СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Работа над вариациями в младших классах на уроках специального фортепиано"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по предмету "Специальность и чтение с листа" с обучающейся 2 класса отделения специального фортепиано Логачевой Софией. Тема урока: "Работа над вариациями в младших классах на уроках специального фортепиано".

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Работа над вариациями в младших классах на уроках специального фортепиано"»



План-конспект открытого урока

по предмету: "Специальность и чтение с листа"

с обучающейся 2 класса отделения специального фортепиано

Логачевой Софией

ОБОУ ДО "Медвенская детская школа искусств"

преподавателя Калуцкой Натальи Алексеевны

Тема урока: «Работа над вариациями в младших классах на уроках специального фортепиано»

Цель урока: закрепление практических навыков и их применение в вариациях на русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

Задачи:

Обучающие: - развитие навыков образного мышления;

- передача содержания музыки;

- осознание целостности в произведениях крупной формы. Воспитательные: - создание на уроке свободной творческой атмосферы как основы развития коммуникативных качеств учащегося. Развивающие: - расширение кругозора учащегося;

- пробуждение его творческого воображения;

- развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления.

Форма урока: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы:

-словесный

- практический

- метод показа

- развития логического и ассоциативного мышления

Применение педагогических технологий:

  • здоровьезберегающая;

  • игровая;

  • технология личностно-ориентированного обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Музыкальный материал:

  • Упражнение Ш.Ганона «Рыбак» (из сборника «Пианист-виртуоз», часть 1, №2.), гамма Фа Мажор;

  • И.Иордан «Охота за бабочкой»;

  • Ю.Барахтина Вариации на р.н.п. «Во саду ли, в огороде»;

  • Чтение с листа: Р.н.п. « По малину в сад пойдём»

План урока:
I. Организационный этап:
1) приветствие;
2) сообщение темы урока и цели.
II. Основная часть урока:
1) работа над упражнениями и гаммой;
2) работа над произведениями;

III. Заключительный этап:
1)итог урока;
2)домашнее задание;
3)рефлексия.

Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока, настрой обучающейся.

Педагог: - Соня, сегодня на уроке мы будем работать над крупной формой, а в частности над вариациями. Что такое «вариации»?

Учащаяся: - Слово вариация означает изменение, вариант. Вариации - это музыкальное произведение, в котором есть тема и ряд вариаций.

Работа над произведениями крупной формы является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое образно - звуковое мышление и владение формой. С младших классов произведения крупной формы входят в обязательную программу ДШИ. При этом задача педагога не только ознакомить ученика с различными произведениями композиторов - классиков, их музыкальным стилем, характерным для той или иной эпохи, но и научить понимать внутренний, глубинный смысл музыки.

В чем же состоит сущность крупной формы? Слово «крупная» подразумевает больший по сравнению с мелкими формами объем. К крупным формам относятся вариации, рондо и конечно же форма сонатного allegro, которая является наиболее сложной в плане исполнительства. Чтобы в будущем подготовить ученика к осмысленному исполнению сонат, с детьми младшего школьного возраста следует начинать с наиболее простой и доступной для понимания ребенка формы. Такой формой среди крупных форм являются вариации.

II. Основная часть урока.

Педагог: - Сегодня на уроке на примере Вариаций на р.н.п. «Во саду ли, в огороде» мы разберем работу над вариациями. Прежде чем начать работу над ними, мы с Соней сделаем подготовительные упражнения, сыграем гамму и повторим пьесу, чтобы разогреть ручки и настроиться на работу.


II. Основная часть урока.

Подготовительные упражнения, упр. Ш.Ганона «Рыбак», гамма Фа Мажор.


Педагог: - Софья, давай сначала разомнем наши ручки и пальчики, мы «замесим тесто» - упражнение «Тесто». Представляем, что руками месим тесто. Теперь слепим «колобок» - упражнение «Колобок». Берем в руки воображаемый колобок, и вращаем кисти сначала в одну сторону, а затем в другую. А теперь давай превратим наши ладошки в «крылья бабочек». Превратились? А сейчас наши бабочки полетают - упражнение для кисти «Бабочка». Соединяем кисти как «крылья», и изображаем порхающую бабочку.


Упражнение Ш. Ганона «Рыбак» на координацию рук в одновременном непрерывном движении, из сборника «Пианист-виртуоз», часть 1, №2. В этом упражнении отрабатывается навык правильного звукоизвлечения, «пения на инструменте». Упражнение состоит из секвенционных мотивов в восходящем и нисходящем движении, в основу взято пятипальцевое движение. Упражнение требует свободного «заброса» кисти для ведения мелодической линии и плавного перемещения позиций, а также координации рук в одновременном непрерывном движении. Главная цель при разучивании этого упражнения – развить гибкость рук и приспособленность их к любым положениям. Помимо контроля за «переступанием» пальцев, ритмическим выполнением упражнения, ставилась задача художественного исполнения упражнения, а так же, обучающаяся под руководством педагога, добивалась лучшего качества исполнения – большей ровности, чёткости, увеличения темпа движения.


