СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по внеурочному занятию "Жил на свете добрый рыцарь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие внеурочной деятельности по программе «Рыцари Средневековья»

Тема занятия: Жил на свете добрый рыцарь...

Цель занятия: создать условия для закрепления представлений о жизни средневекового рыцаря, средневековом замке, образе жизни рыцаря;

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по внеурочному занятию "Жил на свете добрый рыцарь"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14»

Педагогический фестиваль «Историко-культурный стандарт: от идеи к реализации»







Номинация №3 «Внеурочная деятельность»

Внеурочное занятие по программе «Рыцари Средневековья» на тему «Жил на свете добрый рыцарь...»





Участник фестиваля:

Колпакова Александра Андреевна

учитель истории и обществознания














Череповец,

2017

Пояснительная записка


Занятие внеурочной деятельности по программе «Рыцари Средневековья»

Тема занятия: Жил на свете добрый рыцарь...

Цель занятия: создать условия для закрепления представлений о жизни средневекового рыцаря, средневековом замке, образе жизни рыцаря;

Задачи занятия:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, по теме «Рыцарский замок», «Воспитание рыцаря», «Рыцарская культура» обобщить материал как систему знаний;

- сориентировать учащихся на гуманистические и демокра­тические ценности, актуализированные при воспитании общей культуры, эстетического восприятия окружающего, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

- содействовать развитию пространственного мышление, умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развитию коммуникативных навыков при работе в группах; развитию познавательного интереса; развитию умения объяснять особенности, закономерности; анализировать, сопоставлять, сравнивать;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: раскрывают смысл понятий: феодальная лестница, замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герб, девиз; знают, на какие сословия делилось средневековое общество; умеют интерпретировать историческую информацию: характеризуют условия и образ жизни феодалов, представляют близкие к действительности картины исторических явлений; дают оценку историческим событиям; грамотно излагают исторический материал для описания и характеристики феодального замка и существующих в нем взаимоотношений;

Метапредметные:

Познавательные: синтезируют учебный материал, осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют использовать иллюстративный материал, владеют смысловым чтением текстов, выделяя главное, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания;

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проявляют способность к волевому усилию, осознают качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности;

Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины успеха в учебной деятельности;

Тип занятия: турнир;

Необходимое оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор;













Турнир начинается с показа на большом экране видеоролика «Ах,эти средние века!»

Голос ведущего за сценой

Ах, эти средние века!

Они глядятся в наши воды,

И мчится времени река,

И улетают в вечность годы.

Но очень часто музыкант,

Склонясь над нотными листами,

Рассыпет памяти талант,

Забывшись средними веками.


Вступительное слово учителя. Добрый день, милостивые дамы и благородные рыцари! Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые взрослые! Сегодня мы присутствуем на знаменитом состязании самых наиумнейших и благороднейших рыцарей Европы. Нам с вами предстоит перенестись в Средневековую Европу и на один день побывать рыцарями и прекрасными дамами. Сегодня у нас «Рыцарский турнир» и на него собрались самые знаменитые и благородные рыцари из знатных семейств, все они хотят испробовать свои силы, показать свою ловкость, смекалку и свои знания. А сферой приложения своего ума они выбрали самую интереснейшую науку-историю - страну удивительных событий, неожиданных поворотов. Путь к победе будет нелёгок, на пути их поджидают каверзные вопросы, серьёзные задачи, опасные приключения. Так давайте пожелаем им доблестного сражения, успеха и побед!






Ведущий 1

Сражение сейчас начнется непростое:

Стремясь завоевать победу,

Вы копья будете ломать

Лишь в интеллектуальном поединке,

Вести который будем мы – герольды.

А чтоб турнир не превратился в драку,

А рыцари – в разбойников с большой дороги,

У нас есть строгий суд, который может

В мгновенье ока первенство отнять

И передать достойному.

Ведущий 2: Дорогие друзья! Судить наш турнир любезно согласились милые, очаровательные и обаятельные дамы, которые вошли в жюри и достойнейшие рыцари, которые завоевали уважение своей рыцарской доблестью. А чтобы наш турнир был более объективным, мы хотели бы пригласить добровольца из числа наших многоуважаемых гостей! Пожалуйста, присоединяйтесь! (ПАУЗА)

Прекрасно, жюри сформировано, у каждого из них есть специальный лист оценивания наших команд, который поможет им найти достойнейшего из достойнейших!

