Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 «В» классе
на тему: «Озёра – краса Земли»
Цель: сформировать представление об озёрах России, о их красоте и особенностях.
Планируемые результаты:
предметные:
- познакомить с озерами России, твоего края;
- раскрывать значение озер в жизни людей;
- уметь находить по физической карте озера России.
метапредметные:
развивать познавательную активность, умения работать с дополнительной литературой, картой, нбдюдать, рассуждать , делать выводы.
личностные:
- развитие интереса к освоению новых знаний, развитие доброжелательности и общительности при совместной работе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир,2012 г., 1 часть, стр. 66-69; рабочая тетрадь, физическая карта России, карта края, презентация, карточки для проверки знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Не страшны нам любые испытанья,
Вперёд, друзья!
Откроем новые знания!
Постановка учебной задачи и её решение. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Что нам необходимо сделать перед тем, как изучить новое знание? (повторить предыдущие)
- Что вы изучали на прошлом уроке?(Наши реки)
- Какие реки вы знаете ?(Лена, Волга, Обь, Енисей, Дон, Нева)
- С какими знаменательными событиями связаны эти реки? ( На берегах этих рек происходили важные сражения)
- Что такое исток? (начало реки)
- Что такое устье? (место, где река впадает в другую реку)
- Когда в одну реку впадает другая река, как это называется?(приток)
2. Индивидуальный опрос. Выполнение заданий в рабочей тетради №4,5 (с.37)
(Презентация исследований)
3.Индивидуальное задание
(Работа по карточкам.)
Карточка №1
Подпишите части реки.
Карточка №2.
Перечислите реки в порядке увеличения их протяженности.
Москва, Волга, Ока, Амур, Енисей, Лена, Дон, Обь, Кама.
- Проверьте себя по «Страничкам Умного Совёнка»(с.137)
Карточка 3.
Используя карту, соедините название городов с названиями рек, на которых они стоят.
Река | Город |
1.Дон | А. Казань |
2.Волга | Б. Новосибирск |
3.Обь | В. Ростов-на-Дону |
4.Нева | Г. Красноярск |
5.Енисей | Д.Рязань |
6. Ока | Е. Санкт-Петербург |
Ответы: 1В, 2А, 3Б, 4Е, 5Г,6Д.
Самоопределение к деятельности.
Формулировка темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
Никуда не вытекает,
В своём ложе отдыхает,
Зимой крышкой накрывают,
Пресным в основном бывает.
- Сформулируйте тему урока.
- Дайте определение озера как вида водоёма. ( Это замкнутый в берегах естественный водоём.)
- Чем отличается озеро от пруда? (Пруд – это искусственный водоём в выкопанном углублении).
- Сформулируйте задачи урока.
IV. Работа по теме урока.
Ролевая игра «Я-учитель». Я сегодня с удовольствием уступлю своё место вашим одноклассникам. Они проведут профессиональную пробу в роли учителя, экскурсоводов.
- Сегодня на уроке с помощью наших экскурсоводов мы посетим озера России и нашего края.
Две группы учащихся учителя и экскурсоводы проводят профессиональные пробы.
Слайд 1. Озера.
За особую красоту озёра иногда называют голубыми глазами Земли. В России множество больших и маленьких озёр. Всего свыше 2 миллионов. Есть очень большие озёра ( такие как, Каспийское озеро из-за больших размеров даже называют морем), а есть очень маленькие такие как озеро …
Шатхурей – озеро которое находится в Кабардино-Балкарии.
Слайд 2. Каспийское море. ( О каспийском море рассказывает Захаров Максим. Он выступает в роли учителя.)
Самое большое из озёр – Каспийское море. (Показывает на карте).
Морем его называют из-за больших размеров и солёной воды.
Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров (371 000 км).
Каспийское море представляет собой бессточное озеро. Воды Каспийского моря омывают берега сразу пяти государств: России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана. По одной из гипотез Каспийское море получило своё название в честь древних племён коневодов — каспиев, живших до нашей эры на юго-западном побережье Каспийского моря. За всю историю своего существования Каспийское море имело около 70 наименований у разных племён и народов. Каспий известен благодаря своим запасам нефти, правда, получая одни богатства, мы рискуем потерять другие. Именно в этих водах – большая часть запасов осетровых в мире. На Каспии ловят более 90% осетра на планете, и сегодня охрана Каспийского озера – одна из главных экологических задач для России.
- Почему Каспийское озеро называют морем? (из-за больших размеров)
- Как Каспийское море получило свое название? (в честь древних народов каспиев)
Слайд 3. Озеро Байкал. ( О озере Байкал рассказывает Кубадиев Артур – выступает в роли учителя).
- Продолжим наше путешествие по озёрам нашей страны. Впереди нас ждет самое глубокое озеро мира. Догадались, о каком озере идет речь? (Ответы учеников). (Озеро Байкал)
-Верно. Перед нами озеро Байкал. (Показывает озеро на карте).
