28.09.2017 г.
Учитель географии: Лобова Л.А.
Конспект открытого урока по теме:
«Численность населения и демографическая ситуация в современной России»
Цель урока: (Слайд 10)
изучить численность населения России и её изменения.
Задачи урока: (Слайд 11)
обучающие:
- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;
- формировать навыки использования информационных технологий;
- познакомить с численностью населения России; продемонстрировать изменение демографических показателей в России;
- определить причины, влияющие на изменение численности населения;
-дать определение понятий «демография», «воспроизводство», «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост населения»;
развивающие:
- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе ИКТ), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;
- формировать навыки использования икт;
воспитательные:
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.
- формировать научное мировоззрение;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся извлекают информацию из презентации и дают определение понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографический взрыв», «Воспроизводство населения».
Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.
Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.
Метапредметные:
Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.
Умеют находить причины и следствия (на примере анализа статистических данных о населении России).
Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,
выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
Личностные:
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Методы обучения
• Создание проблемной ситуации;
• Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
• Создание условий для развития познавательной активности учащихся,
их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела в нашем курсе. Ребята, вы знаете, на днях я искала в интернете интересные фотографии и факты по теме, которую нам предстоит изучать, начиная с сегодняшнего дня. Это одна из интереснейших тем, данные которой не остаются постоянными и требуют систематического обновления. Мне попались такие фотографии и следующие заголовки:
«Демографический «взрыв» в России», «Вымираем!», «Повышение рождаемости в России – вопрос государственной безопасности», «В России зафиксирован естественный прирост населения»…(Слайд 1-8)
Как Вы думаете, какую тему нам предстоит изучать?
Предполагаемые ответы: тему «Население», «Численность и естественный прирост населения».
Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.
Учитель: совершенно верно. Запишите тему урока в тетради. (Слайд 9)
В какой последовательности и что нам предстоит изучать (слайд 12)
Итак, приступим.
Для начала, давайте попытаемся разобраться с вопросом
– почему эта тема так важна?
- почему именно население – главное богатство страны?
Предполагаемые ответы: нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др..Т.е., чтобы правильно проводить экономическую политику страны.
Учитель: Какие науки занимаются изучением населения, кто поможет разобраться со всеми этими вопросами? (Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос и учитель просит их поработать с терминологическим словарём)
Демография — наука о народонаселении и его воспроизводстве. (Слайд 13) Запишите в тетради эти определения.
Выясним какое место занимает Россия среди стран «рекордсменов по численности населения».
Рассмотрите таблицу№ 1 :
1.Назовите крупнейшие страны мира по численности населения.
2.Какое место в мире занимает Россия?
Отметьте крупнейшие страны мира по численности населения на политической карте.
Работа с картой. Обозначить цифрами 10 стран мира самых больших по численности населения.
Учитель: Какие методы учета населения вам известны из истории?
Предполагаемые ответы: Прежние методы учёта населения отличались от современных. Учитывались для обложения данью дома: тогда в каждом доме стояла печь и считали по «дымам».
Учитель: Петр Первый: « …взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…». (Слайд 14) Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трёх лет были подвергнуты проверке — «ревизии».
Почему учитывались только мужчины и мальчики? А женщины не в счет?
Предполагаемый ответ: нужно было знать, сколько солдат можно набрать в царскую армию. Тогда служили долго, по 25 лет и это нужно было учитывать.
Учитель: П.П.Семёнов-Тян-Шанский выступил инициатором научно организованной первой переписи населения в России. С этого времени учет населения ведется по переписям.
Запишите в тетради. (Слайд 15)
Кто знает, когда была 1 перепись населения в России?
Предполагаемый ответ: февраль 1897 год.
Запишите в тетради. последняя -2010год. (Слайд 16)
(Слайд17,18)
Учитель: Что произошло с 2002 по 2017 год с численностью населения России?
Предполагаемый ответ: численность населения уменьшилась. Россия перешла с 7 места на 8 место и сейчас на 9.
Учитель: из–за недостатка времени, выделенного на изучение темы, мы не будем знакомиться с подробными результатами переписи, кому интересно, можете найти данные в интернете. Мы запишем лишь главные выводы: Перепись 2010 г. показала:
1.Идёт естественная убыль населения.
2.Изменилась возрастная структура населения.
3.Ухудшается качество здоровья детей.
4.Низкая продолжительность жизни. (Слайд 19)
Ближайшая перепись населения в России намечена на 2020 год. Росстат в июне 2017 года сообщил, что, по предварительным подсчетам, для ее проведения потребуется 50 млрд рублей. Руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов сообщил, что серьезные изменения в переписной лист образца 2010 года вноситься не будут.
В июле 2017 года правительство РФ утвердило месяц проведения очередной Всероссийской переписи населения, которая будет проведена в октябре 2020 года.
Давайте проанализируем изменение численности населения России по известным данным. Какой вывод можно сделать? ( Работа с таблицей № 2)
Предполагаемый ответ: Вывод: Численность населения не стабильна, то растет, то уменьшается.
Учитель: Кроме переписи населения существует такой сайт – «Демоскоп» и
(Слайд 20)
Давайте и мы с Вами сейчас в режиме онлайн посмотрим, что происходит с численностью населения России на данный момент.
Перейдем по ссылке на данный сайт: http://demoscope.ru/weekly/app/popclock/popclock.php
Вы видите: общую численность населения России и число родившихся и умерших на данную минуту.
Крым. Присоединение к России Крыма в 2014 году
(на 1 января 2017 года составляет 2 340 921 постоянных жителей (с Севастополем)) (Слайд 21)
Какие выводы можно сделать о числе родившихся и умерших на данную минуту?
Предполагаемый ответ: число умерших превышает число родившихся.
Воспроизводство - это процесс естественного движения населения, процесс «производства» людей людьми, включающий – рождаемость, смертность, брачность, разводимость, обеспечивающие непрерывную смену поколений. (Слайд 22)
Учитель: давайте запишем определение е.п. (Слайд 23, 24)
Соотношение рождаемости и смертности на 1000 человек - естественный прирост (е.п.) Рассчитывается по формуле: Р-С= Е.П.
Воспроизводство - это процесс естественного движения населения, процесс «производства» людей людьми, включающий – рождаемость, смертность, брачность, разводимость, обеспечивающие непрерывную смену поколений.
Теперь давайте проанализируем Р и С в разные годы в России. Таблица №2
Предполагаемые ответы: в разные годы разный е.п., приводят свои примеры.
Учитель: Почему, рождаемость последние годы была меньше смертности, а численность населения России все же увеличивалась?
Учитель: поскольку основная причина снижения численности – это рост смерности, то давайте остановимся на таком важном вопросе – как причины роста смертности.
Предполагаемые ответы: обсуждаем и в итоге записываем в тетрадь.
Причины роста смертности:
(слайд 25)
Учитель: а теперь давайте рассмотрим причины снижения рождаемости в России.
До революции 1917 года русская семья была одной из самых больших в мире, 8 детей считалось малым числом, обычно их было 12-14.
Иметь троих наследников в представлении русского народа было "необходимым минимумом". Вспомнить хотя бы русскую поговорку: "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын!" Наиболее многодетными были русские крестьянские семьи. Самое большое количество детей, рожденных одной женщиной, 69. Этот рекорд, установленный русской крестьянкой около двухсот лет назад, до сих пор не удалось «побить» ни одной женщине в мире. Первая, из двух жен крестьянина Шуйского уезда Федора Васильева (1707-1782),рожала 27 раз: 16 раз приносила двойняшек - близнецов , 7 раз тройняшек и 4 раза по 4 ребенка. Выжило 67 детей. Причем, большинство из них дожило до взрослого возраста. Об этой уникальной семье 27 февраля 1782 года в Москву из Никольского монастыря была прислана ведомость. Сама Екатерина II отметила сей феномен деторождения. А сегодня он занесен в Книгу рекордов Гиннеса
Дворянские русские семьи тоже нередко были весьма многодетными. Рекордное число детей в клане российских правителей было у царя Алексея Михайловича — 14,у Петра Первого было 14 детей, у Льва Толстого — 13. Двенадцать детей было у историка Сергея Соловьева. Авы можете назвать семьи с большим количеством детей?
Почему же сейчас в семьях по 1-реже 2 детей?
Предполагаемые ответы: Причины снижения рождаемости: (слайд 25)
Учитель: Давайте проанализируем, как изменялась численность населения России в разные годы и попытаемся определить причины этих изменений.
Учитель: Провалы в численности населения называют демографический кризис (депопуляция). Запишите в тетрадь это определение. (Слайд 27)
Противоположный процесс называется - Демографический взрыв – резкий скачок в численности населения.
В течение ХХ века Россия пережила несколько демографических кризисов.
Используя содержание следующих слайдов и учебник, заполните таблицу (Слайд 28,32)
Демография россии- путинские итоги. В целях повышения рождаемости государство достаточно длительное время использовало различные методы стимулирования семей на рождение каждого последующего ребенка.
Однако наибольшую эффективность в этом плане продемонстрировала такая мера поддержки как материнский (или, по-другому, семейный) капитал, выраженный в выделении каждой семье, у которой появился очередной ребенок, определенной денежной суммы. Первые выплаты по материнскому капиталу были осуществлены в 2009 году.
Половозрастная структура. Мальчиков рождается чуть больше, чем девочек,
так почему
к 60 годам женщин насчитывается в два раза больше, чем мужчин?
Причины:
Мужские профессии опасны и вредны.
Мужчины гибнут в войнах и конфликтах.
Образ жизни и поведения людей.
Женский организм более устойчив и жизнеспособен.
В России на каждую женщину приходится 0,85 мужчины. (Слайд 33)
Обстановка в области, районе и селе. (Слайд №4,35,36)
Вывод: Скрытая угроза: Россия оказалась на пороге «демографической ямы»
2015-й стал третьим годом роста населения страны, но падение рождаемости и ряда других качественных показателей говорит, что ситуация скоро может измениться в худшую сторону. (Слайд 37)
Прогноз: через 50 лет население России уменьшится в 2 раза (Слайд 38)
Цель урока (Слайд 39)
На этом сегодня мы наш разговор закончим. У нас еще много вопросов по данной теме, которые мы будем рассматривать на следующих уроках.
Рефлексия: (слайд 40)
Учитель: Спасибо за урок. До свидания.
9