1. Образовательные:
2. Воспитательные: создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.
3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.
1) Организационный этап. (1 мин.):
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (5 мин.)
3) Актуализация знаний. (5 мин.).
4) Первичное усвоение новых знаний. (15 мин.).
6) Первичное закрепление. (5 мин.).
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.).
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.).
Преподаватель | Студент |
Организационный этап (1 мин) |
- Здравствуйте! Садитесь, я рада Вас видеть, уверена, что наша работа будет успешной. Проверим готовность к уроку, наличие тетрадей, ручек, карандашей. На ваших столах лежит раздаточный материал, к которому в течение занятия мы будем обращаться. - Кто отсутствует на уроке? | Приветствие студентами преподавателя, студентами проверка готовности к занятию. Рапорт об отсутствующих на занятии студентов |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (5 мин.) |
Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент. Просмотр видеофрагмента из кинофильма “Большая перемена” Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? Так о чём сегодня будет идти речь на уроке? Действительно, наше занятие будет связано с взаимоотношениями людей. И тема нашего урока - социальная психология конфликта. Запишите её в учебных листах. Как вы думаете, насколько важна тема занятия для вашей будущей профессии? А чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем занятии? | Ссора, спор, конфликт об отношениях, конфликтах Студенты записывают тему урока в учебных листах. Мы, как будущие специалисты в своей профессиональной деятельности можем встретиться с различными конфликтными ситуациями. Решать конфликтные ситуации. |
Очень хорошо! Теперь сформулируйте основную цель занятия. Согласитесь ли вы, цель урока будет следующей? Запишите ее, пожалуйста. | Студенты формулируют цель, предлагая различные варианты. Цель занятия: Сформировать понятие о конфликтах, их структуре, видах и причинах. |
Какие дисциплины, которые вы проходили ранее пересекаются с темой сегодняшнего урока? На каких дисциплинах вам пригодятся знания полученные сегодня? | Обществознание, основы философии |
Этап актуализации знаний (5 мин.) |
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме. -Молодцы! Вы справились с тестом, оцените свою работу. | Выполнение тестового задания Б Г Г Г Б А |
Первичное усвоение новых знаний (15 мин.) |
Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт”? Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами. Что же такое конфликт? Дайте ему определение из своего личного опыта. Слово “конфликт” происходит от латинского conflictus – столкновение. Вы убедились, что дать полное, исчерпывающее определение, которое отличало бы конфликт от других похожих явлений, непросто. С такими же трудностями столкнулись и учёные-конфликтологи. Как вы думаете, что за наука – конфликтология? Сейчас каждый из вас побывает в роли учёного-конфликтолога и попытается дать определение конфликта Каждая группа в течение двух минут из разрезанных частей составит определение конфликта и предложит его другим. Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее? Какие признаки, элементы конфликта можно выделить? Структура конфликта Основные структурные элементы конфликта. Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники). Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея). Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания). Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины). Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия). стороны конфликта — те субъекты социального взаимодействия (участники), которые находятся в состоянии конфликта; предмет конфликта — то, по поводу чего возник конфликт. Он может быть материальным и психологическим, достаточно значим для участников столкновения, являться фактором, определяющим поведение; мотивы конфликта — внутренние побудительные силы, провоцирующие участие в конфликте; позиции конфликтующих сторон — то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта; конфликтогены, т.е. слова («красные флажки»), действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту. | Ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы Конфликтология – это наука о конфликтах и способах их разрешения. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев). Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан). Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина) Зафиксируйте структуру конфликта в своих учебных листах |
Первичная проверка понимания (10 мин.) |
Физкультминутка |
Причины конфликтов В вашей жизни бывают конфликты? Приведите примеры Упражнение “Копилка” Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…) Причины конфликтов – это рассогласование: Целей, интересов. Взглядов, убеждений. Личностных качеств. Понимания информации. Ожиданий, позиций. Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… Отметьте их в рабочих листах . Упражнение “Снежинки” Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Главное условие – работать молча, не смотря на соседей. Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх). Почему все снежинки получились разными? Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты. Типология конфликтов Какие виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации Так какие виды конфликтов выделяют учёные? А) По степени вовлечённости людей в конфликт: Внутриличностные Межличностные Межгрупповые внутриличностный (интраперсональный) — ролевой конфликт, возникает из-за состояния неудовлетворенного человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанными с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей, низкой самооценкой и стрессов. Чаще всего такой конфликт разрешается самостоятельно или с помощью консультанта-психолога; межличностный (интерперсональный) — наиболее распространенный тип конфликта из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, направленности и потребностей участников взаимодействия, преследующих свои конкретные цели. Встречаются межличностные конфликты вертикальные (учитель—ученик), горизонтальные (коллега —коллега) и смешанные. Эти конфликты обычно разрешаются руководителем — фасилитатором (от англ. — облегчать, помогать, способствовать); между личностью и группой — проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения; межгрупповой — происходит вследствие столкновения интересов различных групп. Для анализа и разрешения двух последних видов конфликтов зачастую приглашают специалистов со стороны — конфликтолога (консультанта) или модератора (от ит. тойегаге— сдерживание, обуздывание, смягчение). | Да. Приводят примеры конфликтов. Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты. Взгляды, интересы, качества внутриличностные, межличностные и межгрупповые) Группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится Ситуации: Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт). Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт). Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт). |
Первичное закрепление. (6 мин.). |
Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма“Большая перемена”, с которого мы начали урок? По проблемно-деятельностному признаку: Педагогические Управленческие Производственные Творческие Политические Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма“Большая перемена”, с которого мы начали урок? По степени остроты противоречий: Недовольство Разногласие Противодействие Раздор Вражда Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма“Большая перемена”, с которого мы начали урок? Значение конфликта Постановка проблемного вопроса: А что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов? Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья. С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений. По словам Маргарет Фоллет, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его надо использовать. | Межличностный Педагогический Разногласие или противодействие Учащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение в учебных листах пишут, беседа |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.). |
Подготовить доклад на тему: «Конфликтология как наука», «Известные конфликтологи», «Поведение в конфликте». Письменная рефлексия (ответьте в тетради на вопросы): Какие мысли и образы приходят вам в голову, когда вы думаете о конфликте? Какие чувства вы испытываете, думая о предстоящем конфликте? | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.). |
А сейчас я прошу вас высказать своё мнение об уроке. Поместите стикеры под одной из надписей. На стикерах нарисовать ваше настроение: Нужно, полезно, интересно, необходимо. Страшно, сложно, неинтересно, обременительно. Бесполезно, бесперспективно, безразлично. | |