Конспект открытого урока по теме: «Сельское хозяйство мира. Растениеводство».

Категория: География

Конспект открытого урока по теме: «Сельское хозяйство мира. Растениеводство».

Тип урока: урок получения нового знания.

Учитель: Козлова Т.А., МБОУ Опалиховская СОШ

Дата проведения: 28.02.2018г.

Оборудование:

Учебник: Максаковский В.П., география 10 – 11 классы: учебник для образовательных организаций, базовый уровень. – М. : Просвещение, 2016;

Атлас: «Экономическая и социальная география мира 10-11 классы», ИД «Вентана-Граф», 2016.

Презентация «Сельское хозяйство мира» из 19 слайдов, выполненная учителем к уроку.

Проектор для показа презентации.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

Дидактическая цель: обеспечить формирование новых знаний по теме. Обучающий аспект: продолжить формирование учебно-познавательных компетенций, сформировать знания о мировом сельском хозяйстве и растениеводстве, особенностях его размещения, о мировом разделении труда и специализации стран. Развивающий аспект: продолжить развитие информационных компетенций (использование ИТ-технологий в виде просмотра презентации), наработать умение самостоятельно анализировать, искать и отбирать необходимую информацию (в виде работы с текстом учебника и географическим атласом мира). Продолжить работу над групповой коммуникативной компетенцией и публичным выступлением с самостоятельным оформлением конечного результата. Развивать умение самоконтроля и самооценки.

Воспитательный аспект: продолжить работу над формированием географической картины мира, навыков культуры правильного пищевого поведения – использования растительной пищи в культуре разных стран. Оборудование: политическая карта мира (настенный вариант), учебники, тетради учащихся, раздаточный материал – географические атласы за 10-11 класс, слайд-программа. Функция учителя: изложить новый материал, организовать работу учеников, проверить результативность и усвоение нового материала.

Роль компьютера: обучающая, информационная.

Задача ученика: запоминать новую информацию, принимать активное участие в работе, проверить себя, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе, получить результат.

ХОД УРОКА

1.Начало урока. Организационный момент.

Присутствие, настрой класс на рабочую атмосферу, проверка готовности класса к работе.

2. Мотивационный этап, введение.

Короткое вводное слово по теме урока и актуализация темы путём беседы с учащимися. Ученикам задаются вопросы из повседневной жизни, ответы на которые систематизируются и обобщаются для подведения к основной теме урока.

-Каждое утро мы употребляем определённые напитки. Почему-то среди всего многообразия напитков чаще всего мы употребляем именно эти. В течение дня мы потребляем их по несколько раз.

- Как вы думаете, что это за напитки?

- Почему мы отдаём предпочтение именно им? - Каким общим свойством обладают данные напитки? - Какого происхождения кофе, чай? -Какая отрасль народного хозяйства занимается их производством?

Осуществляется выявление опорных знаний по предыдущим темам раздела с целью обобщения и установления связи с изучаемой на этом уроке темой. В процессе опроса привлекаются знания из смежных дисциплин, которые имеют отношение к теме урока: обществознания, экономики, истории.

 - Учитель просит учащихся сформулировать тему урок и его цель.

3. Изучение нового материала. Информационная компетентность

Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с основными сельскохозяйственными культурами, географией их возделывания. Сельское хозяйство возникло около 10 000 лет назад, когда человек перешёл от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. В древности крестьянин питался тем, что выращивал сам, а горожанин – тем, что поставляли к его столу из ближайших сёл и деревень. Сегодня на нашем столе продукты со всего света, и вряд ли кто-нибудь задумывался о том, какой долгий и сложный путь они проделали, чтобы оказаться на нём. Изучив тему, вы станете более компетентными в данном вопросе.

Демонстрация презентации и сопровождение ее комментариями учителя.

Растениеводство - одна из первых и основополагающих отраслей сельского хозяйства. Ее роль в становлении экономики, да и всего человечества, трудно переоценить. Именно растениеводство является основой продовольственной безопасности любой страны, и от его развития зависит обеспеченность населения продуктами питания.

Растениеводство обеспечивает львиную долю продукции потребляемой населением Земли в современном мире. Оно является основой международного производства и торговли.

Какие культуры являются основными для мирового растениеводства?

