивный этап.
Организационный момент. Слайд 1
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Давайте повернёмся к ним и поприветствуем их
-Посмотрите, всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Вы к соседу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.!
2. Мотивация к учебной деятельности.
(Речевая разминка.)
- Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко (Слайд -2).
-Как вы думаете, какое у него настроение?
-Почему Солнце грустное и даже сердитое?
(дети высказывают свои соображения)
- Давайте хорошо поработаем на уроке, а в конце урока посмотрим, какое же настроение будет у Солнышка.
Отгадайте загадку!
Что за сказочный герой,
Он не ест, не пьёт порой.
На него как взглянешь ты,
Только кости и видны. (Кощей) Слайд___3
Что вы можете сказать о его внешнем виде?
Для чего человек ест? (для роста, движения, работы)
3. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
- Посмотрите отрывок из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» Слайд 4
- Какую еду заказал наш герой?
Вкусная еда? Можно её назвать здоровой?
О чём пойдёт разговор на уроке?
- Назовите тему нашего урока?
Давайте проверим правы ли вы ?
На доске тема составлена в разброс. Собрать из слогов тему.
Здоровая пища! (на доске)
Какую цель поставим перед собой?
Сегодня на уроке мы с вами будем исследовать, какая пища здоровая, а какая нет?
II Основная часть.
4. Открытие детьми нового знания (система подводящих творческих задач)
- Сейчас мы с вами поработаем в паре , на доске высветятся изображения продуктов, вы должны распределить: что полезно, а что нет? Если этот продукт полезен, то ставите в левый столбик. Если считаете, что этот продукт не приносит пользы, то ставите в правый столбик. СЛАЙД
(на интерактивной доске)
ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ПРОДУКТ НЕ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗЫ
(чипсы, апельсин, кефир, жвачка, конфеты, яблоко, и т.д)
- Подведём итог, перечислите, какие продукты мы поместили в левый столбик?
- Это какие продукты? (полезные)
Вы замечательно справились с заданием.
- Нам предстоит выполнить коллективную работу.
- И ответим на вопрос: Что в здоровой и полезной пище главное?
А поможет нам в этом разобраться учебник. Слайд
5.Решение учебной задачи.
Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 63 Что делают все дети? - Одинаковую ли пищу они едят?
- Как вы думаете, кто из ребят ест здоровую пищу? - А как нам проверить, кто из вас прав? - Прочитаем тексты.
- Кто же из ребят ест здоровую пищу?
- Почему?
- Какой сделаете вывод?
- Верно. Здоровая пища – это пища, в которой много витаминов. Витамины очень важны для организма человека.
На доске: Здоровая пища – полезная, правильная, вкусная, богатая витаминами.
Это интересно!
- Термин «витамин» придумал польский ученый-биохимик Казимир Функ.
Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся и оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».
- А какие витамины существуют?
- Витаминов много, но есть самые главные
6. Самостоятельная работа (исследование по тексту)
-А теперь вам предстоит выяснить, в каких продуктах больше всего содержится витаминов А, В,С,Д?
7. Проверка с дополнительной информацией.
а) Если вы хотите хорошо расти, иметь крепкие зубы и хорошее зрение, вам нужен Витамин А. (высвечивается на экране) слайд
Доклад обучающегося:
У вас снижается зрение? Нечетко видите предметы в вечернее время? Вам, конечно, не хватает меня. Догадались. кто я ? Витамин А! Меня можно найти в молочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре. Я буду рад встрече с вами, ребята!
- Назовите в каких овощах или фруктах содержится витамин А?
Каписта морковь помидоровь, помидор)
б) Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен Витамин В. (высвечивается на экране)
Доклад обучающегося:
Ну а если вам не хватает витаминов группы В, обращайтесь к таким продуктам, как: хлеб, каши, молоко, сыр, яйца. Как же определить, что вам не хватает витаминов группы В? Достаточно посмотреть на себя в зеркало: ведь при нехватке нас у вас образуются трещины, язвочки в уголках рта, шелушение кожи…
- Назовите в каких овощах или фруктах содержится витамин В?
(свекла, яблоки, редис).
