СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме: «Главный член односоставного предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала и закрепления первичных знаний.

Методы обучения:  словесные, наглядные, практические.

Приёмы: кластер, таблица «Знаю – хочу узнать – узнал», «Верные - неверные утверждения»

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме: «Главный член односоставного предложения»»

Конспект открытого урока по теме: «Главный член односоставного предложения»


Предмет: русский язык.

Тема: «Главный член односоставного предложения»

Урок с использованием технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Тип урока: изучение нового материала и закрепления первичных знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Приёмы: кластер, таблица «Знаю – хочу узнать – узнал», «Верные - неверные утверждения»

Оборудование: учебные тексты, экран, проектор.

Предполагаемый результат.

У обучающихся совершенствуются умения:

- различать односоставные и двусоставные предложения;

-определять способ выражения главного члена односоставного предложения;

- различать  распространённые и нераспространнёные предложения.

- видеть их в составе сложного предложения, находить односоставные предложения в тексте;

Этапы занятия:

I. Оргмомент.

II. Стадия «Вызов».

III. Стадия «Осмысление».

IV. Информирование обучающихся о домашнем задании.

V. Рефлексия.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход занятия

  1. Оргмомент.(создать положительный настрой на работу)

Здравствуйте, ребята! Сегодня необычно все: природа за окном, ваше и мое состояние. И это необыкновенная картина… слайд 1

- Сегодня мы будем проводить исследование по теме урока, обращаясь к творчеству русских писателей и поэтов, вы будете знатоками, а я – вашим наставником. Желаю вам успехов и радости творчества на уроке.

- Откройте тетради, запишите число «Десятое ноября» «Классная работа» (запись на доске).

II. Стадия «Вызов».

    • (позволяет актуализировать и обобщить знания, имеющиеся у ученика по данной теме;

    • вызвать интерес к изучаемой теме , мотивировать учеников к учебной деятельности помог приём «Перепутанные слова»

На этой стадии ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.)

Приём «Перепутанные слова»

На доске спроецированы слова: ( слайд 2)

об, знать, односоставных, хочу, предложениях, всё

Задание: составьте из этих слов предложение.

(Хочу всё знать об односоставных предложениях.)

- Чем отличается предложение ( слайд 3) Я хочу всё знать об односоставных предложениях - от предложения, составленного вами?

( Грамматическими основами: во2-м предложении есть подлежащее и сказуемое, а в первом главный член один .)

- Как называются предложения, в которых один главный член предложения?

-Ребята, как бы вы сформулировали тему урока ? (Скорее всего, назовут тему «Односоставные предложения» )

Давайте вспомним: без чего не может быть предложения? (без грам. основы)

А из чего состоит грамматическая основа? (из главн. членов)

- Запишите в тетрадях тему урока: Главный член односоставного предложения.(слайд№4)

2. Стадия осмысления (Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;

  • соотнести с уже имеющимися знаниями;

  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

В результате работы ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, обучаемый учится самостоятельно и активно работать)

-Выпишите грам.осн. из предложений стр. 99 (Презентация слайд 6 самопроверка выполнения задания) – исправление ошибок.(соотнесли результат с уже имеющимися знаниями)

А теперь «ЗАДАЧКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ» (с целью закрепления полученных знаний)

- Послушайте:

-Посмотри-ка, - сказал Витя Захаров своему другу Пете,- я нашёл интересное стихотворение, которое состоит только из односоставных предложений.

Вот оно:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

А.Фет

- Я тоже, - отозвался Петя, -- отыскал стихотворение, где все предложения односоставные. Сейчас я тебе его прочту:

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы,1 сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Ребята, согласны ли вы с Витей и Петей?

( В первом стихотворении все предложения односоставные, во втором – простое с однородными подлежащими).

-Вспомните, что вы знаете об односоставных предложениях. ( таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»)-таблица способствует постановке цели и задач урока, продвижению от знания «старого» к «новому» Заполним 1 столбик в таблице. (озвучили) Что хотели бы ещё узнать или чему хотите научиться? У вас на столах лежат таблицы.

ЗХУ Презентация слайд 2 (таблица ЗХУ)

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

  1. Простое предложение

  2. Двусоставное предложение – два главных члена

  3. Односоставное предложение - один главный член


1.Научиться правильно определять грамматическую основу односоставного предложения

2. Узнать чем выражена грамматическая основа односоставного предложения?

3.Какими бывают односоставные предложения?


