СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конспект открытого урока по окружающему миру "Красная книга России" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Красная книга России" для 3 класса. Разработка предназначена для проведения открытого урока по окружающему миру ( 3 класс).

Просмотр содержимого документа
«"Конспект открытого урока по окружающему миру "Красная книга России" для 3 класса»

Урок: Окружающий мир.

Класс: 3.

Тема урока: «Красная книга Росси. Будь природе другом».

Цели урока:

1. Познакомить детей с представителями животного и растительного мира занесённых в Красную книгу Росси, расширить и углубить знания детей о животных и растениях встречающихся на территории нашей страны, охарактеризовать некоторые нарушения в природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней.

2. Развивать формирование правил поведения в природе

3. Дать первые представления о Красной книге.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проблемная ситуация.

2. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.

Слайд № 1

- Ребята, что такое окружающий мир?

(Ответы) воздух, вода, растения, животные.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?

(Ответы)

---Человек не может жить без воздуха и воды, потому что воздух и вода – часть природы.

----Человек не может жить без пищи, потому что пищу дают нам растения и животные.

-----Люди не могут жить без одежды, жилья, мебели, посуды. Материал для их изготовления получают в природе.

Ребята, вы согласны, что в природе всё интересно: от маленького жучка до Солнца.

- Но мы видим примеры отрицательного отношения людей к природе: дым из труб, загрязнения речек, мусор в лесу и т.д.



Слайд № 2

Экологическая тревога «Вырубка леса»

Человеку необходим строительный материал и он вырубает всё больше и больше леса с каждым годом. А новые леса не успевают вырасти, ведь дереву нужно много лет, чтобы стать взрослым. Улетают лесные птички, спасаются насекомые, убегают звери и многие гибнут.

Слайд № 3

Экологическая тревога «Загрязнение воздуха»

Один завод дымит, два завода дымят. А отчего дымят? Оттого, что в топках уголь или нефть горит. Но дымят не только заводы и фабрики, но и тепловые электростанции, крупные и мелкие котельные, миллионы автомобилей, тракторов, тепловозов. Выделяются в воздух вредные вещества и воздух загрязняется.

Слайд № 4

Экологическая тревога «Разноцветная речка»

Текла по равнине речка с чистой – пречистой водой – речка Прозрачная. Построили на её берегу завод. Для работы ему надо много воды – вот и проложили от завода к ней 2 трубы. По одной трубе вода в завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, а выливается грязная, отработанная.

Слайд № 5

Экологическая тревога «Пожар»

(Чтение стихотворения на слайде)

Слайд № 6

Экологическая тревога «Нефтяная плёнка»

Перевозил человек нефть из одной страны в другую. Из – за своей жадности загрузил человек в нефтяной танкер нефти больше, чем судно может перевезти. И посреди океана раскололось судно пополам, разлилась нефть и покрыла поверхность воды тонкой ядовитой плёнкой, которая не пропускает воздух в воду. Погибли морские животные, растения, птицы.

Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты находится в опасности.

Откройте учебник на странице 97?

Слайд №7

Поэтому ученые мира в 1966 году создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее количество видов. Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году в двух томах.

«Красная книга» —список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

- Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.)

- Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

Презентация Смешарики.

Слайд № 8 ЦВЕТНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

- А теперь давайте познакомимся с некоторыми редкими растениями и животными, которые занесены в Красную книгу. Но страницы в этой книги не обычные.

Слайд № 9

Каждая страница книги имеет свой цвет: черные страницы

Слайды животных по цветам стр

Слайды растений по цветам стр

На предыдущем уроке я просила вас сделать своими руками красную книгу. Положите перед собой. В конвертах у вас лежат фото с животными. Сейчас на слайдах будут показаны растения и животные, и эти же картинки у меня на доске, а у вас в конвертах. Вы должны правильно расклеить обитателей красной книги по цветам страницы.

Слайды № 10

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд № 11Правила поведения в природе

Не разоряйте птичьи гнезда!










Не разоряйте муравейники!



Не забирайте из леса животных!



Не обижайте лесных насекомых!










Не рвите полевые цветы!








Не рвите редкие цветы!





























Не ловите бабочек и стрекоз!





Не шумите в лесу!










Не разжигайте костер в лесу без взрослых!











Не оставляйте мусор в лесу!











Не бейте стекло в лесу!










Не вырезайте надписи на деревьях!







Не портите  грибы!










Не вырывайте кустарники с корнем!










Не обижайте змей!



3. Знакомство с животными и растениями Красной книги.

Слайд № 8

Но, к сожалению, многие растения, животные из – за пагубного влияния человека стали очень редкими, занесены в Красную книгу

- В этой книге перечислены животные и растения. Которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если люди не защитят растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охрана в заповедниках, забота об их размножении.

Слайд № 9

Касатик

В Ростовской обл. встречается во всех районах; в настоящее время не редок, однако имеет тенденцию к сокращению численности. В области произрастает.

Слайд № 10

Горицвет


В Ростовской обл. встречается очень редко на Донецком кряже и в Сев. Приазовье, к югу от нижнего течения Дона — единично (балка Хомутец).

Слайд № 11

Василек Гербера

— В Ростовской обл. встречается в Верхнедонском,Тарасовском (с. Александровка, песчаная гора Городище по р. Калитве) и в Цимлянском р-нах.

Василек донецкий
Распространен в Вост. Европе на песчаных массивах левобережья Северского Донца от Харьковской обл. на Украине до Ростовской обл. в России. В Ростовской обл. отмечен в Тарасовском р-не в окрестностях ст-цы Митякинской, вероятно, встречается ниже по течению Северского Донца до г. Каменска.

Василек Дубянского
Распространен только в России в бассейне среднего течения Дона и Хопра: и на севере Ростовской обл. В Ростовской обл. отмечен в Верхнедонском р-не (окрестности ст-цы Казанской и с. Колодези.

Слайд № 12
Тюльпан поникающий
Распространен в Средней Азии; в России — в Заволжье, Нижнем Поволжье, Западной Сибири]. В Ростовской обл. весьма редок: отмечен в Константиновском и Усть-Донецком р-нах.


Тюльпан двуцветковый
Распространен в Средней Азии, Иране, Мал. Азии; в России — в Калмыкии, Заволжье, Ниж. Поволжье, Предкавказье, на юго-западе Сибир. В Ростовской обл. встречается в восточных р-нах — Орловском, Зимовниковском, Дубовском, Заветинском, Ремонтненском.


Тюльпан Геснера
Распространен на юге Украины, в Зап. Казахстане, Арало-Каспийском регионе, Закавказье, Сев. Иране и Китае; в России — на юге и юго-востоке европейской части, в Предкавказье, Калмыкии, на Ю. Урале. — В Ростовской обл. встречается во многих р-нах, но более или менее обильно — в юго-восточных.

Слайд № 13

Чабрец известколюбивый
Распространен на Украине и в России в бассейне Дона в его среднем и нижнем течении . В Ростовской обл. встречается на выходах каменистых пород в р-нах к северу от нижнего течения Дона, южнее — на берегу Цимлянского водохранилища в Дубовском р-не.

Слайд № 14

Налим
Редкий в Дону, в прошлом промысловый вид. Распространение: Пресные водоемы сев. р-нов. В Дону встречается от устья до верховьев.

Шемая азово-черноморская
подвид ценной промысловой рыбы, сокращающийся в численности.

Обитает: Вдоль вост. побережья Азовского и Черного морей, р. Кубань с притоками, по Дону поднимается до Воронежской обл., по Сев. Донцу — до Украины. р. Большой Егорлык.

Слайд № 15

Пеликан кудрявый
в России и Ро сокращающийся в численности гнездящийся вид.

