СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для 9-11 классов "Природа – экология – безопасность – мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» Ж.Б.Ламарк.

- Как вы понимаете слова Ламарка? (варианты ответов: речь идет о потребительском отношении человека к природе; используя природу как источник ресурсов, загрязняя, истощая ее, человек приведет свой род к гибели).

Можно для младших классов заменить высказывание Ламарка на другие: «Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету»  (Антуан де Сент-Экзюпери) или

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

 Убивайте лишь зверей внутри себя!

                                        (Е.Евтушенко)

- Какой же теме, на ваш взгляд, будет посвящен наш классный час? (разные варианты ответов учеников, учитель заостряет внимание на ключевых словах, сообщает тему классного часа «Природа – экология – безопасность – мы»).

- Сколько лет пройдет, прежде чем мы столкнемся с трагическими последствиями нашего пренебрежительного отношения к окружающей нас природе? 15, 10 или 5?

- Чувствуете ли вы уже сегодня проявления глобального потепления климата (аномально высокие температуры летом или  наводнения в прошлом году на Дальнем Востоке из-за затяжных дождей), загрязнение воздуха (выхлопными газами автомобилей, количество которых непрерывно растет), загрязнение вод, почвы токсическими веществами (а, следовательно, и присутствие токсических веществ в продуктах питания – овощах, фруктах).

- У человечества нет уже времени для изучения и обсуждения экологических проблем. Иначе мы, наши дети станем свидетелями угасания человеческой цивилизации на Земле. Необходимо уже сейчас предпринимать решительные шаги к спасению биосферы, к устойчивому развитию общества и окружающей среды.  

- Что же такое устойчивое развитие? Рассмотрим на примере. Человек может прыгнуть с вершины высокой скалы, убежденный в том, что полетит. Он может даже почувствовать эйфорию от успеха о воскликнуть, пролетев половину пути «Пока всё отлично!». Но всё это – своего рода уже «жизнь взаймы», она уже не принадлежит человеку. Его «полет «неустойчив»! Очевидно, что отрицание силы тяжести не приведет к умению хорошо летать. Однако, понимая и принимая законы гравитации, принципы аэродинамики, человек может «устойчиво» летать, используя различные летательные аппараты.

 Примерно тоже самое можно сказать и о наших взаимоотношениях с окружающей средой. Отрицая законы природы, не учитывая их в своей деятельности, мы во многом живет «взаймы», и многочисленные экологические проблемы указывают на неустойчивость нашего существования. Однако выход есть, стоит лишь понять экологические принципы и стремиться к гармоничному развития в соответствии с ними. Что это за принципы, законы экологии?

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

 

-  Приведите примеры нарушения человеком этих законов в хозяйственной деятельности. (ответы учеников)

В конце распечатки есть вариант этого этапа урока для младших классов с примерами и пояснениями!!!

 

Работа в группах. Но просто знать законы природы не достаточно, нужно действовать в соответствии с ними и побуждать к этому других людей. Только все вместе мы сможем сделать развитие человечества устойчивым!

- Так 29 марта во всем мире проходила акция Час Земли. Что это за акция? Какова ее цель? (ответы ребят) Час Земли — ежегодное международное событие, проводимое Всемирным фондом дикой природы (WWF). Проводится в последнюю субботу марта и призывает всех — частных лиц, организации, школы, муниципальные образования, коммерческие учреждения — выключить свет и другие не жизненно важные электроприборы (кроме лифтов) на один час, чтобы вызвать интерес к проблеме изменения климата, энергетического объединения человечества.

- Посмотрите, как выглядит поверхность Земли ночью: белые огни на поверхности Земли – города, красные огни – открытый огонь (особенно много в Африке), желтые – горение попутного газа (на Ямале)).

- 22 апреля в мире отмечается день Земли. День Земли  – постоянное напоминание людям о том, что мы должны стараться  жить, не разрушая окружающий наш мир. А что может сделать каждый из вас у себя дома, в школе, что можем сделать мы вместе, выйдя на улицы города? (ученикам предлагается развернуться в группы и заполнить листы «С чего я могу начать?» в разных вариантах: дома, в школе, на улице, в магазине, вместе с друзьями; листочки передаются по кругу для дополнения предложений другими группами).

            Ребята озвучивают в классе свои предложения.

Просмотр содержимого документа
«Классный час для 9-11 классов "Природа – экология – безопасность – мы"»

Природа – экология – безопасность – мы



Презентация «Как выглядит наша Земля из космоса» (заставка)

Основную презентацию добавлю завтра!!!



