СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание -тся и -ться в возратных глаголах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание -тся и -ться в возратных глаголах"»

Ребята, начинаем наш урок русского языка. А начнём мы его с легенды. Послушайте, пожалуйста.

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык.

“Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф.

“Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

(Да. С помощью языка люди общаются.)

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...

(Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)

Откроем тетради, запишем число, классную работу.

«Минутка чистописания»:

ь ь ь ь ь ь

4 слайд только пословица

Тот труда не боится

Кто умеет трудиться.

 Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

- Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д,  и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы  что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или  ^ –ти. Н-р: везти, писать)

- А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки. ( карточки на партах)

Апрель

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

 Проверка.

         Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

        прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр

- Какие глаголы называются возвратными?  (Глаголы с  ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

- Прочитайте пословицу:

- Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

- Взаимопроверка

- Сравните свои работы.

- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется  -тся или  -ться)

Какой будет тема нашего урока? (Правописание  -тся и  -ться в глаголах)

-тся                             -ться              ( Вывешивается на доску)

2)Сообщение темы и целей урока

Тема урока «Правописание  -тся и  -ться в возвратных глаголах».

На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов.

- Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание   -тся и  -ться в глаголах; применять правило правописания  -тся и  -ться в возвратных глаголах)

4.Построение проекта выхода из затруднения

1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

- Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

- В какой форме стоят? (неопределённая форма)

- Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)

- Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

- В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)

- Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или  что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)

- В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)

2) Работа с учебником

- Сравните  наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

- Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

3)Составление алгоритмана доске- коллективная работа

 


Глагол

                                                  -тся        -ться

Поставь вопрос


Если

          что (с) делать?                                   что делает? , что сделает?,

                                                                      что делают? , что сделают?

неопределённая форма                                 3-е лицо, ед. или мн.ч

в вопросе есть ь знак,                               в вопросе нет ь знака,                              

        то пиши -ться                                                то пиши -тся

5.Первичное закрепление

- Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы. (1 ученик на доске)  

8 слайд без ь знака глаголы

Он  хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

Проверка.  

-тся                      -ться

 он хвалится                вращаться

она боится                 качаться

они нравятся                прощаться

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянуться, поклониться, )

- Запишем их в столбик

- Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)

- Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

Потянуться – потянется

Поклониться – поклонится

нагнуться – нагнется

разогнуться - разогнется

6.Закрепление (продолжение)

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.  

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

- Самопроверка по образцу.

1в.   Рано утром на рассвете умываются мышата.

     Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

        2в.   Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

       Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

2)Самостоятельная работа с самопроверкой 

- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

11 слайд как тут

1 уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не  учит…ся
За всё (что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление – ….

Они испытывают  волнение -…..  

Допускать ошибки -……            

Он испытывает радость-  …… 


7.Итог урока

- В каких случаях мы пишем перед  ^–ся  ь знак?

- В каких случаях мы не пишем перед  ^–ся  ь знак?

Оцените свою работу при помощи «Лесенки успеха».


- Поставьте «Я» на ступеньку, которая соответствует вашим знаниям сегодняшнего урока.







8. Домашнее задание. 

- Дом. задание я предлагаю вам на выбор:

1) упр. 220 стр. 105,

2) придумать и записать  3 предложения со словами (глаголами) на изученное правило.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!