СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 «В» классе на тему: «Озёра – краса Земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: сформировать представление об озёрах России, о их красоте и особенностях.

Планируемые результаты:

предметные:

- познакомить с озерами России, твоего края;

- раскрывать значение озер  в жизни людей;

- уметь находить по физической карте озера России.

метапредметные:

развивать познавательную активность, умения работать с дополнительной литературой, картой, нбдюдать, рассуждать , делать выводы.

личностные:

- развитие интереса к освоению новых знаний, развитие доброжелательности и общительности при совместной работе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 «В» классе на тему: «Озёра – краса Земли»»

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 «В» классе

на тему: «Озёра – краса Земли»



Цель: сформировать представление об озёрах России, о их красоте и особенностях.

Планируемые результаты:

предметные:

- познакомить с озерами России, твоего края;

- раскрывать значение озер в жизни людей;

- уметь находить по физической карте озера России.

метапредметные:

развивать познавательную активность, умения работать с дополнительной литературой, картой, нбдюдать, рассуждать , делать выводы.

личностные:

- развитие интереса к освоению новых знаний, развитие доброжелательности и общительности при совместной работе.


Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир,2012 г., 1 часть, стр. 66-69; рабочая тетрадь, физическая карта России, карта края, презентация, карточки для проверки знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Не страшны нам любые испытанья,

Вперёд, друзья!

Откроем новые знания!

  1. Постановка учебной задачи и её решение. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос.

- Что нам необходимо сделать перед тем, как изучить новое знание? (повторить предыдущие)

- Что вы изучали на прошлом уроке?(Наши реки)

- Какие реки вы знаете ?(Лена, Волга, Обь, Енисей, Дон, Нева)

- С какими знаменательными событиями связаны эти реки? ( На берегах этих рек происходили важные сражения)

- Что такое исток? (начало реки)

- Что такое устье? (место, где река впадает в другую реку)

- Когда в одну реку впадает другая река, как это называется?(приток)

2. Индивидуальный опрос. Выполнение заданий в рабочей тетради №4,5 (с.37)

(Презентация исследований)

3.Индивидуальное задание

(Работа по карточкам.)

Карточка №1

Подпишите части реки.

Карточка №2.

Перечислите реки в порядке увеличения их протяженности.

Москва, Волга, Ока, Амур, Енисей, Лена, Дон, Обь, Кама.

- Проверьте себя по «Страничкам Умного Совёнка»(с.137)

Карточка 3.

Используя карту, соедините название городов с названиями рек, на которых они стоят.

Река

Город

1.Дон

А. Казань

2.Волга

Б. Новосибирск

3.Обь

В. Ростов-на-Дону

4.Нева

Г. Красноярск

5.Енисей

Д.Рязань

6. Ока

Е. Санкт-Петербург

Ответы: 1В, 2А, 3Б, 4Е, 5Г,6Д.

  1. Самоопределение к деятельности.

Формулировка темы и цели урока.

- Отгадайте загадку:

Никуда не вытекает,

В своём ложе отдыхает,

Зимой крышкой накрывают,

Пресным в основном бывает.

- Сформулируйте тему урока.

- Дайте определение озера как вида водоёма. ( Это замкнутый в берегах естественный водоём.)

- Чем отличается озеро от пруда? (Пруд – это искусственный водоём в выкопанном углублении).

- Сформулируйте задачи урока.

IV. Работа по теме урока.

Ролевая игра «Я-учитель». Я сегодня с удовольствием уступлю своё место вашим одноклассникам. Они проведут профессиональную пробу в роли учителя, экскурсоводов.

- Сегодня на уроке с помощью наших экскурсоводов мы посетим озера России и нашего края.

Две группы учащихся учителя и экскурсоводы проводят профессиональные пробы.

Слайд 1. Озера.

За особую красоту озёра иногда называют голубыми глазами Земли. В России множество больших и маленьких озёр. Всего свыше 2 миллионов. Есть очень большие озёра ( такие как, Каспийское озеро из-за больших размеров даже называют морем), а есть очень маленькие такие как озеро …

Шатхурей – озеро которое находится в Кабардино-Балкарии.

Слайд 2. Каспийское море. ( О каспийском море рассказывает Захаров Максим. Он выступает в роли учителя.)

Самое большое из озёр – Каспийское море. (Показывает на карте).

Морем его называют из-за больших размеров и солёной воды.

Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров (371 000 км).

Каспийское море представляет собой бессточное озеро. Воды Каспийского моря омывают берега сразу пяти государств: России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана. По одной из гипотез Каспийское море получило своё название в честь древних племён коневодов — каспиев, живших до нашей эры на юго-западном побережье Каспийского моря. За всю историю своего существования Каспийское море имело около 70 наименований у разных племён и народов. Каспий известен благодаря своим запасам нефти, правда, получая одни богатства, мы рискуем потерять другие. Именно в этих водах – большая часть запасов осетровых в мире. На Каспии ловят более 90% осетра на планете, и сегодня охрана Каспийского озера – одна из главных экологических задач для России.

- Почему Каспийское озеро называют морем? (из-за больших размеров)

- Как Каспийское море получило свое название? (в честь древних народов каспиев)

Слайд 3. Озеро Байкал. ( О озере Байкал рассказывает Кубадиев Артур – выступает в роли учителя).

