Ребята, начинаем наш урок русского языка. А начнём мы его с легенды. Послушайте, пожалуйста.
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык.
“Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф.
“Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”
Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?
(Да. С помощью языка люди общаются.)
Продолжите фразу:
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...
(Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)
Откроем тетради, запишем число, классную работу.
«Минутка чистописания»:
ь ь ь ь ь ь
4 слайд только пословица
Тот труда не боится
Кто умеет трудиться.
Какую часть речи мы изучаем? (глагол)
- Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)
- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать)
- А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки. ( карточки на партах)
Апрель
Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.
Проверка.
Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;
прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр
- Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)
- Прочитайте пословицу:
- Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.
- Взаимопроверка
- Сравните свои работы.
- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)
- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться)
Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах)
-тся -ться ( Вывешивается на доску)
2)Сообщение темы и целей урока
Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах».
На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов.
- Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?
Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах)
4.Построение проекта выхода из затруднения
1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.
- Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)
- В какой форме стоят? (неопределённая форма)
- Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)
- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)
- Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)
- В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)
- Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)
- В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)
2) Работа с учебником
- Сравните наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.
- Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.
3)Составление алгоритма- на доске- коллективная работа
Глагол
-тся -ться
Поставь вопрос
Если
что (с) делать? что делает? , что сделает?,
что делают? , что сделают?
неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч
в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,
то пиши -ться то пиши -тся
5.Первичное закрепление
- Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы. (1 ученик на доске)
8 слайд без ь знака глаголы
Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.
Проверка.
-тся -ться
он хвалится вращаться
она боится качаться
они нравятся прощаться
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянуться, поклониться, )
- Запишем их в столбик
- Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)
- Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.
Потянуться – потянется
Поклониться – поклонится
нагнуться – нагнется
разогнуться - разогнется
6.Закрепление (продолжение)
1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219
- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.
1 вариант – 1и 2 предложения,
2 вариант – 3 предложение.
- Самопроверка по образцу.
1в. Рано утром на рассвете умываются мышата.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
2в. Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
2)Самостоятельная работа с самопроверкой
- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.
- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.
- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.
- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.
- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.
11 слайд как тут
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило
Проявлять стремление – ….
Они испытывают волнение -…..
Допускать ошибки -……
Он испытывает радость- ……
7.Итог урока
- В каких случаях мы пишем перед ^–ся ь знак?
- В каких случаях мы не пишем перед ^–ся ь знак?
Оцените свою работу при помощи «Лесенки успеха».
- Поставьте «Я» на ступеньку, которая соответствует вашим знаниям сегодняшнего урока.
8. Домашнее задание.
- Дом. задание я предлагаю вам на выбор:
1) упр. 220 стр. 105,
2) придумать и записать 3 предложения со словами (глаголами) на изученное правило.