Площадь посевов главных зерновых культур, таких как пшеница, кукуруза, рожь, ячмень, овес, рис, занимает более половины всех пахотных земель планеты, а в некоторых странах, таких как Япония, этот показатель доходит до 95%.  

Отрасли растениеводства - главная область растениеводства. Современное сельское хозяйство включает в себя выращивание огромного количества видов растений. В связи с этим отрасли растениеводства также достаточно разнообразны. принято выделять следующие направления:

  • Зерновое хозяйство - производство зерна
  • Садовое хозяйство и виноградарство - выращивание плодовых культур
  • Овощеводство и бахчеводство - выращивание овощей и бахчевых культур
  • Картофелеводство - выращивание картофеля
  • Техническое растениеводство - выращивание технических культур
  • Кормопроизводство - выращивание и производство кормов для животных

Основными выращиваемыми зерновыми культурами в большинстве стран с развитым сельским хозяйством, в том числе и в России, являются:

  • пшеница
  • кукуруза
  • рис
  • рожь
  • овес
  • гречиха
  • ячмень
  • просо

Материал дается последовательно, с доступным к пониманию изложением и дополняется примерами из собственного жизненного опыта, фактами, которые ребята могли получить из средств массовой информации или при разговоре со старшим поколением. Несколько раз изучение нового материала прерывается промежуточным обобщением.

Для полного восприятия учениками информации урока используется работа с текстом учебника и внетекстовыми средствами информации (таблицы, схемы, карты), проводится анализ имеющейся в них информации и ее извлечение из предложенной литературы, картографического источника.

Практическое задание:

Работа в группах – 5 групп. Каждой группе необходимо, используя материал учебника и карт атласа, перечислить растительные культуры своей отрасли и назвать страны-лидеры по их производству:

1 группа – зерновые культуры – стр.152-157, рис.28-30 (стр.154-155); раздаточный материал - атлас за 10-11 класс (стр. 20).

2 группа – масличные культуры – стр. 157; рис.29 (стр.154); раздаточный материал - атлас за 10-11 класс (стр. 20).

3 группа – сахароносные культуры – стр.157, рис. 29, 31 (стр.154-155); раздаточный материал - атлас за 10-11 класс (стр. 20).

4 группа – тонизирующие культуры – стр.157-158 (рис.32), раздаточный материал - атлас за 10-11 класс (стр. 20).

5 группа – волокнистые культуры – стр.158, рис.32 (стр. 156), раздаточный материал - атлас за 10-11 класс (стр. 20-21).

Основные выводы и положения урока записываются в виде конспекта в рабочую тетрадь. Таким образом, урок получается информативным и содержательным, материал актуальным и доступным для усвоения учащимися данной возрастной группы.

Постоянная смена видов деятельности не приводит к утомлению, а связь с жизнью поддерживает интерес у учащихся к изучаемой теме в течение всего урока.

4. Подведение итогов урока.

Заключительная часть урока отводится подведению итогов. Путём краткого диалога между учителем и учеником актуализируются основные положения урока.

5. Рефлексия.

 Учитель оценивает работу учащихся, за основу берётся активность ребят во время урока, правильность и логичность высказываний при ответе. Учащиеся делают самооценку полученных знаний и достигнутых результатов.

6. Домашнее задание:

Проработать текст учебника на стр.150-158, перечислить виды сельскохозяйственных культур-лидеров по каждой изученной подгруппе (5); обосновать мировую специализацию стран по видам с/х продукции с их агроклиматическими условиями; составить прогноз развития мирового сельского хозяйства на ближайшие 10-15 лет.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме: «Сельское хозяйство мира. Растениеводство».»

Сельское хозяйство  10 класс Это отрасль экономики, направленная на обеспечение населения мира продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для легкой промышленности. Включает в себя: 1. животноводство 2. растениеводство

Сельское хозяйство 10 класс

Это отрасль экономики, направленная на обеспечение населения мира продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для легкой промышленности.

Включает в себя:

1. животноводство

2. растениеводство

Оленеводство Яранга — переносное жилище некоторых кочевых народов Севера России. В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение и кладовую. Шкура ОДЕЖДА ЖИЛИЩЕ Яранга

Оленеводство

Яранга — переносное жилище некоторых кочевых народов Севера России. В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение и кладовую.

