СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме: «Правописание окончаний существительных на –ий,-ие,-ия.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний. Этот урок поможет учащимся сформировать  представление учащихся об особенностях правописания падежных окончаний существительных на  -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ;

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме: «Правописание окончаний существительных на –ий,-ие,-ия.»»



Открытый урок в 5 классе.

Ронжина Галина Ивановна ,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №165» Ново –

Савиновского района г. Казани.

Тема: «Правописание окончаний существительных на –ий,-ие,-ия.»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи:

-сформировать представление учащихся об особенностях правописания падежных окончаний существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ;

-помочь сформулировать правило правописания окончаний существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ;

-выработать алгоритм действия при выборе окончаний существительных на

-ИЙ, -ИЕ, -ИЯ;

-научить применять алгоритм на практике;

-воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

-закрепить навык написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык выделения окончания в слове;

-развивать умение определять тему и основную мысль текста;

-развивать навыки анализа и обобщения, коммуникативные навыки и навыки словесного оценивания.

Планируемые результаты:

1.Предметные: Учащиеся научатся определять окончания существительных на -ИЙ,- ИЕ, -ИЯ в единственном числе.



2.Метапредметные:

Коммуникативные: Учащиеся выработают умение вести коллективный диалог, работать в группе, способность обосновывать собственное мнение, проявлять уважение к иной точке зрения.

Регулятивные: Учащиеся выработают умение управлять своей учебной деятельностью, выявлять известное и неизвестное, определять задачу, самостоятельно создавать способы её решения.

Познавательные: Учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять, сравнивать и анализировать материал, делать выводы на основе практических операций.

3.Личностные: Учащиеся выработают готовность и способность к саморазвитию и самообучению, сохранят мотивацию к учебной деятельности и интерес к учебному материалу.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Ресурсы урока:

«Русский язык.5 класс» Учебник для общеобразовательной организации в 2-х ч. Ч.2.( Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л. А.Тростенцова и др. Научный редактор Н.М.Шанский). 5-е изд.-М: Просвещение 2015

компьютерное мультимедийное оборудование, презентация к уроку, карточки, раздаточный материал, лист оценивания, портрет И.И.Пришвина.



Ход урока.

Мотивация познавательной деятельности.



Учитель. Ребята, прежде чем мы перейдём к основной части урока, давайте проведём небольшую словарную разминку. Перед вами на партах есть карточки. Прочтите слова. Что на них написано? Сейчас каждая из трёх групп будет выполнять своё задание: первая группа находит и выписывает существительные 3 склонения, вторая группа- слова 2 склонения. Есть и дополнительное задание для каждой группы: определить и выделить окончания в словах, указать падеж имён существительных.



Карточка.

В октябре, у хризантемы, на футболе, о спортсмене, на вокзале, о восклицании, у модели, для фиалки , к гитаре, для виолончели, о Родине, о молодёжи, из свёклы.



Формулировка темы и цели урока.

Учитель. Как вы определили тему урока?

(« Правописание падежных окончаний имён существительных»)

Тему учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях.

Учитель. А кто может сказать, чему нам следует сегодня научиться?

( Писать правильно падежные окончания существительных единственного числа).

Учитель. Можете ли вы определять падежные окончания существительных. (ДА.)

Учитель. Можем ли мы объяснить, почему в слове «восклицание» в П.п . окончание –и ? (нет)

Учитель. Значит, мы ещё не всё знаем про падежные окончания имён существительных и не всегда можем определить окончание существительных? (Да)

Учитель. Таким образом, сегодня на уроке нам нужно поближе познакомиться с правилом правописания падежных окончаний имён существительных особой группы.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Ребята, прежде чем перейти к теме нашего урока, я хочу узнать, насколько вы хорошо знаете пройденное по имени существительному.

Проведём графический диктант.

Учитель. Я читаю утверждение, а вы ставьте знак «+», если согласны с ним, и знак «-«, если не согласны. ( Все делают в тетрадях. Один - на альбомном листе под контролем учителя для последующей самооценки.) Слушайте внимательно утверждения и отмечайте.

  1. В русском языке 6 падежей .(+)

  2. Начальная форма имени существительного –именительный падеж единственного числа (+)

  3. Определить склонение существительного можно по его роду.(- )

  4. Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание -и. (- )

  5. Имена существительные 2-го склонения в предложном падеже имеют окончание –и.(- )

  6. Проверить безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения можно словом «сестра» (+)

  7. Имена существительные женского рода относятся только к 1-му склонению.(-)

  8. Имена существительные среднего рода относятся только ко 2-му склонению. (+)

-Оцените свою работу на уроке. Сравните с работой (пометками ) на альбомном листе. (Эталон).

