СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Разноспрягаемые глаголы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Разноспрягаемые глаголы"»

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме:

«Разноспрягаемые глаголы»


Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторить особенности глагола как части речи

  2. Через грамматические задачи напомнить ученикам алгоритм определения спряжения глаголов и написание личных окончаний

  3. Познакомиться с необычными глаголами – разноспрягаемыми и особо спрягаемыми

  4. Выявить особенности разноспрягаемых глаголов


Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, к родному языку


Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся, умение отстаивать свою точку зрения.


Тип урока: комбинированный


Ход урока

  1. Орг. Момент


Решение кроссворда (настрой на работу)

Слово учителя: ребята, сегодня на уроке вам потребуется внимание, поэтому чтобы собраться, настроиться на работу, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд


По горизонтали:

1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)


4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).


5. Обозначает признак действия или другого признака (наречие).


6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета (прилагатель­ное).


7. Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (местоимение).


По вертикали:

1. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).


2. Изменение именных частей речи по числам и падежам (склонение).


3. Часть речи, которая отвечает на вопрос сколько? Какой? и обозначает количе­ство и порядок предметов при счете (числительное)

(обвести маркером на доске часть речи, с которой будем работать – ГЛАГОЛ, обратить на нее внимание учащихся).


  1. Блиц-опрос: повторение изученного материала (работает весь класс): устная работа.


Давайте вместе повторим, что же мы знаем о глаголе, и составим логическую цепочку, которую впоследствии вы должны будете прочитать.

Ч.Р.



ЦЕЛь

II

I

СПРЯЖ.

Д

?






















Вызывается ученик к доске, комментирует схему.

Итак, сделаем вывод: глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делать? и обозначает действие предмета. Главная особенность глагола как части речи – это его спряжение. Глаголы могут быть двух спряжений: первого и второго. (повторяем таблицу спряжений и личных окончаний глагола)

I спр.

II спр.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + 2 глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

-ИТЬ + 11 глаголов-исключений

Личные окончания

-ЕТ,

-УТ,

-ЮТ

-ИТ,

-АТ,

-ЯТ


И вот мы с вами переходим к цели нашего урока. Оказывается, есть такие глаголы, которые сочетают в себе признаки и первого, и второго спряжения. Тему урока запишите в тетради: РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ.

Мы сегодня поставим перед собой две главные цели: во-первых, повторить особенности первого и второго спряжения; еще раз посмотрим, зачем нам надо знать спряжение глагола;

И, во-вторых, познакомимся с разноспрягаемыми глаголами и посмотрим, почему они так называются.


3. Грамматическая задача №1(мотивировка учащихся на знание правила).

Итак, сейчас мы с вами посмотрим, зачем нам необходимо изучать спряжение глагола. Предлагаю вам решить грамматическую задачу.


Задание: правильно написать окончания глаголов

боре_и тся

строи_е т

виде_ит


Алгоритм решения задачи:

  1. Ставим глагол в инфинитив

Бороться

Строить

Видеть


  1. Смотрим на суффиксы перед -ТЬ

-оть

-ить

-еть


  1. Определяем спряжение глагола по таблице:

I спр.

II спр.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + 2 глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

-ИТЬ + 11 глаголов-исключений

Личные окончания

-ЕТ,

-УТ,

-ЮТ

-ИТ,

-АТ,

-ЯТ


и выбираем нужное окончание

борЕтся

строИт

видИт


Закрепление материала

(2 человека у доски, остальные индивидуально в тетради)

Задание: решить грамматические задачи по алгоритму:

Рису…т

Крас…т

Смотр…т

Украша…т


Примечание: у доски ученики работают на оценку: после выполнения задания учитель показывает каждому по 2 карточки с глаголами. Задача ребят - определить спряжение глаголов. Оценка ставится сразу.


Карточка 1. Карточка 2.

любить рубить

доверять покупать

уважать варить


Вывод: почему важно знать спряжение глаголов? (чтобы правильно писать их окончания!)


4.Переход к новой теме

Грамматическая задача №2 (практическая работа)


Задание: проспрягать глагол, определив его спряжение, и выделить окончания

ЧИТАТЬ ВАРИТЬ

Ед. ч. Ед. ч.

1.читаю 1.варю

2.читаешь 2.варишь

3.читает 3.варит

Мн.ч. Мн. ч.

1.читаем 1.варим

2.читаете 2.варите

3.читают 3.варят


Глагол I спр. Глагол II спр.


(2 ученика у доски работают, остальные в тетради)

Обращаем внимание на окончания глаголов 1 и 2 спряжения, делаем вывод:

Глаголы 1 спряжения имеют Е-образное окончание; глаголы 2 спряжения – И-образное окончание.


5. Комментирование таблицы на доске:

Задание: внимательно посмотреть и прокомментировать:

БЕЖАТЬ

ХОТЕТЬ

я бегу

ты бежишь

он бежит

мы бежим II спр.

вы бежите


они бегут I спр.

я хочу

ты хочешь I спр.

он хочет


мы хотим

вы хотите II спр.

они хотят


Что же удивительного и необычного в этих глаголах?

Может ли мы сказать, что это глаголы первого спряжения? А второго? Почему?

(так как они совмещают в себе признаки и 1, и 2 спряжения)

Запишем спряжение глаголов ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ и сделаем вывод:

Что же необычного в этих глаголах? Они спрягаются частично по первому, частично по второму спряжению называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ.


6. Закрепление материала. Работа с учебником.

Упр. 471 по заданию. (Первые 2 тетради на проверку на оценку)


На этом, ребята, сложности не заканчиваются. Есть еще 2 удивительных глагола – ЕСТЬ и ДАТЬ.

Предлагаю вам выполнить по вариантам практическую работу, проспрягать эти глаголы.

ЕСТЬ ДАТЬ

(ем, ешь, ест; едим, едите, едят) (даю, даешь, дает; даём, даёте, дают)


Обратите внимание на окончания глаголов и сделайте вывод: глаголы ЕСТЬ и ДАТЬ спрягаются особым способом. Поэтому они называются особо спрягаемыми.


Задание на закрепление материала:

Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Найдите разноспрягаемый глагол, определите лицо, число, время.

(не хотим: 1 лицо, ед. ч., наст. время)


7. Домашнее задание:

Упр. 473 А, 474.


8. Стадия рефлексии

Что нового мы узнали на уроке?

2 глагола разноспрягаемых: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ.

2 глагола особо спрягаемых: ДАТЬ, ЕСТЬ