СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно." (02.10.2017)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок общеметодологической направленности.  Преследует цель  - научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий перевода целых десятичных чисел в различные системы счисления.

Содержательная: научить обобщению, научить видению полученных знаний в структуре общего курса информатики,  их связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Просмотр содержимого документа
«2017.10.02 Открытый урок по теме Перевлд целых чисел в систему счисления с основанием q и обратно »

8 класс


Тема: Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно.


Вид учебного занятия: урок общеметодологической направленности.

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий перевода целых десятичных чисел в различные системы счисления.

Содержательная: научить обобщению, научить видению полученных знаний в структуре общего курса информатики, их связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.


Деятельность ученика:

Аналитическая:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

  • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

  • анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную, n- ричнные) и обратно.


Оборудование: Доска, мультимедийный проектор, дисплейный класс.


Ход занятия:


Этапы урока

Содержание

Время

1. Самоопределение.

Приветствие

1




2. Постановка учебной задачи, целей урока.

Обсуждение цели урока:

Уметь выполнять перевод целых чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием q и обратно

Формулирование темы урока:

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно


3


3. Повторение пройденного материала.


1. Работа с классом, группами и индивидуально.


2


4. Реализация выбранного проекта.


Выполнение заданий в группах по 2 человека на бланках (Приложение 2)

Задания уровня А

1. Тест.

2



5. Этап проверки по эталону Задания уровня А. (Приложение 2)


Демонстрация презентации с эталонным решением (Приложение 5) и самопроверка

Критерии оценивания

«5» - 8 задний

«4» - 6 - 7 заданий

«3» - 4 -5 заданий

«2» - 0 - 3 заданий


3


6. Работа у доски

Практическая работа. Перевод чисел из 10 сс в q – ричную и обратно.

3

7. Динамическая пауза

Ребята совершают гимнастику, которая позволят снять физическое и умственное напряжение.

2

9. Домашнее задание

п 1.1, выучить таблицу по учебнику «Информатика 8» Выполнить задания, прикрепленный файл на «Школьном портале,

2

Задания уровня В

Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую, не используемую в компьютере.

Два варианта:

1 вариант с 1 по 5 задание

2 вариант с 6- 10 заданее.

12

Задания уровня С (Приложение 3)

Для тех кто выполнил задания В, выдается Задание С.


Итоги теста, подведение итогов урока

Итоги выполнения теста и работа на уроке.

3

8. Этап рефлексии деятельности

Ответы на вопросы:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • меня удивило…

6

Лист самоконтроля

1.____________________________________________

2.____________________________________________


Задание/Уровень

Баллы

Уровень А

1

Тест


2

Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую.


3

Заполнение и дополнение кластера.


Уровень В

4

Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую, не используемую в компьютере






Итого





Приложение 1

Системы счисления





позиционные

непозиционные





примеры:

1.

2.

десятичная




другое основание




двоичная,



системы счисления, используемые в компьютере






Пример перевода числа из десятичной системы счисления:



Пример перевода числа в десятичную систему счисления:












Приложение 2

Задания уровня А


  1. Тест


  1. Системой счисления называют:

а) алфавит;

б) способ представления чисел; 

в) знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. 

г) набор чисел в определенной последовательности


  1. Системы счисления делятся на:

а) четные и нечетные; 

б) позиционные и непозиционные; 

в) троичные, семеричные, десятичные;

г) двоичные, восьмеричные, шестнадцатеричные


  1. В восьмеричной системе счисления присутствуют символы:

а) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; 

б) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; 

в) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;

г) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С,D, E, F


  1. В шестнадцатеричной системе счисления присутствуют символы:

а) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16;

б) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;

в) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F; 

г) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, А, В, С, D, E, F


  1. В двоичной системе счисления присутствуют символы:

а) 1, 2;  б) 0, 1; 

в) а, в; в) все перечисленные


  1. Римская система относится к:

а) непозиционной системе; 

б) позиционной системе


  1. Десятичная система относится к:

а) непозиционной системе; 

б) позиционной системе 


8. Следы какой системы счисления сохранились в чередовании месяцев года:

а) десятичной; 

б) двенадцатеричной; 

в) двоичной;

г) восьмеричной



«5» - 8 заданий

«4» - 6 - 7 заданий

«3» - 4 -5 заданий

«2» - 0 - 3 заданий

































Задание С.

1) Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 49;
б) 156;
в) 2.

Решение:


2) Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 110012;
б) 338;
в) 1C216.

Решение:


3) Переведите числа из десятичной системы счисления в троичную, пятиричную системы счисления.

а) 49;
б) 156;
в) 2.


4) Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 12013;
б) 437;












Приложение 3

Памятка




Приложение 4


Приложение 5

Слайды презентации


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к открытому уроку»

Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Правила перевода целых десятичных чисел

в систему счисления с основанием q и обратно.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Единицы измерения информации Системы счисления Математическая логика Алгоритмы и программирование.
  • Единицы измерения информации
  • Системы счисления
  • Математическая логика
  • Алгоритмы и программирование.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

(0 или 1) ( 8 бит) (1024 байт) (более миллиона) (более миллиарда) (более триллиона)

(0 или 1)

( 8 бит)

(1024 байт)

(более миллиона)

(более миллиарда)

(более триллиона)

Итак Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Цифры - знаки, при помощи которых записываются числа. Алфавит - совокупность цифр системы счисления. Система счисления Непозиционная Позиционная Римская Десятичная Двоичная Шестнадцатеричная Восьмеричная В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде: A q =±(a n–1  q n–1 + a n–2    q n–2 +…+ a 0    q 0 + a –1    q –1 +…+ a –m    q –m ).

Итак

Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел.

Цифры - знаки, при помощи которых записываются числа.

Алфавит - совокупность цифр системы счисления.

Система счисления

Непозиционная

Позиционная

Римская

Десятичная

Двоичная

Шестнадцатеричная

Восьмеричная

В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:

A q =±(a n–1q n–1 + a n–2q n–2 +…+ a 0q 0 + a –1q –1 +…+ a –mq –m ).

Таблица соответствия 10-х, 2-х, 8-х и 16-х чисел от 1 до 16 Десятичная система Двоичная система 1 Восьмеричная система 1 2 Шестнадцатеричная система 1 10 3 4 1 2 11 5 100 3 2 3 6 4 101 5 4 7 110 5 6 111 8 9 6 7 1000 10 1001 7 10 8 11 1010 11 9 12 1011 12 A 13 13 1100 1101 14 14 B C 15 15 1110 1111 16 16 D E 17 10000 17 F 20 10001 18 10 21 10010 11 22 12

Таблица соответствия 10-х, 2-х, 8-х и 16-х чисел от 1 до 16

Десятичная система

Двоичная система

1

Восьмеричная система

1

2

Шестнадцатеричная система

1

10

3

4

1

2

11

5

100

3

2

3

6

4

101

5

4

7

110

5

6

111

8

9

6

7

1000

10

1001

7

10

8

11

1010

11

9

12

1011

12

A

13

13

1100

1101

14

14

B

C

15

15

1110

1111

16

16

D

E

17

10000

17

F

20

10001

18

10

21

10010

11

22

12

Двоичная арифметика Арифметика двоичной системы счисления основывается на использовании следующих таблиц сложения и умножения:  + 0 0 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 10 1 Арифметика одноразрядных двоичных чисел Арифметика многоразрядных двоичных чисел Умножение и деление двоичных чисел

Двоичная арифметика

Арифметика двоичной системы счисления основывается на использовании следующих таблиц сложения и умножения:

+

0

0

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

10

1

Арифметика одноразрядных двоичных чисел

Арифметика многоразрядных двоичных чисел

Умножение и деление двоичных чисел

Вариант 1 (1-5) Вариант 2 (6-10)

Вариант 1 (1-5)

Вариант 2 (6-10)

сегодня я узнал (а)... было трудно… я понял (а), что… я научился (ась)… я смог (ла)… меня удивило…
  • сегодня я узнал (а)...
  • было трудно…
  • я понял (а), что…
  • я научился (ась)…
  • я смог (ла)…
  • меня удивило…