Конспект открытого урока по развитию речи в 7 классе.
Тема «Изложение публицистического стиля»
ХОД УРОКА.
ЦЕЛИ: I.ПОДГОТОВИТЬ к изложению текста:
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
образовательные:
а) повторить знания о публицистическом стиле и его признаках;
б) повторить знания о рассуждении , его видах, его структуре, его признаках;
в) формировать умение излагать текст, осмысливая его содержание, умения использовать в рассуждениях средства
публицистической выразительности,
развивающие:
а) создавать продолжение текста, тематически и стилистически связанное с прочитанным, высказывая собственное мнение по проблеме;
воспитательные: воспитание трепетного отношения к матери, воспитание чувства любви,благодарности к самому дорогому в нашей жизни человеку - маме.
2 - ой урок.
Диагностика сформированности умения сохранять при пересказе типологическое строение речи, стиль и стилевые черты.
Орфографический и пунктуационный контроль.
Сегодня у нас урок по развитию речи . Его тема : Изложение – рассуждение с собственной оценкой обсуждаемой проблемы.
Исходя из темы, определите задачи сегодняшнего урока.
Ваша задача : 1) Изложить ( пересказать письменно ) текст ;
2)Продолжить текст изложения , отвечая на поставленные в нём вопросы, выражая собственное отношение к затронутой проблеме, приведя собственные аргументы для раскрытия тезиса.
II. Речевая разминка.
Начнём с речевой разминки. Прочитаем вслух стихотворение Д. Кедрина « Сердце » .
Ответим на поставленные к нему вопросы. Это было домашним заданием .
Приложение № 1.
Посмотрим , что у вас получилось.
Вопросы к стихотворению:
Какова тема стихотворения ? ( Тема текста - это то , о чём говорится в тексте ). Это стихотворение о материнском сердце , о материнской любви.
Почему это стихотворение имеет подзаголовок « Бродячий сюжет « ? Как вы его понимаете ?
Этот сюжет вечный , как вечна материнская любовь. Он на все времена. Переходит из одного произведения в другое. Каждый автор по- своему интерпретирует его.
Какие произведения о маме вы читали ? Знаете ли стихи , посвящённые мамочкам ?
Мешают ли восприятию текста и его пониманию такие явно не общеупотребительные слова , как
КРАЛЯ, КОХАНАЯ, ВОРОЖКА , САЛАМАТА, РУШНИК ,ЦЕХИНЫ КАЗАК, ХМЕЛЬ, ПЛЕТЕНЬ
Почему не мешают ?
Не эти слова ключевые. Они не создают тему , т. Е. не являются опорными , ключевыми.
А какая фраза является ключевой в стихотворении , раскрывающей идею произведения ( Идея – цель произведения – это для чего написано , какую цель поставил перед собой автор , чему хотел научить читателя )
Последняя – « И матери сердце , упав на порог ,
Спросило его : « Не ушибся , сынок ?»
Как автор относится к герою в начале стихотворения ? Сначала автор сочувствует герою , переживает за него .
Какое слово передаёт резко изменившееся отношение автора к страшному , кощунственному поступку героя . к нему самому ? В конце стихотворения мы видим резко отрицательное отношение автора к герою. Оно выражено всего одним словом 6 « в косматой руке ».
Как вы понимаете этот эпитет ? Косматая –звериная. Нечеловеческая.
А какие эпитеты вы смогли подобрать к словосочетанию «материнская любовь » ? Продолжите синонимичный ряд : всепоглощающая , беззаветная , слепая, безмерная , всепрощающая , щедрая , богатая , безрассудная , вечная , непобедимая , неутолимая, святая….
III . Это была речевая разминка. Переходим к теме урока.
1. Вспомним сначала , что мы знаем о публицистическом стиле. ( Индивидуальное задание- сообщение ученика о публицистическом стиле . Проверка домашнего задания . )
См. приложение № 2 .
Повторим наши знания о типах речи. Какова структура рассуждения ? Сообщение ученика о типах речи. (Проверка домашнего задания ).
Приложение № 3.
IV. Изложение.
Тема нашего сегодняшнего изложения связана с темой и идеей стихотворения Д. Кедрина.
Слушаем и читаем текст.
Пронумеруйте карандашом предложения.
Анализировать текст будем в тестовой форме , т. е. в форме ЕГЭ
Внимательно прочитайте текст и начинаем его анализировать в группах.
Работаем в группах.
Каждая группа получает своё задание по анализу текста.
Приложения № 4 - № 11
Работаем 5-10 минут.
Выступление групп.
Подводим итоги.
2 УРОК.
Слушаем ещё раз текст и пишем краткое изложение , Высказывая свой мнение о затронутой в тексте проблеме
P. S.Критерии , которым должна отвечать ваша работа.
1. Задача речи- сообщить и воздействовать , убедить.
2. Средства выразительности должны соответствовать стилю и типу речи.
3. Рассуждение. Выбрать из трёх разновидностей.