Шкура

ОДЕЖДА

ЖИЛИЩЕ

Яранга

Оленеводство Кости Шкура Мясо Жир

Оленеводство

Кости

Шкура

Мясо

Жир

Бортничество БОРТНИЧЕСТВО - начальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчел в дуплах (бортях) деревьев для получения меда. Традиционное занятие башкир

Бортничество

БОРТНИЧЕСТВО - начальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчел в дуплах (бортях) деревьев для получения меда.

Традиционное занятие башкир

Бортничество Лесостепь Башкиры имели борти и дуплянки с дикими пчелами. Борть выдалбливают в деревьях на высоте 6-8 метров, диаметром 60-90 сантиметров. При этом используются различные приспособления и инструменты . Во избежание травмирования дерева и с целью создания лучших зоогигиенических условий в жилище пчел убирается только неживая часть древесины.

Бортничество

Лесостепь

Башкиры имели борти и дуплянки с дикими пчелами. Борть выдалбливают

в деревьях на высоте 6-8 метров, диаметром 60-90 сантиметров. При этом используются различные приспособления и инструменты . Во избежание травмирования дерева и с целью создания лучших зоогигиенических условий

в жилище пчел убирается только неживая часть древесины.

Яководство Алтай Яки по своей биологической особенности, хорошо приспособлены к круглогодичному содержанию на пастбищах. Яки - это единственное сельскохозяйственное животное, содержание которого возможно в экстремальных условиях горной зоны. Эти животные не требуют помещений для своего содержания, ухода, кормления, так как круглый год находятся на подножном корме. Мясо яков является высококалорийным, экологически чистым продуктом, его выход доходит до 60%. Родина яка — Тибет. Эксплуатируется в качестве вьючного и мясного животного. В районах разведения употребляется также молоко яка.

Яководство

Алтай

Яки по своей биологической особенности, хорошо приспособлены к круглогодичному содержанию на пастбищах. Яки - это единственное сельскохозяйственное животное, содержание которого возможно в экстремальных условиях горной зоны. Эти животные не требуют помещений для своего содержания, ухода, кормления, так как круглый год находятся на подножном корме. Мясо яков является высококалорийным, экологически чистым продуктом, его выход доходит до 60%.

Родина яка — Тибет. Эксплуатируется

в качестве вьючного и мясного животного. В районах разведения употребляется также молоко яка.

Шелководство

Шелководство

Пушной зверь

Пушной зверь

Разведение скота и птицы

Разведение скота и птицы

Сельскохозяйственные культуры

Сельскохозяйственные культуры

Рожь . Кукуруза Рис Пшеница Ячмень

Рожь

.

Кукуруза

Рис

Пшеница

Ячмень

Крупы Пшенная крупа Геркулес Перловка  Просо Овес Ячмень

Крупы

Пшенная крупа Геркулес Перловка

Просо Овес Ячмень

Как ещё человек использует злаки   Солод  — намоченные и пророщенные семена злаков: чаще всего ячменя. Солод  — продукт здорового питания, который может использоваться как пищевая добавка, для приготовления кваса, питательных напитков, для приготовления хлеба, в выпечке, кроме этого солод можно использовать в косметологии Солод Сорго  выращивается как культурное растение — хлебное, техническое и кормовое. Теплолюбивое, засухоустойчивое, солестойкое травянистое растение, внешне напоминающее кукурузу. Сорго

Как ещё человек использует злаки

Солод  — намоченные и пророщенные семена злаков: чаще всего ячменя.

Солод — продукт здорового питания, который может использоваться как пищевая добавка, для приготовления кваса, питательных напитков, для приготовления хлеба, в выпечке, кроме этого солод можно использовать в косметологии

Солод

Сорго выращивается как культурное растение — хлебное, техническое и кормовое. Теплолюбивое, засухоустойчивое, солестойкое травянистое растение, внешне напоминающее кукурузу.

Сорго

Технические культуры подсолнечник хлопчатник соя кукуруза лён

Технические культуры

подсолнечник

хлопчатник

соя

кукуруза

лён

МБОУ Опалиховская СОШ  Козлова Т.А  учитель географии

МБОУ Опалиховская СОШ Козлова Т.А учитель географии


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас