СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Полные и краткие страдательные причастия" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Полные и краткие страдательные причастия" 7 класс»

Учитель

Ученики

1.Здравствуйте ребята.

-Садитесь на места.

-Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас гости. Постараемся показать себя с лучшей стороны.

-Я рада видеть Вас. Давайте улыбнемся друг другу. Есть такая фраза; «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе» (слайд 1 смайлик)



2.Запишите число 24 октября и Классная работа.


3. Ребята наш урок мы начнем с загадки.

-Давайте отгадаем ее. Я читаю. Слайд №2

-О чем эта загадка?

-Абсолютно верно.

-Ребята эпиграфом к нашему уроку послужат слова М.В.Ломоносова

-Скажите, а вы знаете, что такое эпиграф?

-Хорошо, спасибо.

-давайте прочитаем эпиграф?

-Скажите, о чем эпиграф?

-Как ты думаешь, что значит служит сокращением человеческого слова. Значит причастия делают нашу речь какой?

-А что значит заключает в себе имени и глагола силу?



О причастии




Диана Шибанова (это основная мысль)


Читает




Краткой, лаконичной, простой, более понятной


Образуются от прил и глагола

4. Ребята мы сегодня продолжим с вами изучение причастий. Но в начале я предлагаю вам вспомнить, что нам уже известно об этой части речи.

-Для этого я прошу 2х человек поработать у доски

2)выполнить морфемный разбор Арсений

2)пунктуационный со схемами Тася К


5.Ну а с остальными будем вспоминать, что мы уже знаем о причастии.

-Что такое причастие? Саша Л

-Чем является в предложении, как выделается?

-Какие группы причастий нам известны?

-Назовите суффиксы

страдательных- нас.вр ем,ом,им,

прош.вр нн, ен, т Катя Ч


Действительных- нас.вр ущ,ющ, ащ, ящ, прош.вр вш, ш Мира




определением

6. Давайте вспомнит, что такое по?

Давайте проверим ребят у доски.

Морфемный разбор. Читаю слова.

Летящий, лебединый, игравший, заморские, налетевший, морозные.

Есть замечания? А у меня есть?

Что…забыла выделить?

Кто выйдет дополнит основу?

Ребята, не забывайте, что основу мы всегда выделяем. (оценить морфемный разбор)

Отвечает Аня Ив

7.Проверяем пунктуационный разбор.

-Согласны с постановкой запятых?

-Объясняй в каком случае ставим запятую, в каком нет. Молодец все правильно оценка 5)


8. Итак. Мы уже многое знаем о причастии. Сегодня продолжим его изучать.

Я прошу Вас обратить внимание на слова морфемного разбора.

Скажите на какие группы можно выделить эти слова?

-Докажи.

-Ребята, вы согласны, что мы на 2 группы разделили?

Эти части речи очень часто путают.

Как вы думаете почему их путают?






Прилагательные и причастия

Называют суффиксы причастий и прилагательных.



Одинаковый вопрос, морф.признаки, одинаково подчеркиваются, зависят от сущ.

9. Ребята, когда мы больше с вами узнаем о причастии, о его правописании, могут появиться трудности, которые мы начнем решать уже сегодня. Учиться решать.

Для этого перенесемся в таинственный сказочный лес ( слайд) на болото, где живут различные сказочные герои. Эти жители обладали пытливым умом. Им все на свете было интересно. Однажды они написали письмо старинному другу и между ними разгорелся спор.

-Какая часть речи отвечает на лягушачий квакающий вопрос. (Каков, Какова, каково, каковы).

Письмо было наполнено яркими, событиями, эмоциями. Вот только рассорились наши герои из-зп слов: приятен, красив, интересны, ласков, сильна.

-Мы можем помочь решить им этот вопрос? Что нужно сделать? В какой форме слова перед нами?

Значит необходимо перевести краткую форму в полную. Давайте поработаем у доски. Кто желает?

Стираем с доски. В столбик выпишем первые три слова в краткой форме, которые нам преобразовать в полную.

(не забудьте проговаривать вопросы к словам).

Можешь сделать вывод. Какая часть речи перед нами?

Давайте посмотрим, что слова обозначают?

Значит какой вывод делаем?

-Тогда что же за часть речи использовали в своем письме жители болота?

Молодцы, думаю жители болота останутся нам благодарны.




















В краткой


Аня Ившина



Отвечает, образует из краткой полную.

Приятен каков-приятный

Красива какова-красивая

Интересны каковы-интересные



Признак предмета.

Перед нами прилагательное.


Краткие прилаг

10. СМС приходит.

Ребята, нам только что пришло письмо от главной жительницы болота-лягушки. Кто прочитает?

Слайд

В данном письме есть слова, похожие по форме на те, которые мы сегодня уже говорили?

Назовите их.

Данные слова в какой форме даны?

Как думаете, что с ними нужно будет сделать?

Катя В у доски.

Давайте так же возьмем первые 3 слова в столбик.

Ребята, пока пишите подумайте какая перед нами сейчас часть речи?

Катя, скажи какую часть речи лягушка использовала в письме? Почему.









Наглажены, обмыты, вытерты….