Распространение: В евр. части России размножается в Вост. Приазовье, на оз. Маныч-Гудило, в Ро гнездится в р-не оз. Маныч-Гудило и здесь же часто наблюдаются кормящиеся и кочующие особи. Зимует на Каспии.

Аист черный
в России редкий, а в Ростовской обл. очень редкий пролетный, возможно, гнездящийся и перелетный исчезающий вид, возможно гнездование небольшой группы в лесах Шолоховского района

Слайд № 16

Казарка краснозобая
редкий вид; встречающийся в Ростовской обл. на пролете. В Ро регулярно встречается во время весенних и осенних миграций, соответственно в марте и апреле. Единичные особи этой казарки могут проникать в сев. р-ны Ро.

Лебедь малый
в РФ восстанавливающийся, в Ро очень редкий залетный вид. Некоторые особи зимуют на берегах Каспийского и, вероятно, Азовского морей. В Ро зарегистрированы единичные экземпляры этого вида.

Беркут
в РФ редкий хищник; в Ро редкий пролетный и зимующий вид. В Ро— редкие кочующие особи.

Слайд № 17
Лунь степной

Гнездящийся и перелетный хищник. В Ро исчезающий гнездящийся и малочисленный пролетный вид.

Орел степной
редкий, в Ро находящийся на грани исчезновения степной вид; гнездящийся, перелетный и пролетный хищник. В Ро размножается в самых восточных р-нах.


Осоед обыкновенный
в Ро исчезающий на гнездовании, перелетный и пролетный вид. В Ро наблюдается в пойменных лесах по Дону и Сев. Донцу, изредка в других лесных массивах.

Слайд № 18


Еж ушастый
Сокращающийся в численности вид. В Ро характерный обитатель засушливых вост. р-нов, проникающий периодически до зап. Границ области.

Корсак
сокращающийся в численности вид. В Ро встречается преимущественно в юго-вост. и вост. р-нах (Орловский, Пролетарский, Ремонтненский). В последнее десятилетие, по словам охотоведов, отмечался в восточных и северных р-нах.


Сайга


в Ро редкий, иногда заходящий из Калмыкии в летний период вид. В степи Ро (Ремонтненский, Пролетарский, Орловский р-ны) иногда проникает из соседней Калмыкии.

Слайд № 19

Зубр
находящийся под угрозой исчезновения вид; ранее обитал на территории Ро, но полностью истреблен; была предпринята попытка восстановления кавказско-беловежской формы. В настоящее время в Фоминском заказнике, возможно, сохранилось 2-3 зубра.


Свинья морская (черноморский подвид), азовка
редкий, уменьшающийся в численности подвид. Распространение: Черное и Азовское моря, Таганрогский залив, эпизодически заходит в низовья Дона.


Хорек черный, или лесной
малочисленный в Ро вид. В Ро отмечается в старых пойменных и байрачных лесах, искусственных зрелых насаждениях лесхозов.


- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

Слайд № 20 - Стерллерова корова

Слайд №21 - Птица Додо

Слайд № 22 - Птица Купидон

4. Обобщение.

5. Будьте природе другом – беседа.

- Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда и т. д.)

- Можете ли вы предложить свои правила? (Не разорять муравейники, не жечь костры, не шуметь в лесу.)

Слайды № 23 – 30.

6. Итог урока.

- Что нового сегодня узнали на уроке?

- Как нужно относиться к животным и растениям, занесённым в Красную книгу? К животным и растениям вообще?

- Что такое Красная книга?

- Почему становятся редкими многие растения и животные?

- Как спасти редкие растения и животных от полного исчезновения?

- Что значит быть природе другом?

Слайд №31 – Чтение стихотворения на слайде.







У нас существуют законы об охране чистоты воздуха, воды, бережного отношения к растительному и животному миру. Какое участие мы можем принять в охране природы? (Сажаем деревья, цветы, подкармливаем птиц, а ещё необходимо выполнять правила поведения в природе)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!