  • Цели и задачи урока:

  • - научиться разграничивать двусоставные и односоставные предложения через определение грамматических основ;

  • - определять способ выражения главного члена односоставного предложения;

  • - сформировать умение различать  распространённые и нераспространнёные предложения.

А теперь соберём вместе все ваши идеи, которые возникают в данный момент на уроке в связи с изучаемой темой и составим кластер. (на доске)

Итак, вы написали, что знаете, что такое простое предложение;

Рисуем – и т. д.

Учитель слушает идеи учащихся, отбирает главное и демонстрирует конечный результат совместной работы на данном этапе урока.

Рефлексия на 2 стадии.

Приём «Верные – неверные утверждения»(с целью активизации интереса и мыслительной деятельности)

  1. Ребята, а верно ли утверждение, что в двусоставном предложении 2 главных члена - подлежащее и сказуемое.

  2. В односоставном - только подлежащее или только сказуемое? Учащиеся дают ответ. (Скорее всего, они согласятся с этим неверным утверждением).

- Чтобы убедиться в правильности ваших ответов, прочтите теоретические сведения в п. 30. Сделайте пометки в таблице (ЗХУ – она есть у каждого учащегося на парте).

Учитель. Что мы узнали на уроке? Прочитайте свои записи в таблице и дополните новой информацией. Презентация слайд 4 (таблица ЗХУ) для корректировки записей.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

  1. Простое предложение

  2. Двусоставное предложение – два главных члена

  3. Односоставное предложение - один главный член


1.Научиться правильно 1.Определять грамматическую основу односоставного предложения

2. Узнать чем выражена грамматическая основа односоставного предложения?

3.Какими бывают односоставные предложения?


В односоставном пр. главный член нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член ОП.

- Для того чтобы упрочить свои знания, разрешить противоречия, выполните упражнения из учебника.

- Из № 171 выпишите односоставные предложения. Подчеркните главный член так, как указано в задании. Укажите, какими частями речи он выражен. – Осуществляем коллективную проверку выполнения задания.( по цепочке)

А теперь найдите односоставное предложение, в котором кроме главного есть второстепенный, определить, какой это член.

-Верно ли утверждение, что односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными? – ДА. Найдите в учебнике теоретические сведения, подтверждающие ваш ответ и заполните графу «узнал» – читают теоретические сведения на с. 85.- заполняют таблицу.


Презентация слайд 6 (таблица ЗХУ) для корректировки записей.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

  1. Простое предложение

  2. Двусоставное предложение – два главных члена

  3. Односоставное предложение - один главный член


1.Определять грамматическую основу односоставного предложения

2. Узнать, чем выражена грамматическая основа односоставного предложения?

3.Какими бывают односоставные предложения?

В односоставном пр. главный член нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член ОП.

Односоставные предложения бывают распространённые и нераспространённые.


Закрепление : упр 172

Задание: 1 вариант – выписать односоставные нераспроспространённые

2 вариант - выписать односоставные распроспространённые

Взаимопроверка (раздать ключи)

IV. Этап информирования обучающихся о домашнем задании

Задача: сообщить о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению

Презентация слайд 7 - § 30, упр. 173

Стадия «Рефлексия». ( Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Групповая работа. Исследование поэтических текстов. (проводилось с целью целостного осмысления и обобщения полученной информации, присвоения нового знания )

Задание:

- А теперь давайте посмотрим, как часто используют односоставные предложения мастера слова в своих поэтических произведениях.( распечатать задания группам)

1.Выразительно прочтите эти строки.

2. Назовите односоставные предложения.

3.Укажите, чем выражена грамматическая основа относоставных предложений.

4. Укажите распространённые или нераспространённые эти предложения.

-Теперь, ребята, скажите, часто ли используют односоставные преложения известные нам художники слова? ( ответы)

Хорошо! Решим ещё одну проблемную ситуацию.

Объясните знаки препинания в данном предложении:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.И.Тютчев)

- чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе односоставные предложения.


Итак, чтобы обобщить и систематизировать полученные знания об односоставных предложениях, мы ещё раз обратимся к кластеру . Посмотрите на схему и выделите красным цветом те этапы, которые вызвали у вас затрудненте. Вернемся к целям нашего урока. (слайд) Выполнили мы их?

1. Что повторили сегодня? (Односоставные предложения)

2. Чему научились? (отличать двусоставные предложения от односоставных , определять, чем выражен главный член односоставного предложения, определять роль односоставных предложений в речи).

3. Какой этап урока показался самым интересным?

4. Что было трудным?

9.Выставление оценок.


Спасибо за хороший урок. Успешного дня!


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!