В краткой

В полную



Прибрана (какова)- (какая) прибранная

Застелен Каков) – (какой)застеленный

Обшиты (каковы)- (какие)обшитые


Кр причастия, в значении есть действия.

11. Какая тема урока у нас сегодня будет?

Правильно. Слайд темы.

Давайте запишем в тетради. Краткие причастия.

Сегодня мы продолжим говорить о причастиях и рассмотрим новую пока для нас форму причастия-краткую.

Переход к листочкам задач.

Итак. Скажите, пожалуйста, что по теме урока необходимо узнать?

Слайд Смайл

Листочки на доску. Проговорить все задачи.

Мы с вами стоим на пути к выполнению первой задачи.

Скажите как же все таки отличить кр.прил от кр.прич?

Слайд правило КАКОВ. Объяснить по слайду (есть действие, нет действия)

-Скажите первую нашу задачу отличие кратких прил от крат прич мы частично выполнили? +

-Для того, чтобы выяснить какими морф.признаками обладают причастия и прилаг, я попрошу вас выделить окончание у тех и других.

Ученик к доске.

Пока выделаете, думайте какими же мор.признаками будут обладать кр.причастия.

Что у нас показывает на морф.признаки?

-В чем отличие написания полной формы от краткой.

Что сообщают нам эти окончания?

(показываю на слово застелена и род, число)

А еще чем? (пример мн.ч и ед.ч обшит-обшиты)

Вывод: Какими морф.признаками обладают кр.причастия?

Можем поставить +


Краткие причастия






1)Какой вопрос задать=син.роль

2)Как отличить от прилагательных

3)морф.признаки

4)как будем записывать=суффиксы

5)научиться их употреблять



По действию













Окончание,

В краткой одна буква, в полной 2 в окончании.





Родом и числом


12. Еще раз посмотрите на доску. Причастия какого вида мы использовали? (суффиксы страдательного называю)

Правильно. Только страдательные причастия могут образовывать краткую форму. Действительные этого делать не умеют.

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

13.Физминутка. Я думаю пришло время отдохнуть. Из сказочного леса нам пришло видеопослание. Встаньте.



14. Теперь посмотрите снова на доску и скажите: Есть ли разница в написании краткой и полной формы? Обратите внимание на суффиксы.

Давайте узнаем когда пишется одна н, а когда 2 нн.

Для этого пододвиньте к себе белые листочки с правилом. Прочитайте его. Сформулируйте вывод.

Давайте попробуем выполнить задание номер 1 на карточке по образцу. Ученик 6.

Какие морф.признаки нам здесь встретились?

В каком роде стоит?





В кратком одна н, в полном нн






Выписывают словосочетания.

Изобретенный прибор-прибор изобретен

Выделяет суффиксы, род (над краткими подписываем), число.

Прочитанная книга (суффикс нн)-книга прочитана

15. Краткие причастия часто используют в речи. Мы тоже будем их использовать. Поработаем с заданием номер 2 на карточке.

Прочитаем текст.

У аккуратного ученика…..

Ученик к доске

Сейчас мы с вами узнаем синтаксическую роль кр.причастий.

(Начни с грамм.основы. найди подлежащее, задай вопрос.)

Каким членом предложения будут являться краткие причастия?

Син.роль+

Что нового сегодня мы узнали на уроке?

Сейчас предлагаю вам выполнить небольшую с/р ( Слайд)

-Распределите слова в 2 столбика

-Поменяться с соседом по парте

-Сравнить с образцом на слайде

-У кого одна, две,три ошибки?

-Не переживайте

Мы сегодня только начали изучать краткие причастия.








Все в тетрадях, один у доски.



Волосы (каковы)-причесаны


Сказуемым


К задачам

16. В начале урока перед нами стояло несколько задач.

Давайте сверим, какие нам удалось выполнить.

1.действие

2.морф.признаки

3.синт.роль

4,5 ! На правописание и употребление нужно больше времени, чем 1 урок, поэтому мы эту тему будем более подробно изучать в дальнейшем.


17. Ребята, вы сегодня помогли жителям болотам. Им тоже интересно узать о ваших успехах.

Слайд Рефлексия

Кто желает ответить.

Я дума, каждый выбрал для себя вопрос и проговорил в своей голове.

Нам осталось записать .дз

Ребята, я благодарю вас за работу на уроке, всем отвечающим будут выставлены оценки.

Большое спасибо, можете быть свободны.




На доске.


1 ученик

летящий, лебединый, игравший, заморские, налетевший, морозные.

Арсений

2 ученик

Река, огибавшая берег, уходила в горы.

Наступает золотая осень, приносящая дожди.

Не закрытая тучей заря освещала окно.

Тася К

3 ученик

Приятен (каков)- (какой) приятный

Красива (какова)-(какая)красивая

Интересны (каковы)- (какие)интересные

Аня Ив

4 ученик

Прибрана (какова)- (какая) прибранная
Застелен Каков) – (какой)застеленный
Обшиты (каковы)- (какие)обшитые

Катя В

5 ученик выделяет у прил и прич окончания

6 ученик

Работает с заданием №1 на карточке (род, число, суффикс, окончание)