Гамма Фа Мажор отдельными руками в 2 октавы.

Педагог: - Теперь мы поработаем немного над техникой: беглостью, ровностью и выносливостью наших пальцев, продолжим воспитывать умения «быстро мыслить», «быстро слышать», для этого играем гамму Фа Мажор.

Педагог: - Соня, скажи пожалуйста, что такое гамма, сколько знаков в гамме Фа Мажор и чем она отличается от гамм, которые мы играли раньше?

Софья: - Гамма - это последовательное и поступенное движение звуков вверх и вниз, термин «гамма» произошел от названия одной из букв греческого алфавита, которой в средние века обозначали самый низкий из употреблявшихся тогда звуков (соль большой октавы – G). В гамме Фа Мажор один знак – си бемоль, отличие от других гамм в аппликатуре. В правой руке подворот идет не после третьего а потом после четвертого пальца как в обычной гамме, а сначала после четвертого пальца, затем после третьего.

Играем гамму отдельными руками, следим за ровностью мелодической линии и правильностью аппликатуры. При игре гаммы учимся навыкам певучести и выразительности игры на legato.

Педагог: - А теперь предлагаю исполнить гамму легким и четким staссato.

Далее идет работа над аккордами и арпеджио отдельными руками. Вспоминаем, что арпеджио мы играем «как бы рисуя петли» запястьем каждой руки. В работе над аккордами добиваемся плавного снятия руки (локоть от себя, и вверх) и переноса на следующий аккорд сверху (вспоминаем упражнение «Радуга»). При игре хроматической гаммы следим за высоким первым пальцем. Для правильного подкладывания и постановки первого пальца играем упражнение «Крабик» «1» и «2» пальцами.


Работа над произведениями

И.Иордан «Охота за бабочкой»

Педагог: - Соня, давай сразу сыграем пьесу «Охота за бабочкой», а потом разберём её.

Обучающаяся играет пьесу.

Педагог: Соня, теперь разберём нашу пьесу. Сначала расскажи мне о характере этой пьесы, что мы представляем.

Обучающаяся: - Произведение  «Охота за бабочкой», написанное композитором И. Иордан, очень интересная и яркая пьеса. Музыка точно изображает полет бабочки и мне думается котёнка, который пытается её поймать.

Педагог: А сейчас расскажи о строении пьесы.

Обучающаяся: Пьеса состоит из трёх частей: в первой части изображается порхание бабочки с цветка на цветок и прыжки котёнка, который пытается допрыгнуть до неё, во второй идёт развитие и кульминация произведения и третьей – реприза с окончанием.

Педагог: - Давай мы подробно рассмотрим, с помощью каких средств музыкальной выразительности достигается художественный образ в нашей пьесе. Обучающаяся: - При помощи ритма, динамики.

Педагог: - Соня , какие конкретно средства выразительности использует автор?

Обучающаяся: - Отрывистая мелодия, мажорный лад, разнообразная динамика, ритм, акценты.

Педагог: - Вот мы рассмотрели средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного образа.

Педагог: А сейчас сыграй мне её, учитывая характер и средства музыкальной выразительности этой пьесы, попробуй донести до нас, слушателей, образы, о которых мы только что поговорили.

Учащаяся играет пьесу.

Педагог: -Такая у нас получилась интересная пьеса. Соня, ты молодец. Видно, что пьеса тебе нравится. Играешь её уверенно, ярко, красочно.



Дома обязательно проигрывай в разных темпах, чередуя быстрый - медленный, следи за ровностью.





Ю.Барахтина Вариации на р.н.п. «Во саду ли , в огороде»

Педагог: Соня, как строится это произведение, сколько в нём частей?

Обучающаяся: Тема и 2 вариации.

Учащейся предлагается сыграть тему.

Педагог: Как строится эта тема, сколько в ней частей – предложений?

Обучающаяся: 2 предложения.

Педагог: Какой характер темы?

Обучающаяся: Тема оживленная, носит черты танцевальности.



Русские народные песни весьма разнообразны по характеру. Они складывались для тех или иных случаев жизни. Были песни колыбельные, плясовые, протяжные, свадебные и множество других. Наша песня имеет характер танца и могла исполняться в хороводах.

Подобным образом на доступном ребенку языке разбираем каждую вариацию в отдельности, обращая особое внимание на изменения темы.

I вариация.

Форма вариации целиком повторяет форму темы. По изложению напоминает этюд.

Тема как бы спряталась в 1-х звуках арпеджированных пассажей.

Чтобы тема не «потерялась» в пассажах, ученице предлагается исполнить вариацию и одновременно пропеть звуки темы.