г) Если вы хотите, чтобы ваши ноги и руки были крепкими, вам нужен
Витамин Д(высвечивается на экране)
Я - редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов –витамин Д! Меня можно найти в сливочном масле, в яйце, в говяжьей печени, в рыбе. А еще со мной можно встретиться летом под солнышком. Как и всему живому, вам для хорошего роста необходимо солнышко. А дефицит моего витамина в организме у ребенка вызывает
замедление роста.
- Назовите в каких овощах или фруктах содержится витамин Д?
(рыба, мясо, рыбий жир)
Почему нужно есть много овощей и фруктов? (потому что в них много витаминов).
в) Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Витамин С (высвечивается на экране)
Доклад обучающегося:
А вот и я – самый популярный витамин. Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах, ягодах: в плодах шиповника, в лимонах, капусте, картофеле, луке, укропе и т.д. Догадались, кто я? Конечно витамин С! Если вы простудились и ваш организм перестал сопротивляться болезням, то немедленно ешьте продукты с витамином С.
- Назовите в каких овощах или фруктах содержится витамин С?
(лимон, малина, апельсин )
Вывод: Каждому человеку нужны витамины, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, не огорчаться и не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.
Работа в тетради
Вот на последнем из них мы сейчас остановимся подробнее. Откройте тетрадь на с.68. Прочитайте задание
- Ребята, витамин С – один из важных витаминов. Если его не хватает в организме человека, то тот быстро утомляется, часто простужается. А где же человек может взять этот витамин?
Отвечают на поставленный вопрос. (Апельсины, мандарины, яблоки, киви, перец, капуста).
Посмотрите на схему на доске.
- Какие фрукты и овощи содержат витамин С? - А чтобы вы не забыли, где найти этот витамин, зарисуйте эту схему себе в тетрадь
9. Физминутка
III Творческий этап.
7.Первичное закрепление.
- Большое значение для школьника имеет правильный режим питания - завтрак, обед, полдник, ужин.
- Прочитаем советы по правильному питанию на странице 64 учебника.
- Какие советы вы запомнили?
- Многие из вас любят газированную воду, лимонад, колу. Вы считаете, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду.
Исследовательская работа (групповая)
Только что мы с вами составляли полезные советы по питанию и сказали, что чипсы и лимонад – это вредно! А как мы можем доказать на практике, что это действительно вредно? (Ответы детей).
Давайте попробуем доказать их пользу или вред с помощью проведения опытов:
Опыты с чипсами (по 3 штуки на группу по 4 человека)
Опыт 1. Положите большой чипс на бумажную салфетку и согните пополам, раздавив его на сгибе бумаги. Уберите кусочки чипсов и разверните салфетку на свету. Она покрылась жирными пятнами. Это можно объяснить тем, что чипсы очень жирные, а жирная пища
несомненно вредна для организма.
Опыт 2. Для опыта понадобится бутылка Кока-колы и мятные жевательные конфеты
«Ментос». Открываем бутылку газированной воды, опускаем туда несколько конфеток, отходим в сторону. Мы наблюдаем, как из бутылки вырывается пенный фонтан. Делаем вывод: Произошла химическая реакция, образовалось очень много газов и пены. Такое же происходит и в желудке человека, что может вызвать тошноту, рвоту, плохое самочувствие.
Опыт 3. В пепси-колу добавим лимонный сок и через 5 минут выливаем из стакана. По краям стакана видим налет. Такой же налет образуется на стенках желудка, который может вызвать страшную болезнь.
Опыт с Чупа-чупсом.
Опыт 1. Карамель «Чупа-чупс» опускаем в стакан с чистой водой. Начинаем ее «размешивать» воду. Со временем замечаем, что вода в стакане окрашивается в цвет карамели. Делаем вывод – В карамели содержатся красители.
11. Итог урока (оценочно-рефлексивная деятельность)
-Вот и подошёл к концу наш урок.
-Давайте посмотрим, с какими итогами мы к нему подошли?
- О чём мы с вами говорили на уроке? (о здоровой пище)
- Какая пища называется здоровой? (та, в которой много витаминов)
- Какие витамины вы знаете? (А,В,С,Д)
-Какой этап работы вам показался самым успешным?
- Давайте посмотрим на Солнышко. Что изменилось? (Настроение стало другим – весёлое, довольное). Почему? (потому что вы хорошо поработали)