СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 «в» классе «Наши помощники – органы чувств».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 «в» классе «Наши помощники – органы чувств».»

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 «в» классе

«Наши помощники – органы чувств».


Учитель ЧОУ «Средняя школа “Возрождение”»

Чавтараева Джулианна Мугарамовна.

Дата проведения: 11.11.2022.

Цели урока:

уточнить понятие «органы чувств»; положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира; способствовать развитию интереса в познании самого себя; развивать мышление, речь учащихся.

Оборудование:

рисунок человека без лица, геометрический материал разной формы и величины; игрушки: резиновый мяч, машинка, запись «Звуки леса»; долька лимона, зубчик чеснока; три стакана с водой: солёной, сладкой, кислой; рукавички, корзина с накидкой, апельсин, яблоко, клубок ниток; мультимедийная презентация «Органы чувств»

Планируемый результат Предметные умения:
  • иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

  • исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;

  • узнать роль и специфику разных органов чувств;

Личностные УУД:
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • определять общие для всех правила поведения;

  • определять правила работы в группе;

Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • формулировать учебные задачи;

  • работать по предложенному плану, инструкции;

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • осуществлять самоконтроль;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:
  • слушать и понимать речь других;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • владеть диалогической формой речи.


«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

(Китайская мудрость)


Ход урока.
  1. Организационный момент. Психологический настрой.

(диалог учителя и обучающихся).

–Друзья, вам тепло? (Да!)

    • В классе светло? (Да!)

    • Прозвенел уже звонок? (Да!)

    • Хотите учиться? (Да!)

    • Значит можно всем садиться!

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
  1. Разминка (отвечают хором)

Закончите предложение

  • У птицы крыло - у человека... (рука)


  • У собаки морда - у человека... (лицо)

  • У конфеты фантик - у человека... (кожа)

  • У льва пасть - у человека... (рот)

  • У подводной лодки перископ - у человека... (глаза)

Сегодня на занятие к нам пришёл очень странный человечек. Что же в нём странного? (У него нет лица)

(У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)


2. Выдвижение проблемы.

-А нужны они ему? (Да.)

-Как одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств.)

  1. Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.
    • Как вы думаете, какая у нас будет тема занятия? (Органы чувств)

    • А точнее «Наши помощники – органы чувств»

    • В конце занятия вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

    • Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего занятия: Познакомиться с ……(органами чувств).

Узнать…. (для чего они нужны) и как их беречь.


  1. Открытие детьми нового знания.


-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование

Что означает это понятие? (варианты детей)


Работа со словарём.

А в толковом словаре Ожегова говорится так:

Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит: подвергнуть научному изучению; осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

  • А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

(варианты детей)

  • Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы уже знаете это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. Чтобы исследование прошло успешно, необходимо соблюдать правила работы в группе.


Повторим правила работы в группе.
  1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

  2. Не согласен – объясни, почему.

  3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

  4. Говори только по делу.

  5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Каждая группа получает своё задание.


  1. я – группа (геометрический материал разной формы и цвета). Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.



  1. я группа: Проведите опыт в своей группе возьмите конверт с и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определите, что находится внутри по запаху.

  • Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос)

(Пропитанные диски с запахом чеснока, лука, мандарина.)


  1. я группа: определить, какая вода в стаканах. (Вода сладкая, вода соленая, кислая)


  1. я группа: предлагается на ощупь (сначала в рукавичке, а затем без неё ?) определить предмет в мешке. Все предметы подобраны по размеру (шарик, яблоко, апельсин, клубок).


  • Проведите исследование с помощью этих предметов, проанализируйте свою работу и сделайте вывод: …

Из энциклопедии найдите сообщение об этом органе.


Выступления групп по плану:

У нашей группы было задание… Выполнить его нам помогли…

… нам нужны……. Это орган …


1.Глаза – орган зрения.

-С какого органа чувств мы начнём исследование, вы мне скажете сами, отгадав загадку.

-Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит. (Глаза.) (Слайд)

-Приступим к исследованию. Ребята, закройте глаза. И не открывая скажите, что у меня в руках.

-Откройте глаза. Почем вы не смогли ответить на мой вопрос? (Были закрыты глаза.)

-Что мы можем делать с помощью глаз? (Видеть и различать предметы.)

-Что у меня в руке? (Конверт.)

-Давайте посмотрим, что в нём. (Геометрические фигуры.)

-Какой они формы? (Одинаковой.)

-Какого размера? (Различного.)

-Какого цвета? (Жёлтого.)

-Что мы можем определить с помощью зрения? (Цвет, размер, форму предметов.)

-Что у меня в руке? (Мяч.)

-Что я делаю? (Катаю.)

-Что ещё мы можем определить с помощью зрения? (Движение предметов.)

-Рассмотрите книги. Что ещё мы можем с помощью глаз? (Читать, видеть картинки.)

(Глаза – орган зрения. – карточка прикрепляется на доску.) (Слайд.)

-Один ученик 3 класса приготовил сообщение об органах зрения-глазах. Послушаем его.

-А как мы будем беречь наши глаза? (Слайд)

-Давайте нарисуем нашему человечку глаза.

-Послушайте интересные факты об органах зрения. (Слайд.)

Гимнастика для глаз «Белка».

Белка дятла поджидала

Гостя вкусно угощала: (Резко перемещать взгляд влево-вправо.)

