Урок по теме "Простые и составные числа". 5-й класс
Цели урока:
знакомство с понятием “простые и составные числа”;
развивать качества мышления: логику мышления, рациональность;
активизировать мыслительную деятельность различными формами работы;
воспитывать математическую культуру;
формировать интерес к предмету;
создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
развивать навыки самостоятельной деятельности, умения совместной деятельности.
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями “простые и составные числа”. (Запись темы урока).
2.Актуализация опорных знаний.
1. Напишите пять чисел, кратных числу: 1) 9; 2) 14; 3) 36.
Решение.
1) кратные 9: 9, 18, 27, 36, 45;
2) кратные 14: 14, 28, 42, 56, 70;
3) кратные 36: 36, 72, 108, 144, 180.
2. Напишите какое либо число, являющееся кратным чисел:
1) 9 и 3; 2) 2 и 7; 3) 15 и 25.
Решение.
1) кратное 9 и 3: 9; 2) кратное 2 и 7: 14; 3) кратное 15 и 25: 75.
3. Запишите все:
1) нечетные значения х, при которых будет верным неравенство 533
2) четные значения х, при которых будет верным неравенство 831
4. Вместо звездочки поставить цифру так, чтобы получилось число, кратное 3 (рассмотрите все возможные случаи):
1) 51*32; 2) 13*273; 3) 7*04.
Решение.
1) 51*32 (сумма данных цифр 11), 51132, 51432, 51732;
2) 13*273 (сумма данных цифр 16), 132273, 135273, 138273;
3) 7*04 (сумма данных цифр 11), 7104, 7404, 7704.
5. Из чисел 2736; 4582; 5271; 3456; 96 435; 28 719 выпишите те, которые делятся нацело: 1) на 9; 2) на 9 и 2; 3) на 9 и 5.
Решение.
1) делятся на 9: 2736, 3456, 96 435, 28 719;
2) делятся на 9 и 2: 2736, 3456;
3) делятся на 9 и 5: 96 435.
6. (Дополнительный) Напишите все значения х, кратные числу 4 и 3, при которых будет верным неравенство 24
Решение.
х = 36.
3.Актуализация знаний.
1. Используя слова «делится» или «кратное» и «делитель», что можно сказать о равенстве?
21= 3·7, Д(21)={1,3,7,21}
21=1·21.
2.Найдите делители чисел
I вариант 19, 16, 23,63. ( раздать листочки)
I вариант 15, 17, 31, 42. (проверить по листочкам)
Молодцы!!!
Числа | Их делители | Их количество |
19 | 1, 19 | 2 |
16 | 1,2,4,8,16 | 5 |
23 | 1, 23 | 2 |
63 | 1, 3,7, 9,21, 63 | 6 |
15 | 1,3,5,15. | 4 |
17 | 1,17 | 2 |
31 | 1, 31 | 2 |
42 | 1,2,3,6,7,14,21,42 | 8 |
-Что общего между данными числами и их делителями?
- Числа имеют по 2 делителя (единицу и само число) или больше 2 делителей.
- Итак, на какие группы разобьём эти числа?
-Числа, имеющие 2 делителя и больше двух делителей.
-Числа первой группы называются простыми, а второй - составными.
-Сформулируйте вывод.
-Формулируют определение, т.е. «открывают» новое знание.
-Запишите тему: «Простые и составные числа»
Какова наша цель урока? Какую работу мы сегодня должны провести?
-Найти способы, как быстро определить простые и составные числа.
-Итак, какие числа называются простыми?
- Натуральные числа, которые имеют 2 делителя называются простыми.
(показать схему) Простые числа: два делителя ( 1 и само число) ***
-Какие числа называются составными?
-Натуральные числа, которые имеют больше двух делителей
-( показать схему) Составные числа: больше ДВУХ делителей **
-Какие из чисел являются простыми, какие составными?
-19,23,17,31. 16,15,63,42
4.Первичное закрепление знаний:
1)(Работа с интерактивной доской)
Перед вами две подписанные корзины «Простые» и Составные числа», Предложены числа: 867,385,347,229,36,37,876,991,454,77. Соберите их в нужные корзины. (Учащиеся по очереди выходят и «перетаскивают» числа)
2) работа по упражнениям из учебника ( с помощью таблицы простых чисел)
5. Отработка понятий при решении упражнений.
№344(самостоятельно, с озвучиванием результата)
Какие из чисел 163, 261, 271, 447, 457, 458 являются простыми?
№345 (работа в парах с обсуждением и озвучиванием результата)
а) Найдите первое трехзначное число, являющееся простым.
б) Определите, сколько простых чисел в третьей сотне.
3)индивидуальная работа по карточкам с самопроверкой:
1 вариант
Есть ли среди данных чисел простые? Выпишите их.
а) 1,11,21,31,41,51,61,71,81,91
б) 9,19,29,39,49,59,69,79,89,99
2 вариант
2,12,22,32,42,52,62,82,92
б)7,17,27,37,47,57,67,77,87,97
(ответы высвечиваем на экране:
1вариант: а) 11,31,41,61,71,
б)19,29,59,79,89
2вариант: а) 2
б)7,17,37,47,6797)
3) Во время проведения индивидуальной работы особо мотивированному ученику дается карточка: задача-исследование: (с последующей проверкой результата)
6. Домашнее задание: №347,348
7. Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока:
Чему научились? Что показалась трудным на уроке? Как вы считаете, достигли мы поставленной цели на уроке?
Учитель выставляет оценки за урок, учитывая работу на каждом этапе урока.
Учитель: А теперь выбирете тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце нашего урока. (Учащиеся выбирают смайлики и поднимают их)