Ведущий 1. Представляем вашему вниманию команды! Чтобы сэкономить наше драгоценнейшее время, мы заранее поделили участников нашего турнира на две команды, у каждой из которой было домашнее задание, какое именно – узнаем чуть позже!

Команда «Щит и меч!» (кланяются)

Команда «Юные сердца» (кланяются)

А сейчас по традиции рыцари перед турниром дают клятву.

Клянемся в рыцарском турнире победить,

Клянемся смелыми, отважными мы быть.

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться.

Верным своей даме быть,

Званье рыцаря добыть.

Клянемся рыцарями быть.

2 Ведущий: Я думаю, что среди вас есть настоящие рыцари: умные и сильные, ловкие, смелые, великодушные.

1 Ведущий: И сегодня мы увидим, какая же команда будет достойна этого звания. Мы начинаем рыцарский турнир. (фанфары)

1 тур. Геральдический

2 Ведущий: Будьте смелы и активны! Ответ можно озвучить только при помощи поднятой вверх руки. Выкрикивание, подсказки не допустимы, все это пресекается штрафными баллами. Будьте бдительны!

1 Ведущий: Итак, мы начинаем! Что же это за наука Геральдика? (Геральдика это наука изучающая гербы )

2 Ведущий: Для чего нужны гербы, которые были у каждого рыцаря и помещались на его одежде и вооружении? (Для красоты, а также чтобы отличить союзника от противника во время боя, ведь рыцари закованы в железные доспехи)

1 Ведущий: Что означал помещённый на гербе опущенный меч? А поднятый меч? (Опущенный - мир, поднятый – оборона )

2 Ведущий: Что означает слово герб в переводе с немецкого? (Наследство)

1Ведущий: Где обычно помещался герб в экипировке рыцаря? (На щите и плаще). Благодарим команды за ответы, жюри начинает подсчитывать баллы!

2 Ведущий: Поскольку наш турнир проходит на всеобщее обозрение, включает множество гостей и зрителей, почему бы нам любезно не пригласить наших многоуважаемых гостей к участию в следующем задании.

1 Ведущий: Сейчас каждая команда обоснует свой командный герб. Это было их домашнее задание, на это у них ровно по 2 минуты. Наши гости тоже могут составить свой герб, для этого мы любезно предоставим им шаблоны, которые можно раскрасить и дополнить по своему усмотрению.

Пожалуйста, команда «Щит и меч» вам слово. (Защищают герб) Спасибо, слово команде «Юные сердца». (защищают герб).

2 Ведущий: Спасибо, ребята! Вы проделали серьезную работу, жюри беспристрастно оценило каждую из команд! Уважаемые гости, пожалуйста, не стесняйтесь, ваши работы тоже могут быть номинированы на специальный приз! Для оценивания ваших работ, сдайте их нашему независимому эксперту!

2 тур. Интеллектуальный.

Ведущий 2. Сегодня мы говорим об эпохе рыцарства, эпохе, воспетой в рыцарских романах.

            Там, где руины между скал

            Казались дикими камнями,

            Бойниц раздвинулся оскал,

            И плещет рыцарское знамя.

 

            И вот на берегу речном

            Не цепкий терн, не хмель косматый –

            Опоры каменных хором,

            Суровых башен строй зубчатый.


Так описал Вальтер Скотт замок Кэдьо. Итак, замок, если верить словарям,  – это укрепленное жилище феодала. Посмотрим, сумеют наши знатоки захватить замок. Просим по 2 человека от команды. Интеллектуальный тур мы назвали «Штурм замка». Каждой команде необходимо ответить на 3 вопроса.


Ведущий 1.

  1. Что означает слово «рыцарь»? (конный воин, всадник.)

  2. Какого происхождения слово «рыцарь»? (немецкого)

  3. Кто такие герольды? (специальные глашатаи, занимались организацией турнира)

  4. С какого возраста начиналось обучение рыцаря? (с 7 лет)

  5. Как называлось башня в замке феодала, которая являлась его жилищем? (Донжон).

