СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе. Составное глагольное сказуемое.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.

2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи.  Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.

3.  Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Цели урока:

 1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.

2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи.  Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.

3.  Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе. Составное глагольное сказуемое.»

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

Цели урока:

 1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.

2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи.  Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.

3.  Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: тетрадь- справочник


Тема: Составное глагольное сказуемое

  1. Проверка ДЗ в Проверочнаой тетради. Упр. 96. (авт. Тростенцова,…). Из продиктованных предложений выписать только грамматические основы, определить тип сказуемого.

  2. Запись в рабочих тетрадях с доски:

1. Я выучусь на психолога.

2. Я буду учиться на психолога.

3. Я хочу учиться на психолога.

Определите тип сказуемого. 1.ПГС 2.ПГС (составная форма будущего времени) 3.???


3. Новая тема. Составное глагольное сказуемое. На этом уроке мы изучим способы выражения составного глагольного сказуемого.

-Что значит термин «Составное»? Составлено из нескольких частей.

4. СУ. Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах:

Владимир начинал сильно беспокоиться. (А. Пушкин)

Роса была холодная. (К. Паустовский)

Составное сказуемое начинал беспокоиться , была холодная состоит из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражают лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была) – его грамматическое значение.

Составное сказуемое может быть составным глагольным сказуемым или составным именным сказуемым.

5. Работа в справочнике. Продолжаем работать со схемой (таблицей): «Типы сказуемых».

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из двух частей: вспомогательной части, выражающей грамматическое значение сказуемого и инфинитива, выражающего его основное лексическое значение.

Например:

Мы стали учиться хорошо

стали - вспомогательный глагол, а появляться инфинитив .

Вспомогательный глагол может обозначать начало, продолжение или конец действия.

Значение

  1. Начало, продолжение и конец действия:

Начинать – начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать - перестать, кончать - кончить


Например,

Тут силой всей народ тушить пожар принялся. (И. Крылов)

Глагол «принялся» указывает на начало действия.

Мы продолжали молча идти.

Глагол «продолжали» указывает на продолжение действия.

Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко).

Глагол «перестала» указывает на конец действия.

Вспомогательный глагол может обозначать возможность или желательность действия.

Значение

  1. Возможность или желательность действия:


Мочь – смочь, уметь – суметь, хотеть – захотеть, решать – решить, собираться, собраться, стараться - постараться, желать - пожелать

Например: Он постарался побыстрее миновать брод. А. Первенцев)

  1. Глагол «постарался» выражает желательность действия.сочетания некоторых кратких прилагательных

должен, готов, рад, обязан, способен, намерен и др.

Я должен прочитать этот роман.

Ключевые слова:

составное глагольное сказуемое, вспомогательный глагол, неопределенная форма глагола

6. Мультимедиа. На экране выведена готовая таблица с материалом этого урока. На следующих уроках будет продолжена работа с таблицей.

Основные понятия:

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и начальной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

7. Разбор типового тренировочного задания. У доски.

Выделите грамматическую основу в данном предложении:

Человек увидел прекрасную розу и решил сорвать этот удивительной красоты цветок.

  1. прочитать предложение.

  2. найти грамматическую основу (человек – подлежащее, увидел – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени; решил сорвать – составное глагольное сказуемое, в котором в роли вспомогательного глагола выступает глагол решил)

  3. выписать правильный ответ.

Ответ: человек увидел решил сорвать.

Разбор типового контрольного задания

Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

1. Я постараюсь решить эту задачу.

2. Пусть она решит эту задачу.

3. Я буду решать эту задачу.

Алгоритм выполнения задания:

1) обратить внимание на то, что верным может быть только один вариант ответа;

2) прочитать каждое предложение, найти сказуемое, определить его тип. (1. Постараюсь решить составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого выражена глаголом постараюсь – это правильный ответ);

3) проверить оставшиеся предложения (2. Пусть решит – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении. 3. Буду решать – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме сложного будущего времени;

4) Выбрать правильный ответ.

Ответ: 1.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!