СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Подлежащее и способы его выражения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1) расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения; его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц;

2) коррекция связной речи;

3) развитие памяти

Методические приемы: мультимедийная презентация, объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, выполнение теста.

Просмотр содержимого документа
«способы выражения подлежащего»

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

образовательная школа I, II видов г. Таганрога





Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Подлежащее и способы его выражения»











Учитель: Криштоп Н.А.




















Тема: Способы выражения подлежащего.

Цель:

1) расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения; его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц;

2) коррекция связной речи;

3) развитие памяти

Методические приемы: мультимедийная презентация, объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, выполнение теста.


Ход урока.

  1. Оргмомент.


2. Сообщение темы

1) Целевая установка:

- На уроке сегодня мы

  • Повторим сведения о предложении;

  • вспомним, что называется подлежащим;

  • узнаем, какими частями речи может быть выражено подлежащее;

  • будем работать над речью.

2) Повторение изученного ранее.

-Охарактеризуйте предложения.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру.

-Какое это предложение.- Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное.

-Почему вы так думаете?

-Из какого произведения это предложение? Вспомните?

Я не обращал на неё внимание, и она на меня обиделась.

-Какое это предложение? - Сложное.

-Почему?

3) Повторение изученного ранее о подлежащем.


Грамматическая основа ‒ главные члены предложения

Вспомните!

1.Что обозначает подлежащее?

2.На какие вопросы отвечает?

3.С чем связано подлежащее в двусоставном предложении?

‒ Подлежащее обозначает предмет речи (о чем говорится?), отвечает на вопросы кто?, что?. В двусоставном предложении связан со сказуемым.


3. Сообщение новой темы.

1) Чем выражается подлежащее?

Наступили длинные зимние сумерки.

Она не пошла сегодня в школу.

Подлежащее чаще всего выражается существительным или местоимением.

Рассмотрите предложения и сделайте вывод

Учёный выступил с докладом.

Отдыхающие выехали на экскурсию.

Тридцать делится на три.


Вывод: Подлежащее может быть выражено разными частями речи

2) Составление таблицы:

Способы выражения подлежащего

Чем выражено

Примеры

Существительным

Засветились огоньки в избах.

Местоимением

Мы не поехали на дачу.

Ничто меня не радует.

Прилагательным

Скупой платит дважды.

Числительным

Шесть делится на два.

Причастием

Выступающие заняли свои места.

Неопределённая форма глагола

Бояться ‒ в лес не ходить.

Наречие

Вчера никогда не повториться.

Междометие

Ребёнок сказал «агу».

Словосочетанием

1) Сущ. или мест. в Им.п. с сущ. или мест. в Тв. П с предлогом с


Мать с дочкой пошли в магазин.

Мы с подругой пошли в театр.

Весь ,сам + сущ

Весь отряд пошёл в поход.

Количественное числ.+ сущ в Р.п


Десять человек решили пообедать.


4. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.


5. Закрепление.

Определите, чем выражено подлежащее.

Некоторые из нас не знали куда идти.

Ваше «ах» меня не вдохновляет.

Дедушка с внуком отправились на рыбалку.

Тренер собрал всю команду.

Нечто меня испугало.


6. Итог.

– Что обозначает подлежащее?

– Какими частями речи может быть подлежащее?

Просмотр содержимого презентации
«способы выражения подлежащего»

Подлежащее и способы его выражения .  Урок русского языка в 9 классе   Учитель русского языка и литературы ГКОУ РО школы I, II видов г. Таганрога Криштоп Н.А.

Подлежащее и способы его выражения . Урок русского языка в 9 классе

Учитель русского языка и литературы

ГКОУ РО школы I, II видов г. Таганрога

Криштоп Н.А.

Повторим сведения о предложении; вспомним , что называется подлежащим; узнаем , какими частями речи может быть выражено подлежащее;
  • Повторим сведения о предложении;
  • вспомним , что называется подлежащим;
  • узнаем , какими частями речи может быть выражено подлежащее;

Способы выражения подлежащего.

Охарактеризуйте предложения.    Вороне где-то бог послал кусочек сыру. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное) Я не обращал на неё внимание, и она на меня обиделась. , и

Охарактеризуйте предложения.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное)

Я не обращал на неё внимание, и она на меня обиделась.

, и

Грамматическая основа -главные члены предложения Бог послал  Я не обращал

Грамматическая основа -главные члены предложения

  • Бог послал

  • Я не обращал

  • Она обиделась
Вспомните! 1.Что обозначает подлежащее? 2.На какие вопросы отвечает? 3.С чем связано подлежащее в двусоставном предложении? Подлежащее Обозначает предмет речи (о чем говорится?) В двусоставном предложении связано со сказуемым. Отвечает на вопросы кто?, что?.