  6. Как называлось место проведения турнира? (ристалище).


Ведущий 2. Замечательно, ответы команд оценены, переходим в следующий тур!

3 Тур. Историческая личность

Ведущий 1. По отрывку командам необходимо определить, о какой исторической личности идёт речь. Не забывайте о правилах нашего турнира, это поможет вам сохранить и приумножить призовые очки!

Итак:

1. О храбрости и отваге его слагали легенды, и были у него верные рыцари, которых потом назвали рыцарями «Круглого стола». (Артур-вождь бриттов).

2. О нём сложено много песен. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя….(Карл Великий).

3. Этот король хотел всех превзойти славой, но преуспел в умении наживать себе врагов. Хотел взять Иерусалим, но взял только Акру, а затем сам попал в плен к немецкому императору. (Ричард Львиное сердце).

Ведущий 2. Прекрасно, наши команды в прекрасной форме! Но не будем сбавлять обороты!

4 Тур. Каким должен быть рыцарь?

Ведущий 2. - Наши доблестные рыцари сегодня сражаются интеллектуально, а милые дамы расскажут о том, какими должны быть рыцари. Каждая из милых дам должны назвать по три важных качества рыцарей за 10 секунд, не повторяя тех качеств, которые назвала ваша соперница.

(Идет словестный-батлл)

Ведущий 1. Спасибо, милые дамы! Вы как всегда неотразимы!


5 Тур. Секретный ключ

Ведущий 1. Теперь нашим доблестным воинам придется найти секретный ключ к решетке ворот замка, который они так тщательно штурмуют! Для этого им необходимо разгадать кроссворд, при этом доказать еще раз свои интеллектуальные способности! Итак, времени ровно 5 мин!

Ведущий 2. Пока наши команды разгадывают кроссворд, нашим многоуважаемым гостям ТОЖЕ предстоит решить замысловатую головоломку.

Из приведенных слов и словосочетаний составьте определение исторического термин и назовите его. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.д. Время 2 минуты, начинаем! (Показывается слайд)

3. Обязанность, зависимый, выполнять, принудительный, крестьяне, по, сеньор, отношение. (Принудительные обязанности, выполняемые зависимыми крестьянами по отношению к сеньору – повинности)

Ведущий 1. Замечательно! Наши многоуважаемые гости ни на шаг не уступают доблестным рыцарям! Спасибо! Команды сдают свои кроссворды нашему неподкупному жюри! А мы раскрываем ключ для нашей решетки - это слово ГРААЛЬ.

(Жюри подводит итоги. Звучит фонограмма средневековой музыки)

Ведущий 2: Вот и закончился наш рыцарский турнир. Сегодня вы почувствовали себя рыцарями и теперь можете сказать о себе словами поэтессы Юнны Мориц:

И я была, как остальные,

Пуды носила я стальные-

Кольчуги, латы и шеломы-

Железо с прорезью для глаз

(Смотри научные альбомы,

Историю за пятый класс).

Внимая вражескому крику,

Я поднимала эту пику

И этот меч над головою,

Внимая вражескому вою.

И только юноше понять,

Как это можно все поднять –

Не раз, не два, а сколько надо,

В железной битве, и в пекле ада,

В крови средневековых лет,

Где мог быть истинным поэтом

Лишь рыцарь, воин и атлет.

Между колечек, скреп, застежек

Немало потайных дорожек

Находит гибель − ей видней.

Имей любовь на этот случай.

Средневековье – наилучший

Раздел, где сказано о ней!


Ведущий 1. Еще раз сердечно благодарим всех наших благородных рыцарей, милых дам, многоуважаемых гостей за участие в нашем мероприятия. Слово для подведения итогов предоставляется нашему достопочтенному жюри!

Подведение итогов – слово жюри

Ведущий 2. Поздравляем с победой команду «.........», а главный приз нашего турнира – отметку 5 по истории или обществознанию на выбор вручается обоим командам, и даже ведущим, и, конечно же, жюри!


Ведущий 1. Для вас готовили мероприятие ученики и ученицы 6и,л,з классов и Александра Андреевна! Поклон.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!