- Начать сегодня классный час хочу со слов французского ученого-естествоиспытателя 19 века Жана Батиста Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

- Как вы понимаете слова Ламарка? (варианты ответов: речь идет о потребительском отношении человека к природе; используя природу как источник ресурсов, загрязняя, истощая ее, человек приведет свой род к гибели).

Можно для младших классов заменить высказывание Ламарка на другие: «Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету»  (Антуан де Сент-Экзюпери) или



Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

 Берегите всех зверей внутри природы,

 Убивайте лишь зверей внутри себя!

                                        (Е.Евтушенко)

- Какой же теме, на ваш взгляд, будет посвящен наш классный час? (разные варианты ответов учеников, учитель заостряет внимание на ключевых словах, сообщает тему классного часа «Природа – экология – безопасность – мы»).

- Сколько лет пройдет, прежде чем мы столкнемся с трагическими последствиями нашего пренебрежительного отношения к окружающей нас природе? 15, 10 или 5?

- Чувствуете ли вы уже сегодня проявления глобального потепления климата (аномально высокие температуры летом или наводнения в прошлом году на Дальнем Востоке из-за затяжных дождей), загрязнение воздуха (выхлопными газами автомобилей, количество которых непрерывно растет), загрязнение вод, почвы токсическими веществами (а, следовательно, и присутствие токсических веществ в продуктах питания – овощах, фруктах).

- У человечества нет уже времени для изучения и обсуждения экологических проблем. Иначе мы, наши дети станем свидетелями угасания человеческой цивилизации на Земле. Необходимо уже сейчас предпринимать решительные шаги к спасению биосферы, к устойчивому развитию общества и окружающей среды.

- Что же такое устойчивое развитие? Рассмотрим на примере. Человек может прыгнуть с вершины высокой скалы, убежденный в том, что полетит. Он может даже почувствовать эйфорию от успеха о воскликнуть, пролетев половину пути «Пока всё отлично!». Но всё это – своего рода уже «жизнь взаймы», она уже не принадлежит человеку. Его «полет «неустойчив»! Очевидно, что отрицание силы тяжести не приведет к умению хорошо летать. Однако, понимая и принимая законы гравитации, принципы аэродинамики, человек может «устойчиво» летать, используя различные летательные аппараты.

Примерно тоже самое можно сказать и о наших взаимоотношениях с окружающей средой. Отрицая законы природы, не учитывая их в своей деятельности, мы во многом живет «взаймы», и многочисленные экологические проблемы указывают на неустойчивость нашего существования. Однако выход есть, стоит лишь понять экологические принципы и стремиться к гармоничному развития в соответствии с ними. Что это за принципы, законы экологии?

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.



- Приведите примеры нарушения человеком этих законов в хозяйственной деятельности. (ответы учеников)

В конце распечатки есть вариант этого этапа урока для младших классов с примерами и пояснениями!!!



Работа в группах. Но просто знать законы природы не достаточно, нужно действовать в соответствии с ними и побуждать к этому других людей. Только все вместе мы сможем сделать развитие человечества устойчивым!

- Так 29 марта во всем мире проходила акция Час Земли. Что это за акция? Какова ее цель? (ответы ребят) Час Земли — ежегодное международное событие, проводимое Всемирным фондом дикой природы (WWF). Проводится в последнюю субботу марта и призывает всех — частных лиц, организации, школы, муниципальные образования, коммерческие учреждения — выключить свет и другие не жизненно важные электроприборы (кроме лифтов) на один час, чтобы вызвать интерес к проблеме изменения климата, энергетического объединения человечества.

- Посмотрите, как выглядит поверхность Земли ночью: белые огни на поверхности Земли – города, красные огни – открытый огонь (особенно много в Африке), желтые – горение попутного газа (на Ямале)).

- 22 апреля в мире отмечается день Земли. День Земли – постоянное напоминание людям о том, что мы должны стараться жить, не разрушая окружающий наш мир. А что может сделать каждый из вас у себя дома, в школе, что можем сделать мы вместе, выйдя на улицы города? (ученикам предлагается развернуться в группы и заполнить листы «С чего я могу начать?» в разных вариантах: дома, в школе, на улице, в магазине, вместе с друзьями; листочки передаются по кругу для дополнения предложений другими группами).

Ребята озвучивают в классе свои предложения. Работы сдаются в 205 кабинет Анастасии Геннадьевне.





Можно предложить проблемную ситуацию «Нужны ли комары?» для учащихся младших классов



Учитель: Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.)

Учитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.



Учитель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.



-  Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. Эти 4 закона сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну, а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.



5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» (Просмотр презентации)

Учитель: Сейчас мы проведём рейд по улицам наших городов  и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен?  И как правильно действовать в этой ситуации?  (Просмотр слайдов).

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Учитель: Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Учитель: Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Учитель: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.