Вспомните!

1.Что обозначает подлежащее?

2.На какие вопросы отвечает?

3.С чем связано подлежащее в двусоставном предложении?

Подлежащее

Обозначает предмет речи

(о чем говорится?)

В двусоставном предложении связано со сказуемым.

Отвечает на вопросы кто?, что?.

Чем выражается подлежащее? Сущ. Наступили длинные зимние сумерки. Она не пошла сегодня в школу. Рассмотрите предложения и сделайте вывод. Учёный выступил с докладом. Отдыхающие выехали на экскурсию. Тридцать делится на три. Подлежащее может быть выражено разными частями речи Мест. Прилаг. (Кто?) Причаст. Вывод (Кто?) Числит. (Что?)

Чем выражается подлежащее?

Сущ.

Наступили длинные зимние сумерки.

Она не пошла сегодня в школу.

Рассмотрите предложения и сделайте вывод.

Учёный выступил с докладом.

Отдыхающие выехали на экскурсию.

Тридцать делится на три.

Подлежащее может быть выражено разными частями речи

Мест.

Прилаг.

(Кто?)

Причаст.

Вывод

(Кто?)

Числит.

(Что?)

Способы выражения подлежащего Чем выражено Примеры Засветились огоньки в избах. Мы не поехали на дачу. Ничто меня не радует. Скупой платит дважды. Шесть делится на два. Выступающие заняли свои места. Бояться ‒ в лес не ходить.  Вчера никогда не повториться. Ребёнок сказал «агу». Мать с дочкой пошли в магазин. Мы с подругой пошли в театр. Весь отряд пошёл в поход.  Десять человек решили пообедать.   Существительным Местоимением Прилагательным Числительным Причастием Неопределенной формой глагола Наречием Междометие Словосочетанием 1) Сущ . или мест. в Им.п. с сущ. или мест. в Тв. П с предлогом с 2 ) Весь ,сам + сущ. 3) Количественное числ .+ сущ в Р.п

Способы выражения подлежащего

Чем выражено

Примеры

Засветились огоньки в избах.

Мы не поехали на дачу.

Ничто меня не радует.

Скупой платит дважды.

Шесть делится на два.

Выступающие заняли свои места.

Бояться в лес не ходить.

Вчера никогда не повториться.

Ребёнок сказал «агу».

Мать с дочкой пошли в магазин.

Мы с подругой пошли в театр.

Весь отряд пошёл в поход.

Десять человек решили пообедать.

Существительным

Местоимением

Прилагательным

Числительным

Причастием

Неопределенной формой глагола

Наречием

Междометие

Словосочетанием

1) Сущ . или мест. в Им.п. с сущ. или мест. в Тв. П с предлогом с

2 ) Весь ,сам + сущ.

3) Количественное числ .+ сущ в Р.п

Берегите зрение!

Берегите зрение!

Закрепление Определите, чем выражено подлежащее. Некоторые из нас не знали куда идти. Ваше «ах» меня не вдохновляет. Дедушка с внуком отправились на рыбалку. Тренер собрал всю команду. Нечто меня испугало. словосочетание междометие словосочетание существительное Неопр. местоимение

Закрепление

Определите, чем выражено подлежащее.

Некоторые из нас не знали куда идти.

Ваше «ах» меня не вдохновляет.

Дедушка с внуком отправились на рыбалку.

Тренер собрал всю команду.

Нечто меня испугало.

словосочетание

междометие

словосочетание

существительное

Неопр. местоимение

Проверим свои знания?

Проверим свои знания?

Тест №1 В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием? а) Домой мы вернулись уставшими. б) Задача была не решена в) Мы с подругой принялись за реферат г) Выступление учащихся произвело впечатление .

Тест №1

В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

а) Домой мы вернулись уставшими.

б) Задача была не решена

в) Мы с подругой принялись за реферат

г) Выступление учащихся произвело впечатление

.

Тест №2 В каком предложении подлежащее выражено наречием?  а) Вчера была хорошая погода б) Лучший спортсмен награжден медалью в) На параде все кричали «ура» г) Наше завтра будет лучше, чем вчера

Тест №2

В каком предложении подлежащее выражено наречием?

а) Вчера была хорошая погода

б) Лучший спортсмен награжден медалью

в) На параде все кричали «ура»

г) Наше завтра будет лучше, чем вчера

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!