Важнейшей задачей первых уроков по шахматам является развитие устойчивого интереса к игре.
Изучение шахмат следует начинать с окончания шахматных партий (эндшпиля).
Цель открытого урока по шахматам в группе начальной подготовке первого года обучения - способствовать обучению и умению пользоваться Правилом квадрата- одним из важных и обязательных в пешечном окончании, без знания которого правильно разыграть пешечный эндшпиль невозможно.
Достижение цели решается посредством следующих задач:
Обучающая: научить воспитанников использовать в концешахматной партии ошибки, совершенные соперником.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать ситуации.
Воспитывающая: привить интерес к шахматной игре.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по шахматам «Правило квадрата»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Шахматно-шашечная детско-юношеская спортивная школа
№5 имени Я.Г. Карбасникова».
Конспект
урока по шахматам.
Составил:
Тренер-преподаватель
Грязов Константин Анатольевич
Конспект урока (шахматы).
ГНП-1 (группа начальной подготовки 1 года обучения, 7-10 лет)
Раздел: Начальные основы эндшпиля.
Тема занятия: Правило квадрата.
Задачи:
а) Образовательные:
Обеспечение в ходе занятия:
- восприятие в ходе занятия темы «Правило квадрата».
- повторение, закрепление темы предыдущего занятия «Реализация материального
перевеса в миттельшпиле».
- осуществление коррекций знаний и умений, ликвидация пробелов.
б) Развивающие:
- Развитие произвольного внимания, объёма, концентрации, переключения.
- Развитие мышления наглядно-образного, словесно- логического, абстрактного,
анализа, синтеза, обобщения.
- Развитие восприятия, воображения.
- Развитие памяти: произвольной, наглядно-образной.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Развитие мотивационной сферы.
4. Оборудование.
а) Демонстрационная доска.
б) Комплект магнитных фигур для демонстрационной доски.
в) Комплекты шахмат (доска, фигуры) – 10 шт.
5. Конспект занятия (45 мин.)
Время | Действие учителя | Действие учащихся |
2 мин. | 1. Организационный этап. Взаимное приветствие. Проверка готовности детей к занятию. | |
5 мин. | 2. Этап проверки знаний: реализация перевеса в миттельшпиле. На занятии повторим знания, которые мы получили на предыдущих уроках. Вопросы: а) Как называется середина партии? (миттельшпиль) б) Что должно обязательно присутствовать в миттельшпиле? (план). в) Назвать два основных плана в миттельшпиле? (Атака на короля. Достижение материального перевеса.) г) Способ реализации материального перевеса? (Разумные упрощения и переход в эндшпиль) Оценочные суждения: Молодцы! Вы порадовали меня, показали хорошие знания предыдущего урока. Спасибо! | Фронтальная беседа. |
3 мин. | 3. Этап подготовки учащихся к восприятию, пониманию темы: «Правило квадрата». Главной целью эндшпиля является проведение пешки в ферзи. Для более чёткого и быстрого определения результата соревнования между королём и пешкой рекомендовано пользоваться «Правилом квадрата». Методы: рассказ, демонстрация и объяснения, показ практической значимости темы «Правило квадрата». Мотивация учащихся. | Восприятие содержания. |
15 мин. | 4. Этап усвоения новых знаний и умений «Правило квадрата». Методы: а) Демонстрация педагогом и объяснение «Правило квадрата». На демонстрационной доске ставим позицию Б: Кр h1, п. а4: Ч: Кр f3. Задача чёрного короля догнать пешку, разбирая позицию по ходам, устанавливаем, что при ходе чёрных пешка задерживается, при ходе белых проходит в ферзи. Для более простого определения результата в шахматах существует «правило квадрата», оно гласит: если король при своём ходе входит в квадрат пешки, то он успевает эту пешку остановить. В противном случае пешка убегает от короля. А что такое квадрат пешки? Это тоже несложно. Надо подсчитать количество клеток по вертикали от пешки до поля превращения (линия «а»). Затем это же количество клеток мысленно отложить по горизонтали от пешки в сторону короля (линия «б»). Получилось две стороны квадрата («а» и «б»). Достроив его до конца (линия «в» и «г»), мы получаем квадрат пешки. На демонстрационной доске квадрат пешки а4 обозначается так а4-а8-е4-е8. Это правило значительно облегчает расчёты за доской. Не надо рассматривать все ходы пешки и короля, достаточно выяснить, попадает король при своём ходе в квадрат или нет. б) Формирование практических умений использования «правила квадрата»: Мы с вами выполним упражнения для понимания «правила квадрата». Задача Б: Крb7, п.d3 Ч: Крd8, п.e5, h7. Решаем вместе, определяем, проходит ли чёрная пешка h7 в ферзи (при ходе любого из противников). Задача Б: Крb2, п.е7, е6, f6 Ч: Крe8, п.b5, b3, а2. Ход белых. Решается ребятами самостоятельно, один из сильных учеников выходит к демонстрационной доске и показывает решение (при необходимости проводится корректировка) | Восприятие содержания. Решение задач, упражнений. |
5 мин. | 5. Итог занятия: Проводим рефлексию урока: на карточках учащиеся отмечают свою оценку урока. Отвечают на вопросы: Что понравилось на занятии? Как в практической игре можно использовать правило квадрата? | Ответы учащихся. |
15 мин. | 6. Игровая практика. Турнирные партии. Оценочный результат, награждение победителей. | Игра в турнире. |