СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы" на тему:"Весна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по предмету "Мир природы" на тему:"Весна"»

Конспект урока по миру природы на  тему: « Весна».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час

Очень рады видеть Вас!

С добрым утром, начат день

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать,

А работать, отвечать!


Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку:

Пойми живой язык природы

И скажешь ты: «Прекрасен мир!»

- Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

- Какие времена года вы знаете? Отгадайте загадки.

1) Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть.(Лето)


2) Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.(Осень)


3) Белоснежная хозяйка

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт.(Зима)


II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.

Учитель:  - А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.


 Загадка

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движением полна
Зовут меня: (весна)


Итак, тема нашего урока….( на доске)  « Весна».

  Мы сегодня на уроке будем говорить об изменениях, которые происходят весной в природе.

Читает стихотворение ученик.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях бежит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!


III. Изучение нового материала.

Учитель: Как изменилась природа с приходом весны? Давайте рассмотрим рисунки (слева-«Зима» рис. 1, справа-«Весна» рис. 2). Валерий Перов (художник этих картин) изобразил одну и ту же местность зимой и весной. Благодаря прекрасной иллюстрации дети найдут изменения в поведении птиц, в окрасе зайца, обратят внимание на перемены, которые произошли с деревьями, с водоёмом, со снегом. Учитель дополняет рассказы детей.)


А что изменилось у природы с приходом весны?


- Скажите, какое солнце весной?

(Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; дни становятся длиннее-это главный признак весны.) Вешаю солнце, а потом на каждый лучик-признак весны

-Какое небо весной?

(Голубое, высокое, по небу плывут белые легкие облака.)

-Что происходит с почвой весной?

(Весной почва оттаивает, появляются первые проталинки, затем снег весь тает.)

-Что происходит весной с водоемами?

(Лед на водоемах тает, реки переполняются водой.)

-Что происходит весной с деревьями, кустарниками?

(На них появляются почки, а потом листочки.)

Ребята, это еще не все признаки весны , а какие еще у весны признаки узнаем попозже.


Ребята, а какие же звуки у весны? Будьте внимательны.

Учитель предлагает детям послушать на записи звуки весны.

- Что вы услышали?

(Журчание ручья, капель, треск льда в лужах, щебет птиц…)

Ребята. мы увидели картину о весне ,услышали звуки весны.

-А сколько же месяцев у весны? (3)

-Назовите их. (март, апрель, май)

А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно.


Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Ручейки бегут быстрее,
Солнце светит всё сильнее.
Воробей погоде рад -
Он встречает месяц ...
(март)


МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку  природа начинает просыпаться от зимнего сна.

Дождь стучится в окна нам,
Слышен птичий шум и гам.
Март прошел, звенит капель,
Начинается ... (Апрель).


- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, Апрель середина весны. Ещё его называют «весной тепла и воды», потому что в апреле тает снег везде: и на реке и на полях, и в лесах.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (Май).

- Май – конец весны. В мае цветут многие растения. Какие вы знаете первые цветы?(ответы детей)
Это белые подснежники. В конце весны, в мае, расцветают ландыши.
Собирая цветы, люди часто вырывают их с корнём, вытаптывают
места их произрастания. Это ни в коем случае нельзя делать! Если мы хотим, чтобы цветы не исчезли, а всегда радовали нас, их необходимо охранять. Как вы думаете, что надо делать для охраны цветов? (Учащиеся сами выводят правила).
Правила охраны цветов.
Не рвите большие букеты!
Не губите места произрастания цветов!
Не вырывайте цветы с корнем!
Посадите цветы в саду и ухаживаете за ними!
-Обязательно расскажите друзьям и близким об охране цветов!

-С потеплением появляются насекомые. Каких вы знаете насекомых?(ответы учащихся).

Почему нельзя ловить пчёл, шмелей, бабочек?/они опыляют растения. Там, где нет шмелей, клевер не приносит семена, пчела мёд готовит, цветы опыляет/.

/Появление первоцветов и насекомых.-это тоже признаки весны.

- А сейчас мы поддержим бабочек

Физкультминутка.

  Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

  Раз -  росой она умылась,

  Два – изящно покружилась,

  Три – нагнулась и присела,

   На четыре – полетела, полетела…


Ребята, весной возвращаются перелётные птицы. Первыми в наш край прилетают грачи , за ними скворцы, утки, гуси, лебеди. В апреле- мае прилетают ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи).
-Чем начинают заниматься птицы в родных местах?(В родных местах птицы начинают строить новые гнёзда или восстанавливать старые).
-Как нужно относиться к птицам, которые опустились в поисках пищи на поле или отдыхают на дороге, на деревьях?(Не надо пугать птиц, разгонять стаю. Перелётные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган.
-Какие изменения происходят в эту пору у животных?(Звери начинают выбираться из зимних нор. Заяц меняет белую шубку на серую. Другие животные тоже линяют, избавляясь от густой тёплой шерсти.
-Кто быстрее отгадает, что это за животное?(Учитель читает « голосами» животных).



Весной у меня забот не мало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, просыпаюсь от долгого сна. В- третьих, я очень проголодался, потому что всю зиму сосал лапу.(Медведь).
Я к весне меняю тёплую шубку на более лёгкую. В сказках говорят, что я самая хитрая. Свою главную добычу- мышей – полёвок-нахожу я без всяких уловок. Нос и уши мне помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка. (Лиса).
Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Весной я линяю: вместо белой вырастает серая шёрстка.(Заяц).
Молодцы! Хорошо знаете животных.

V. Закрепление изученного материала.


Игра «Так бывает или нет?».(Учитель читает предложения, учащиеся хором отвечают «бывает» или «нет».)
Весной, когда ярко светило солнце, весело звенела капель и журчали ручьи, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет? Почему? (Ответы детей).
Снег в лесу ещё не совсем сошёл, а на открытых местах появились первые цветы- подснежники. Так бывает или нет? (ответы детей).
Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в тёплые края. Так бывает или нет? (Ответы детей).





Составление рассказа с опорой на слова и таблицу.

2.

ВЕСНА.

1.Наступила весна.

2.Небо стало (________).

3.Солнце греет (_________).  

4.На деревьях появляются (_____________).

5.С юга прилетают (_________)

6.Просыпаются (__________).


7.Первыми расцветают(____________)





Если останется время.

1.


У вас на столе лежат карточки.

- Сейчас вы подчеркнёте правильные ответы на вопрос: «Как меняется природа весной?»

Стало холоднее                        Стало теплее

Снег тает                                  Земля покрыта снегом

Река замерзает                         Лёд на реке сходит

Птицы улетают на юг              Птицы прилетают с юга    

Самопроверка

Стало теплее, Снег тает, лёд на реке сходит, птицы улетают с юга.


Составить пословицу.

VI. Рефлексия учащихся.

- Итоги урока

1.О каком времени года мы говорили?

2.Давайте наше солнышко поможет Какие изменения весны вы запомнили?




- Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?

- Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.

Дом.задание: Нарисовать весну.

Я довольно вашей работой на уроке и поставлю следующие оценки….

- А теперь Вы Оцените свою работу в ходе урока.

Украшаем деревце.


Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.



Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя