III. Актуализация знаний. Сообщение темы. Постановка задач и целей. (2 мин.) Наглядный метод: иллюстрация (картинки природы - живая и неживая) | - Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (природу). А вспомните, как бывает природа? (живая и неживая). Что относится к живой природе? (растения, животные, грибы). А что относится к неживой? (различные явления). - А какие эмоции, чувства у вас вызывает эта картинка? Как вы думаете теперь, только ли с позитивными эмоциями связана природа? (нет, еще и с негативными - есть много опасностей). А какие опасности нас подстерегают в природной среде? (несчастные случаи на водоёмах, укусы насекомых или животных, отравление ягодами и грибами и т.д.). - А что мы должны делать, чтобы чувствовать себя спокойно, когда находимся на природе? (соблюдать правила безопасности). - Верно, ребята! Как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема урока: «Природа и наша безопасность» - Как вы думаете, какие задачи мы можем поставить? Узнать, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы; Научиться формулировать правила безопасного поведения в природе. | Отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, ставят задачи. П: развитие познавательной инициативы Р: постановка учебной задачи |
IV. Изучение нового материала (30 мин.) Наглядный метод: видеометод (гроза и молния) Наглядный метод: видеометод (опыт) Словесный метод: выборочное чтение Практический метод: упражнение Наглядный метод: иллюстрация (лес, полянка, растения и грибы) Словесный метод: рассказ, беседа Практический метод: дидактическая игра Словесный метод: выборочное чтение Словесный метод: выборочное чтение, беседа Наглядный метод: иллюстрация Практический метод: задание | - Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда давайте отправимся на экскурсию в природу: посетим несколько интересных мест и будем по-разному передвигаться. - Итак, отправляемся на экскурсию из нашей школы. Вставайте возле своих мест и идём. Садитесь. - Ребята, давайте с вами представим лето, где на улице светит яркое солнышко, птички поют…. Но вдруг, все это сменяется на… (видеофрагмент). На что же сменилось солнышко? (грозу). Какие чувства она у вас вызвала? Так, а что же такое гроза? (атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками возникают электрические разряды — молнии). Ребята, а что же более опасно - гроза или молния? (молния, поскольку это огромная электрическая искра и от ее удара могут вспыхнуть деревья). - Ребята, а вы знаете, что молнию можно вызвать и в домашних условиях? Давайте посмотрим небольшое видео с этим опытом, каким же образом мы можем это сделать. (видео). - Вот, посмотрите ребята, как это интересно, но лучше не стоит это повторять дома, берегите себя! - Чем же опасна гроза? (смертельные травмы для человека, повреждение кабелей, сбой работы электронного оборудования). А каких же правил мы должны придерживаться? Давайте сверим ваш вывод с учебником - откройте стр. 20, начинаем читать со слов «чтобы убедиться…». Никогда не забывайте об этих правилах! ФИЗМИНУТКА «В лес гулять мы пошли» В лес гулять мы пошли, В брод ручей перешли. Небывалой высоты, у ручья растут цветы, Посмотри по сторонам, Что же лес подарит нам? Наклонись, сорви малинку И клади ее в корзинку, Крепкий беленький грибок Мы положим в кузовок. - Ребята, а куда же это мы с вами попали? (в лес). А вы любите ходить в лес? Что вы там делаете? А вот теперь еще раз посмотрите на слайд: перед вами полянка, но не простая. Что же на ней изображено? (растения и грибы). Назовите их. А скажите мне, все ли ягоды и грибы полезны и съедобны? (полезны многие, но есть и не съедобные). Сейчас мы с вами и поговорим о них. РАСТЕНИЯ 1) Белена (неприятный запах) - растет на пустырях, вдоль дорог. Цветет желтовато-белыми цветами, дает зеленые плоды, которые содержат семена (буро-серый цвет). А как вы думаете, на зерна какого растения они ещё похожи? (мак - красный) - некоторые отравляются этими коварными семенами. (показать борщевик - вызывает сильнейший ожог, поэтому идет усиленная борьба с ним). 2) Дурман - что это такое? (имеет сладкий запах - одурманивающий, человек может уснуть и не проснуться) - травянистое многолетнее растение; цветки бывают разных цветов и имеют приятный запах; является ядовитым, его яд может вызывать галлюцинации. Поэтому нельзя слишком долго находиться рядом (еще и черёмуху по такому же принципу нельзя долго нюхать - только на открытых территориях). 