II вариация. Тема звучит как удалая плясовая песня, приобретая веселый, зажигательный характер ( стаккато, динамика f).

Педагог: В твоем рассказе к 1-й вариации белочка кружилась, кружилась... и попала в чудесный домик и сад. Почему ты так подумала?

Обучающаяся: Мелодия как бы кружится в пассажах и музыка очень красивая. Во второй вариации музыка бойкая, веселая, на стаккато.

Играем произведение целиком с учетом всего сказанного на уроке.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Итог урока: в вариациях обратить внимание обучающейся на то, что происходит с основной темой, характером, темпом, тембром, какую роль играют динамические оттенки. В чем особенности русской музыки. При изучении произведения учащаяся знакомится со стилем русской музыки, с интонациями в крупной форме, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, ритмические особенности. Таким образом - средства музыкальной выразительности влияют на характер музыкального произведения и развитие художественного образа.

Домашнее задание. 1. И.Иордан «Охота за бабочкой» проигрывать пьесу в разных темпах, чередуя быстрый - медленный, следить за ровностью и динамическими оттенками.

2. Ю.Барахтина Вариации на р.н.п. «Во саду ли , в огороде»

1) Изменить ритм в третьей вариации ( например: восьмые ноты с точкой или триолями).Поработать над метро-ритмическими особенностями. 2) Отработать каждый раздел в произведении приемами. 3) Достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.


Педагог: - Высшая цель музыканта-исполнителя это достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, создание художественного образа произведения. Мы сегодня убедились, что на характер музыкального произведения, на его образ самым непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.

В заключение урока хочется поблагодарить Соню за работу, внимание и отзывчивость. Я думаю, ты представляешь, «проживаешь» музыкальные образы исполняемых произведений и с радостью играешь их.


Для чтения с листа педагог предложила произведение А.Гедике «Ригодон»».

Соня посмотрела предложенное произведение и проанализировала его: тональность Фа Мажор, темп Allegro moderato – умеренно скоро, размер 4\4, случайные знаки, динамические оттенки, повторения, ходы по хроматической гамме, переклички, ноты с точкой, залигованные ноты, замедление в конце пьесы, указала характер произведения. Затем сыграла его.


III. Подведение итогов. Домашнее задание.

София, сегодня ты активно работала на уроке. Старалась выполнять мои указания, была внимательной, работала над ошибками и неточностями, добивалась поставленных целей при работе над вариациями.

Домашнее задание

Упражнение Ш. Ганона «Рыбак» - поработать над ровностью, четкостью звучания. Выполнять динамические оттенки.

Гамма Фа Мажор добиваться плавности и ровности звучания при помощи легато и динамических оттенков.


Охота за бабочкой – играть в характере, точнее выполнять динамические оттенки, штрихи, ярче играть кульминацию. Вариации – поучить 2 вариацию, тему играть в характере, 1 вариация – выполнять плавное легато из руки в руку, 2 вариация – острее стаккато, веселый характер.

Оценка: 5.


Рефлексия.

Работа над произведениями крупной формы способствует развитию музыкального мышления обучающегося, наиболее полному раскрытию его творческого потенциала. Освоение крупной формы требует от учащегося умения логически мыслить, умения анализировать, знания теории музыки, а также хорошей исполнительской подготовки. Достигнуть успеха можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, пианистически и артистически.

Учащаяся старалась, активно работала на уроке, Соня понимает характер каждого из произведений, жанр, стиль, старалась передать художественный образ. Запланированный ход урока выполнен. При работе над каждым из произведений удалось добиться положительных результатов, цель урока достигнута.

Завершить урок хотелось бы словами К.Н.Игумнова

«Да, музыка – это язык! Язык, который очень трудно изучить. На этом языке

написаны поэмы, рассказы, стихи. Задача исполнителя – рассказать эти поэмы и

стихи, сделать это связно, логично, чтобы органично сочетать в одно целое все

звенья

Завершить урок хотелось бы словами К.Н.Игумнова

«Да, музыка – это язык! Язык, который очень трудно изучить. На этом языке

написаны поэмы, рассказы, стихи. Задача исполнителя – рассказать эти поэмы и

стихи, сделать это связно, логично, чтобы органично сочетать в одно целое все

звенья Занимаясь гаммами, упражнениями, проходя произведения с различными техническими задачами, учащиеся осваивают множество разнообразных пианистических приемов, которые подробно разбираются с педагогом и объясняются с точки зрения ощущений. Чтобы обучающийся хорошо усвоил прием, полезно несколько раз повторить его - сначала в виде упражнения, а затем закрепить его на произведениях. Работа над техникой должна вестись систематически, а не от случая к случаю. Это требует большого педагогического терпения и времени. Живой показ, часто на материале других произведений, подстегивает желание учащегося освоить прием, развивает фантазию и поддерживает активный интерес к процессу.