- Продолжим наше путешествие по озёрам нашей страны. Впереди нас ждет самое глубокое озеро мира. Догадались, о каком озере идет речь? (Ответы учеников). (Озеро Байкал)

-Верно. Перед нами озеро Байкал. (Показывает озеро на карте).

Байкал - самое глубокое озеро на планете. Вода Байкала пресная, и в этом особая ценность этого водоёма. Максимальная глубина озера – 1637 метров, а под толщей воды находятся огромные донные отложения, или, так называемые горные хребты, высота которых около 7000 метров. В погожие дни вода настолько прозрачна, что можно разглядеть дно на глубине в 40 метров. Вода озера имеет низкую температуру, которая даже в летнее время не выше +10 градусов. Возраст Байкала – около 30 миллионов лет. В 1996 году озеро Байкал включено в список объектов Всемирного наследия.

-Почему Байкал называют Жемчужиной Сибири? (Потому что это самый большой источник пресной воды, славится своими размерами и красотой).

Слайд 4. Ладожское озеро. (Бечелова Танзиля представляет Ладожское озеро в роли экскурсовода).

- Посмотрите на карту, в глаза бросается обилие озер на северо-западе Восточно-Европейской равнины. (Показывает на карте). Настоящим озерным краем называют Карелию. Крупнейшие озера европейской части Ладожское и Онежское.

- Что вы знаете об этих озерах? (Ответы детей).

Это озера с пресной водой. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Ладожское и Онежское озера связаны между собой. Из Онежского озера вытекает река Свирь и впадает в Ладожское озеро.

- Эти озера в народе с любовью называют Онего- батюшка и Ладога –матушка. На берегах озер много исторических памятников.

-Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Именно на Ладоге, благодаря усилиям Петра I, родился русский флот. Кроме того, в годы Второй Мировой войны по льду Ладожского озера проходила «Дорога жизни». Благодаря ей в блокадный Ленинград поступали продукты, по ней же были эвакуированы около миллиона человек. В северной части озера находятся 500 из 660 островов, относящихся к Ладоге.

V.Физкультминутка.

Ладога.Ладога.

В небе чаек гам. (Поднять руки вверх, покачать руками)

Мы плывем на остров.

Остров Валаам. (Показать как гребут веслами)

Ладога.Ладога.

Голубая ширь. (Широко развести руки.)

На скалистом острове

Чудо-монастырь. ( Поднять руки вверх).

Слайд 5. Онежское озеро. ( Газаева Салима представляет Онежское озеро в роли учителя).

- Что вам известно о музее-заповеднике Кижи? (Ответы детей).

- Прочитайте о нем информацию на «Страничках Умного Совенка». (с.138-139).

Слайд 6. Озера Кабардино-Балкарии. (Кулиев Малик рассказывает об озёрах Кабардино-Балкарии в роли экскурсовода)

Есть прекрасные озёра и в нашей республике. Пять удивительных карстовых озер затаились между скалами в Кабардино-Балкарии, в Черекском районе. В их водах скрыты загадки природы, которые человек пока до конца не разгадал. Одно из них известное всем Голубое озеро или Церик-Кёль.

В него не впадает ни одна река и ни один ручей, хотя ежедневно оно теряет до 70 миллионов литров воды, но его объем и глубина при этом совершенно не меняются. Церик-Кёль, — одно из самых глубоких в районе. Одни уверяют, что расстояние до дна здесь составляет более 200 метров, другие прибавляют к этой цифре еще 100 метров. Сам Жак-Ив Кусто не смог точно определить глубину Церик-Кёля. Однако оно по праву носит звание одного из глубочайших озер Европы. В скором времени загадка озер была раскрыта. Любоваться ими, особенно Церик-Кёлем, лучше всего в ясную, солнечную погоду, когда вода в нем имеет действительно нежно-голубой цвет (он обусловлен содержанием сероводорода). За день озеро может менять цвет до 16 раз (от лазурного до изумрудного). А вот температура воды в нем постоянная: не больше девяти градусов — и зимой, и летом. Это озеро излюбленное место отдыха жителей республики и место восхищения красотой природы наших гостей.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику.

- На берегах озер и рек издревле селились люди, строили города и деревни. Как вы думаете, почему? (Ответы учеников)

- Действительно, водоемы много дают человеку. Здесь наши предки вели промыслы рыбы. Озера связывали их с другими городами и странами. Озера – огромные хранилища пресной воды.

- Прочитайте вопросы в рубрике «Обсудим» на с.69.

- Какую ещё роль играют водоёмы в жизни человека? (Озёра красивы. Это место отдыха.)

- Как должен относиться человек к рекам и озёрам? (Ответы учеников).

-Какую роль вы можете сыграть в охране озер? (Ответы учеников).

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 2,3 (с.38-39)

(Выполняется с коллективной проверкой по карте)

  1. Рефлексия.

Проверочная работа на компьютере.

В рабочей тетради №1 (с.38).

(Один ученик читает ответы, учащиеся проверяют друг друга в парах, затем оценивают работу.)

- Что для вас сегодня было трудным?

  1. Подведение итогов урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие по рекам и озерам России.

- Что интересного вы узнали о них?

-Какие природные объекты запомнились больше всего? Почему?

- Почему мы должны охранять реки и озера планеты?

Домашнее задание

  1. Прочитать статьи на с.66-69, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с.69 в учебнике.

  2. Выполнить №4 с.39 в рабочей тетради.