-Ну-ка, дятел, посмотри,

Вот орехи: раз, два, три! (перемещать взгляд вверх-вниз.)

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами.)

И пошёл играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами.)

-Итак, мы закончили первое исследование.


2.Уши – орган слуха.

-С каким органом чувств мы будем знакомиться дальше, узнайте, отгадав загадку. (Слайд)

-Маша слушает в лесу, как кричат кукушки.

А для этого нужны нашей Маше…(Ушки.)

-Проведём следующее исследование: закройте глаза (учитель включает музыку).

-Что произошло? (Играла музыка.)

-С помощью какого органа вы это узнали? (С помощью ушей.)

-Давайте поиграем в игру «Угадай, чей голосок.»

-С помощью какого органа мы узнали, кто говорит? (С помощью ушей.)

-С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.

-Второй по важности орган чувств у человека – это ухо.

(Уши – орган слуха. – карточка на доску). (Слайд)

Сообщение ученика 3 класса об органах слуха.

-Как нужно беречь уши? (Слайд)

-Нарисуем нашему человечку уши.

-Интересные факты. (Слайд)


3.Язык – орган вкуса.

-Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.) (Слайд)

-Проведём исследование: на столе два стакана. Сможем ли мы, используя органы слуха и зрения, определить, что в стаканах?

-А что нужно сделать? (Попробовать.)

-Какой орган вы подключите к выполнению задания? (Язык.)

-Какие ещё качества пищи различает язык? (Горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое.)

 (Язык – орган вкуса. – карточка на доску.) (Слайд)

-Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

-Давайте проведём исследование (Слайд №)

-Как вы узнали, вы же не пробовали? (Вспомнили.)

-У языка 4 вкусовые зоны. (Слайд)

Ученик 3 класса рассказывает об органе вкуса – языке.

-Нарисуем человечку рот и язык.

-Берегите язык. (Слайд)

-Язык помогает не только чувствовать вкус пищи, но и произносить звуки.

Артикуляционная гимнастика.

-Это интересно знать. (Слайд)


4.Нос – орган обоняния.

-Между двух светил в середине я один. (Язык.) (Слайд)

-А сейчас новое исследование. Закройте глаза и уши. (Поднести духи к носу учеников.)

-Что вы почувствовали? (Запах.)

-Какой орган помог вам? (Нос.)

-Поиграем в игру «Узнай по запаху.» (дольки лука, чеснока, апельсина, кофе.)

(Нос – орган обоняния. – карточка на доску.) (Слайд №)

Сообщение.

-Как беречь нос? (Слайд)

-Нарисуем человечку нос.

-Это интересно знать. (Слайд)

Дыхательная гимнастика.

1,2,3,4,5! Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже-руки за спину положим.

Голову поднимем выше и легко, легко подышим.

(Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ааа, руки в такт выдоху опускаются вниз.)


5.Кожа – орган осязания.

-У двух матерей по 5 сыновей, одно всем имя. (Рука.) (Слайд.)

-Проведём последнее исследование. (Мешочек с предметами.)

-Закройте глаза и на ощупь определите предмет.

-Какой орган помог определить предмет? (Кожа.)

(Кожа – орган осязания. – карточка на доску.) (Слайд)

(Сообщение ученика 3 класса о коже.)

-Как беречь кожу? (Слайд)

-Интересные факты. (Слайд)

-Рисуем руки человечку.

-Вот и закончилась наша работа. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.

-Сколько у человека органов чувств? (5) (Слайд)

-Можем ли мы органы чувств назвать нашими помощниками? Почему?

-А что будет, если один из органов перестанет работать?

-Что нужно делать, чтобы органы чувств всегда работали? (Беречь их.)


  1. Первичное закрепление нового материала.


  • Нужно ли человеку беречь органы чувств? Почему?

Работа по учебнику.

  • Откройте учебники на с. 126. Прочитайте статью «Органы чувств». Каждой группе прочитать правила гигиены об исследуемом ими органе чувств?

Проверка самостоятельной работы. (Выборочное чтение.)


Работа в тетрадях.


Выполните задания на с.76 №.1. и №.2.

Проверьте ответы друг у друга, обменявшись тетрадями. Решим такую ситуацию:

  • когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

(Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)

-Так без чего же нам не обойтись в окружающем мире? (без Органов чувств)

-Поможем нашему герою вернуть его органы чувств. Назовите их (СЛАЙД 6) и дорисуйте.


  1. Итог занятия.

  1. Рефлексия.
  • Вот и закончилась наша исследовательская работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.

    • Вспомните, какую цель мы ставили в начале занятия? (Познакомиться с органами чувств.

Узнать для чего они нужны и как их беречь)

  • Сколько у человека органов чувств?

    • На какой вопрос вы должны мне ответить?

    • Можем ли мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.

-Какое задание вам понравилось больше?

-Какое задание оказалось трудным?

  • Оцените свою работу и своё настроение на занятии с помощью смайликов


  1. Домашнее задание:

Рассказать о правилах гигиены органа слуха.

Подобрать интересные факты об одном из органов чувств.

-Иногда можно услышать такое выражение: «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь. Попробуйте узнать у взрослых или в других источниках информации.


-Наше занятие хочу закончить словами мудреца.

Когда ему задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил


«Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».


Берегите свои органы чувств, своё здоровье!