Тема урока: Составное глагольное сказуемое
Цели урока:
1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.
2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный
Оформление: использование мультимедиа
Раздаточный и дидактический материал: тетрадь- справочник
Тема: Составное глагольное сказуемое
Проверка ДЗ в Проверочнаой тетради. Упр. 96. (авт. Тростенцова,…). Из продиктованных предложений выписать только грамматические основы, определить тип сказуемого.
Запись в рабочих тетрадях с доски:
1. Я выучусь на психолога.
2. Я буду учиться на психолога.
3. Я хочу учиться на психолога.
Определите тип сказуемого. 1.ПГС 2.ПГС (составная форма будущего времени) 3.???
3. Новая тема. Составное глагольное сказуемое. На этом уроке мы изучим способы выражения составного глагольного сказуемого.
-Что значит термин «Составное»? Составлено из нескольких частей.
4. СУ. Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах:
Владимир начинал сильно беспокоиться. (А. Пушкин)
Роса была холодная. (К. Паустовский)
Составное сказуемое начинал беспокоиться , была холодная состоит из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражают лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была) – его грамматическое значение.
Составное сказуемое может быть составным глагольным сказуемым или составным именным сказуемым.
5. Работа в справочнике. Продолжаем работать со схемой (таблицей): «Типы сказуемых».
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из двух частей: вспомогательной части, выражающей грамматическое значение сказуемого и инфинитива, выражающего его основное лексическое значение.
Например:
Мы стали учиться хорошо
стали - вспомогательный глагол, а появляться инфинитив .
Вспомогательный глагол может обозначать начало, продолжение или конец действия.
Значение |
Начало, продолжение и конец действия: Начинать – начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать - перестать, кончать - кончить |
Например,
Тут силой всей народ тушить пожар принялся. (И. Крылов)
Глагол «принялся» указывает на начало действия.
Мы продолжали молча идти.
Глагол «продолжали» указывает на продолжение действия.
Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко).
Глагол «перестала» указывает на конец действия.
Вспомогательный глагол может обозначать возможность или желательность действия.
Значение |
Возможность или желательность действия: Мочь – смочь, уметь – суметь, хотеть – захотеть, решать – решить, собираться, собраться, стараться - постараться, желать - пожелать |
Например: Он постарался побыстрее миновать брод. А. Первенцев)
Глагол «постарался» выражает желательность действия.сочетания некоторых кратких прилагательных должен, готов, рад, обязан, способен, намерен и др. |
Я должен прочитать этот роман.
Ключевые слова:
составное глагольное сказуемое, вспомогательный глагол, неопределенная форма глагола
6. Мультимедиа. На экране выведена готовая таблица с материалом этого урока. На следующих уроках будет продолжена работа с таблицей.
Основные понятия:
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и начальной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
7. Разбор типового тренировочного задания. У доски.
Выделите грамматическую основу в данном предложении:
Человек увидел прекрасную розу и решил сорвать этот удивительной красоты цветок.
прочитать предложение.
найти грамматическую основу (человек – подлежащее, увидел – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени; решил сорвать – составное глагольное сказуемое, в котором в роли вспомогательного глагола выступает глагол решил)
выписать правильный ответ.
Ответ: человек увидел решил сорвать.
Разбор типового контрольного задания
Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
1. Я постараюсь решить эту задачу.
2. Пусть она решит эту задачу.
3. Я буду решать эту задачу.
Алгоритм выполнения задания:
1) обратить внимание на то, что верным может быть только один вариант ответа;
2) прочитать каждое предложение, найти сказуемое, определить его тип. (1. Постараюсь решить составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого выражена глаголом постараюсь – это правильный ответ);
3) проверить оставшиеся предложения (2. Пусть решит – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении. 3. Буду решать – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме сложного будущего времени;
4) Выбрать правильный ответ.
Ответ: 1.