Тема урока: «Неполные предложения. К.Гурбаннепесов
«Журавли». М.Дудин «Старый журавль».»
Цель урока: 1. Закрепить знания учащихся о неполных предло-жениях, дать понятие о диалоге, развивать навыки грамотного письма и устной речи учащихся; расширить кругозор учащихся; обогащать словарный запас учащихся.
2. Воспитывать у учащихся любовь к родной природе; береж-ное отношение к её обитателям.
Оборудование: таблица «Неполные предложения», картины, «Журавли», «Диалог», кластер «Птицы», слайды к теме, песня « Старый журавль».
Тип урока: урок выразительного чтения с элементами интерактивного метода.
Ход урока.
Организационный момент урока.
1.Приветствие.
2. Рапорт дежурного.
3. Новости страны

Опрос домашнего задания.
а) Опрос правила «Неполные предложения»
б)Беседа по содержанию стихотворения Н.Рубцова «Русский огонек».
в )В чём главный смысл стихотворения .
-Конкурс на лучшего чтеца.
III.Обобщение пройденного материала и переход к новой теме.
а)Кластер “Птицы”
Журавль
ласточка орёл
Птицы
фазан павлин
попугай голубь
утка
б)Составить рассказ по кластеру.
IV.Обяснение нового материала.
а)Вступительное слово учителя.
- «Красная книга» содержит сведения о состоянии тех видов животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения или стали редкими. Красный цвет – сигнал запрета, понятный людям всего мира. Есть такая «Красная книга» и в Туркменистане. В книгу внесены редкие виды птиц –это орлы, утки, журавли, пеликаны и другие.
Под контроль человека должны быть взяты все исчезающие виды птиц.
Мы все должны беречь флору и фауну нашей родной страны.
-Сейчас мы познакомимся стихотворением М. Дудина «Старый журавль»
б ) Словарная работа.
линяют – здесь: тают
горностай –пушной зверёк

холстина – kendir mata, kenep mata
хлещут- urulýar
усилье- tagalla, zor, güýç.
в)Выразительное чтение стихотворения “ Старый журавль” учителем и беседа по содержанию.
г) просмотр слайдов к теме.


ЖУРАВЛИ.
Семейство птиц отряда журавлеобразных; включает 15 видов. Журавли распространены по всем континентам, кроме Южной Америки и Антарктиды. Все виды в той или иной мере связаны с водоемами или заболоченными участками. В полете журавли вытягивают ноги и шею, как аисты, но в отличие от них не садятся на деревья. Журавли — моногамы, образующие постоянные пары.
Тип развития выводковый.
д) Песня “Старый журавль”.
е) Диалог.
ЗАПОМНИТЕ:

V.Закрепление нового материала.
а) Выразительное чтение стихотворения “ Старый
журавль”.
б)Ответы на вопросы.
-Что чувствовал в начале старый журавль?
-Как описана его Родина?
-Что случилось с ласточкой?
- Что ей угрожало?
- Почему журавль, подставляя “плечо” ласточке, говорит: “ Будь спасением моим”?
-Как доверие ласточки подействовало на журавля?
- В каких словах выражается главная мысль произведения?
в) Задание 8 (устно).
Определите форму диалогической речи в стихотворении
М. Дудина “Старый журавль”
г)Выполнение упражнения 9 (письменно).
Творческая работа.
Найдите в стихотворении неполные предложения и подчеркните.
ПТИЦЫ
Д) Т –схема


Домашние
Дикие
Орёл куры
Сова утки
VI.Задание на дом.
а)Выучить правило “Диалог” на странице 134.
б) Выполнить упражнение 9 (устно)
VII. Итог урока.Поурочный балл