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

+

_

_

_

_

+

_

+



Работа в парах.

Учитель. Запишите словосочетания под диктовку, объясните графически окончания существительных.

- Работать на фабрике, идти по аллее, записать в тетради, встретиться на вокзале, остановиться около опушки, промчаться по площади, выступать на вечере в школе.

Учитель. Ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, исправьте ошибки,поставьте отметку. Посмотрите на эталон и критерии .Сверьтесь ( О ошибок-5, 1-2 ош.-4, 3-4ош.-3, более 5ош.-2)

А теперь давайте ответим на вопросы:

Учитель. Как вы рассуждали, когда определяли, какое окончание надо писать у существительных в этом задании? ( Определяю склонение, падеж имени существительного. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже)

Организация познавательной деятельности учащихся.

1.Усвоение темы: «Правописание падежных окончаний существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ.»

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрим особую группу существительных, которые относятся к 1-му и ко 2-му склонению. Они оканчиваются на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ.

Во-первых, приведём примеры таких существительных и определим их морфемный состав.

(Армия, здание, гений)

Учитель. Как правильно определить окончание у этих существительных?

(Надо просклонять существительные. Изменится только окончание. Прояснится основа)

Учитель. К чему относится гласный –И в словах? (Гласный –И в словах относится к основе)

Работа с таблицей «Склонение имён существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ»

Учитель. Ребята, посмотрите на таблицу склонения имён существительных единственного числа на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ. Обратите внимание на особенности склонения этих существительных.



Женский род - ИЯ

Мужской урок -ИЙ

Средний род - ИЕ

Армия Мария

Санаторий лекторий

Решение произведение

Р.п. – ИИ

-

-

Д.п. – ИИ

-

-

П.п. - ИИ

П.п. - ИИ

П.п. - ИИ



Учитель. Почему у существительных на -ИЯ заполнены три колонки (3 падежа), а у существительных на ИЙ, -ИЕ – одна?

Составим алгоритм.

( В родительном, дательном, предложном падежах у существительных на ИЯ пишется буква –И. а у существительных на ИЙ, ИЕ только в предложном падеже пишется буква –И)

Учитель. Давайте, ребята, хором проговорим этот алгоритм.

Учитель. А теперь проверим наши выводы по склонению существительных данной группы. Познакомимся с правилом учебника. Правильный ли вывод мы сделали? (Да)

Учитель. Как мы будем применять правило, ребята, давайте посмотрим на примере словосочетания «рассказать об экскурсии». Записывает один ученик на доске, остальные пишут в тетрадях.

Рассуждения учеников:

  1. Поставим существительное в начальную форму.

  2. Посмотрим, на что оканчивается существительное.

  3. Определим падеж.

  4. Делаем вывод: у существительных на- ия в предложном падеже пишется буква -и.

Физминутка.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

(Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки).

Вот так, вот так он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть.

( Потереть за предплечья)

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!

(сесть на место за парты)

Закрепление алгоритма действия.

А) Работа в парах. Под диктовку учителя записывают словосочетания. Затем проверяют по эталону правильность, исправляют друг у друга (взаимопроверка). Объясняют соседу по парте ,почему надо писать такое окончание, ставят по критериям отметки.

Учитель. Ребята, теперь послушаем, как вы объясняли друг другу. В чём вы затруднялись?

Прослушивается несколько пар. Ответы корректируются при необходимости.

Словарный диктант.

Мечтать о профессии, быть на лекции, слышать в планетарии, изменить в расписании, вырос на тополе, наблюдать на местности.

Учитель. Ребята, кто из вас может объяснить значения слов «лекция», «планетарий»? Для более точного объяснения поработаем с толковым словарём С.И.Ожегова.

Б) Ребята, сейчас все вместе выполним упражнение учебника №541.

« Посылая письмо, вы можете написать на конверте некоторые женские имена двояко: Кому: Марь…, Мари…

Другие имеют на конце или только –И , или только –Е: Валерии, Аксинье, Дарье»

Учитель. Какие окончания написали вы в словах «Марь… и Мари..»? Объясните.

(В слове «Марье» пишу букву –Е, так как это существительное не на- ИЯ) -ответ первого ученика

(В слове Марии пишется окончание –И, так как это существительное оканчивается в И.п. на ИЯ. Это существительное имеет особенности при склонении) - ответ второго ученика.

Учитель. Ребята, вы согласны с этими ответами? (ДА)

Творческая работа.

Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Что там написано?

Запись на доске: «Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении».

( Пословица)

Учитель. По каким признакам вы определили, что это пословица? Как вы понимаете смысл пословицы? Прочтите её ещё раз и запомните содержание и написание. А теперь запишите эту пословицу по памяти, графически объясняя орфограмму №17.