3) Ландыш - имеет ядовитые плоды - ярко-красные ягоды. Некоторые из людей могут принять их за съедобные, и тогда наступит отравление. Ребята, а в какую же книгу занесено это растение и почему? (в Красную (книга, куда большим списком занесены редкие животные, растение и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют охраны), потому что его срывали в качестве подарка, используют в медицине). 4) Вороний глаз - растет в лесу. Среди четырех крупных листьев расположена ягода – крупная, черно – синего цвета, похожа на чернику (сравните: чем похожи? чем отличаются?). 5) Волчье лыко - цветы розовые, душистые. Плоды ярко – красные; если съесть эти ягоды - возникает отравление, затрудняется дыхание. Ядовита ещё и кора - вызывает ожоги. Ребята, а любите ли вы собирать грибы? Какие? ГРИБЫ - Итак, ребята, а теперь я предлагаю вам провести небольшую игру: будет две корзинки и несколько грибов - ваша задача - распределить в левую корзинку съедобные (белый, подосиновик, лисички), в правую - несъедобные (ложные опята, трутовик, мухомор). Выходите к доске. - А где же именно нужно собирать грибы? (только в чистом, отдаленном от предприятий лесу) - Запомните, даже если гриб съедобный, его нельзя собирать возле трасс и рядом с предприятиями, поскольку есть возможность очень сильно отравиться! - Ребята, мы с вами сейчас изучили и растения, и грибы, которые являются несъедобными. Какие правила по собиранию ягод и грибов вы знаете? (Нюхать на открытых территориях; Собирай только те, которые знаешь; Никогда сырые ягоды и грибы в рот не брать; Собирать только в лесу). А теперь давайте сверим ваши выводы с теми, которые в учебнике - стр. 22 со слов «во время…». Ребята, совпали наши выводы? Отлично! Я надеюсь вы и эти правила тоже запомните. - А теперь мы с вами пройдем еще немного в глубь леса. Вставайте (идём). Садитесь. - Чтобы узнать, что или кого мы встретим, я предлагаю вам обратиться к учебнику и прочитать на стр. 23 первые два абзаца со слов «многие очень…». - Итак, о ком вы узнали из текста? (гадюка). А посмотрите пожалуйста на слайд. Здесь уже представлена не только гадюка. Знаете ли вы, кто же изображен на второй картинке? (уж). А к какому классу относятся эти животные? (пресмыкающиеся, или рептилии). Давайте же их сравним между собой? (чем похожи? (оба змеи); оба ли ядовиты? (нет, только гадюка); чем отличаются?). Гадюка - ядовитая змея, на спине зигзагом проходит темная полоса, укус опасен; уж - змея неядовитая и совершенно безобидная, по бокам головы два желтых пятна (самый отличительный признак). - Какие же правила безопасности мы должны соблюдать, чтобы не пострадать от укуса змей? (Первыми не нападать; Надевать высокие сапоги; Если змея напала - немедленно обратиться в больницу). Молодцы, вы правы! - Ребята, а раз уж мы начали говорить о животных, какие еще есть животные, помимо диких? (домашние). А как вы думаете, они могут вызывать опасность? (да). А вот давайте выясним на примере - вам в парах нужно будет выполнить задание на карточке - в колонке «польза» из слов для справки подобрать то, что на положительного дают животные, а в колонке «вред» - чем опасны. время на выполнение 2 минуты. Домашние животные Польза Вред Слова для справки: пища, заболевания, беспорядок, защита, сырьё для одежды, аллергия. улучшение здоровья, - Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, какие правила безопасности нужно соблюдать? (Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить; нельзя гладить незнакомых животных; когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать). - Были ли у вас такие случаи, что у вас происходили опасные случаи с собаками или каким-то другими животными? - Ребята, а теперь нам пора обратно возвращаться в школу, наша экскурсия подходит к концу. Вставайте (движения). Садитесь. | Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы учителя. П: умение ориентироваться в своей системе знаний. К: умение строить речевые высказывания в устной форме; Смотрят видеоролик с опытом. П: моделирование явления природы П: фиксация выводов в виде схемы Отвечают на вопросы учителя. К: умение строить речевые высказывания в устной форме. Отвечают на вопросы учителя. П: умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами. К: умение строить речевые высказывания в устной форме. П: умение сравнивать объекты по различным признакам. Выполняют игру. Р: выделять из темы урока известные знания для выполнения задания. П: фиксация выводов в виде схемы Читают, отвечают на вопросы учителя. П: развитие познавательной инициативы. П: умение сравнивать объекты по различным признакам. П: фиксация выводов в виде схемы Выполняют задание, затем проверяют. Р: выделять из темы урока известные знания для выполнения задания. П: фиксация выводов в виде схемы Р: умение сохранять учебную задачу. |