Байкал - самое глубокое озеро на планете. Вода Байкала пресная, и в этом особая ценность этого водоёма. Максимальная глубина озера – 1637 метров, а под толщей воды находятся огромные донные отложения, или, так называемые горные хребты, высота которых около 7000 метров. В погожие дни вода настолько прозрачна, что можно разглядеть дно на глубине в 40 метров. Вода озера имеет низкую температуру, которая даже в летнее время не выше +10 градусов. Возраст Байкала – около 30 миллионов лет. В 1996 году озеро Байкал включено в список объектов Всемирного наследия.
-Почему Байкал называют Жемчужиной Сибири? (Потому что это самый большой источник пресной воды, славится своими размерами и красотой).
Слайд 4. Ладожское озеро. (Бечелова Танзиля представляет Ладожское озеро в роли экскурсовода).
- Посмотрите на карту, в глаза бросается обилие озер на северо-западе Восточно-Европейской равнины. (Показывает на карте). Настоящим озерным краем называют Карелию. Крупнейшие озера европейской части Ладожское и Онежское.
- Что вы знаете об этих озерах? (Ответы детей).
Это озера с пресной водой. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Ладожское и Онежское озера связаны между собой. Из Онежского озера вытекает река Свирь и впадает в Ладожское озеро.
- Эти озера в народе с любовью называют Онего- батюшка и Ладога –матушка. На берегах озер много исторических памятников.
-Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Именно на Ладоге, благодаря усилиям Петра I, родился русский флот. Кроме того, в годы Второй Мировой войны по льду Ладожского озера проходила «Дорога жизни». Благодаря ей в блокадный Ленинград поступали продукты, по ней же были эвакуированы около миллиона человек. В северной части озера находятся 500 из 660 островов, относящихся к Ладоге.
V.Физкультминутка.
Ладога.Ладога.
В небе чаек гам. (Поднять руки вверх, покачать руками)
Мы плывем на остров.
Остров Валаам. (Показать как гребут веслами)
Ладога.Ладога.
Голубая ширь. (Широко развести руки.)
На скалистом острове
Чудо-монастырь. ( Поднять руки вверх).
Слайд 5. Онежское озеро. ( Газаева Салима представляет Онежское озеро в роли учителя).
- Что вам известно о музее-заповеднике Кижи? (Ответы детей).
- Прочитайте о нем информацию на «Страничках Умного Совенка». (с.138-139).
Слайд 6. Озера Кабардино-Балкарии. (Кулиев Малик рассказывает об озёрах Кабардино-Балкарии в роли экскурсовода)
Есть прекрасные озёра и в нашей республике. Пять удивительных карстовых озер затаились между скалами в Кабардино-Балкарии, в Черекском районе. В их водах скрыты загадки природы, которые человек пока до конца не разгадал. Одно из них известное всем Голубое озеро или Церик-Кёль.
В него не впадает ни одна река и ни один ручей, хотя ежедневно оно теряет до 70 миллионов литров воды, но его объем и глубина при этом совершенно не меняются. Церик-Кёль, — одно из самых глубоких в районе. Одни уверяют, что расстояние до дна здесь составляет более 200 метров, другие прибавляют к этой цифре еще 100 метров. Сам Жак-Ив Кусто не смог точно определить глубину Церик-Кёля. Однако оно по праву носит звание одного из глубочайших озер Европы. В скором времени загадка озер была раскрыта. Любоваться ими, особенно Церик-Кёлем, лучше всего в ясную, солнечную погоду, когда вода в нем имеет действительно нежно-голубой цвет (он обусловлен содержанием сероводорода). За день озеро может менять цвет до 16 раз (от лазурного до изумрудного). А вот температура воды в нем постоянная: не больше девяти градусов — и зимой, и летом. Это озеро излюбленное место отдыха жителей республики и место восхищения красотой природы наших гостей.
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
- На берегах озер и рек издревле селились люди, строили города и деревни. Как вы думаете, почему? (Ответы учеников)
- Действительно, водоемы много дают человеку. Здесь наши предки вели промыслы рыбы. Озера связывали их с другими городами и странами. Озера – огромные хранилища пресной воды.
- Прочитайте вопросы в рубрике «Обсудим» на с.69.
- Какую ещё роль играют водоёмы в жизни человека? (Озёра красивы. Это место отдыха.)
- Как должен относиться человек к рекам и озёрам? (Ответы учеников).
-Какую роль вы можете сыграть в охране озер? (Ответы учеников).
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 2,3 (с.38-39)
(Выполняется с коллективной проверкой по карте)
Рефлексия.
Проверочная работа на компьютере.
В рабочей тетради №1 (с.38).
(Один ученик читает ответы, учащиеся проверяют друг друга в парах, затем оценивают работу.)
- Что для вас сегодня было трудным?
Подведение итогов урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие по рекам и озерам России.
- Что интересного вы узнали о них?
-Какие природные объекты запомнились больше всего? Почему?
- Почему мы должны охранять реки и озера планеты?
Домашнее задание
Прочитать статьи на с.66-69, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с.69 в учебнике.
Выполнить №4 с.39 в рабочей тетради.