Учитель. Какие ещё пословицы вы можете привести в пример, в которых есть существительные на орфограмму №17? ( «Тяжело в учении – легко в бою»)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запомните её содержание.

Работа с текстом.

Учитель. Ребята, сейчас вы будете самостоятельно по группам выполнять задание на карточке. У вас на столах распечатка текста «О Михаиле Михайловиче Пришвине». Первая группа списывает 1-ый абзац. Находит орфограмму №17, графически объясняет выбор окончания в этом слове. (Уровень А.)

Вторая группа списывает третий абзац. Находит слово на изученную орфограмму №17, графически объясняет выбор окончания. (Уровень Б)

Учитель. Другие орфограммы будут проверяться выборочно. Подумайте также над правописанием этих слов. А сейчас давайте прочитаем текст вслух.

Беседа по тексту:

Учитель. Кто такой Михаил Михайлович Пришвин?

Какие его рассказы вы читали?

Как он относился к природе? Какова основная мысль текста?

Работа по тексту.

« Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе Росси… Его сем..я ж..ла в усадьб… около деревн… Здесь от деревн… к деревн… тянутся леса, поля, огороды, сады с ч..десными р…стениями. Берега рек зар..сли плакучей ив..й.

Ещё мальчик…ом научился он всматриват…ся и вслушиват..ся в пр…роду. Его ч..ткое ухо слышало

шорох лист…ев и шёпот ветра, а зоркий глаз вид..л каждый росточек и тр..винку.

С руж…ём и записной книжк…й побывал Михаил Михайлович на Урал…, в Сибир…,и в Карели….Он открыл в природ… много тайн и подарил их своим читателям.

Проверочная работа.

Учитель. А теперь, ребята, я проверю, как вы поняли материал сегодняшнего урока. Выберите у себя на столах задания, которые вы захотите и сможете выполнить.

1-ая карточка с заданиями на отметку «3»

Дописать окончания имён существительных. Определить падеж сущ-х в трёх пословицах.

- Умение – в знании…, знание в учении…, учёба-в жизн…, жизнь-в борьбе.

-Не в деньгах счастье, а в согласи…

-В хорошем сочетании…каждая буква золото

-Злой плачет от завист…,а добрый от жалост…

-В знании…-сила.

2-ая карточка. Задания на отметки «4 и 5». Дописать окончания, определить падеж существительных в 5-ти словосочетаниях. ( Перфокарта) После выполнения сдадите на проверку.

-говорить о станции…,лини…,дорог…

шли к избушк.., деревн… ,чащ…



побывать в зоопарк..,музе…,планетарии…

бежали по алле…,тропинк…,насып…

учебники по истории…,литератур…,биологи…

росли на берёз…,топол…, сирен…

жить в Инди…,Кита…,Гвине..

побывать в Карели….Сибир…Киев…

Задание на отметки «4и 5»

Карточка. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж .

- О фильм…, по галере…, без стенк.., на растении.., в путешестви…, без совест.., по традиции.., на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясении…, в ведомост…, в поговорк… , в тоннел…, на местност…, в здании…, к армии.., до Ази…

5.Рефлексия.

Учитель. Ребята, что нового узнали вы о склонении имён существительных на сегодняшнем уроке? ( Узнали об особенностях склонения имён существительных на –ИЙ-,ИЕ,-ИЯ).

Почему важно соблюдать правила написания падежных окончаний в именах? (во всех документах необходимо соблюдать правильное написание имён. Иначе документы будут считаться недействительными)

Домашнее задание:

  1. Параграф 97. Знать правило на стр.69.

  2. Упр.543 выполняют все.

  3. Упр.544 по вариантам: 1 вариант - составить 2 предложения со словом «заглавие», 2в.- со словом «название» 2 предложения.

  4. Ответить письменно на вопрос с употреблением сущ-х на -ИЙ,-ИЕ,

-ИЯ: « В какой стране вы хотите побывать, чтобы познакомиться с её культурой, бытом людей? (индивидуальное задание)





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская «Русский язык. 5 класс» Учеб. для общеобразоват. организаций –М.Просвещение, 2015.

2.Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Ю.Комиссарова,

Н.В.Ладыженская Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс:

пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.,

Просвещение, 2014.

3.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. –

М.: Просвещение, 2010.

4.Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9

классы: проект – М.: Просвещение, 2011.

5.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9

классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.:

Просвещение, 2007.

6.Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Методическое пособие к

учебнику «Русский язык. 5 класс». – М.: Дрофа

7.Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку

к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». – М.:

Издательство «Экзамен», 2012.

8.Контрольно – диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. О.В.Волкова. Казань РИЦ «Школа» 2015г.

9. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения:

06.08.15).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!