Конспект урока русского языка
в 2 «В» классе
на муниципальном уровне
Тема: « Корень слова. Однокоренные слова».
Целевые установки:
Предметные:
-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение прогнозировать предстоящую работу;
-формировать умения понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- формировать умения ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию;
-умение объяснять и аргументированно обосновывать выполняемые действия.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные:
-воспитывать любовь к родному языку,
-воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
-воспитывать уважение к труду и его результату,
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок. Слайд №1
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать,
Чтобы грамотно писать.
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
– Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.
– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
Запишите число и вид работы.
II. Чистописание.
Д, к, а, и, н, с, о, в
- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти буквы?
- Назовите звуки группы согласных букв. Какая из них лишняя? Почему?
Охарактеризуйте звук н
- Посмотрите и определите закономерность, с какой записаны буквы.
Нн Ннн Нннн
- Продолжите закономерность.
- Какое слово можно составить из данных букв?
- Кого так называют?
Запишите это слово. Садовник принес нам стихотворение.
III. Презентация нового материала
- Прослушайте стихотворение:
Как то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово - слово корень –
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Что интересное вы заметили в стихотворении?
Запишите эти слова
- Сравните эти слова, выделите общую часть.
- Как называется общая часть родственных слов?
Что станет главным на нашем уроке? вывешиваю Таблица корень
Соберем знания, которые вы уже получили.
Iⱱ. Работа над темой
- Что такое корень слова?
- Давайте исследуем, какое еще значение имеет слово «корень». Узнаем подробнее его лексическое значение.
Корень:
подземная часть растения;
часть волоса, зуба, ногтя;
начало, источник чего-либо;
часть слова.
- Какое значение нас интересует на уроках русского языка?
(часть слова) Вывешиваю таблицу Часть слова
- Знаете ли вы, что слово корень мы еще употребляем в речи, когда говорим о чем то важном, главном. Слышали такое выражение
Смотри в корень. Зри в корень.
- Когда так говорят? Когда хотят, чтобы вы увидели самое главное, самое важное.
-
Формирование понятия «корень», однокоренные слова
Какое значение имеет корень в слове?
А вот послушайте:
Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт.
- Давайте прочитаем, какие слова образовались от корня лет.
Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные( вывешиваю таблицу) : у них один и тот же корень.
Так какое же значение имеет корень в слове?
Как называют такие слова?
- Бывает ли слово без корня?
– Правильно! Слов без корня не бывает.
- Какой вывод можно сделать? Корень главная часть слова.
Это 1 секрет корня
Значимая часть, в ней заключено лексическое значение слова.
– Прочитайте правило на стр. 74.
ⱱ. Работа в группах.
Вы сами станете садовниками. Вырастите деревья из корней.
Поможем веселому садовнику вырастить сад.
- Для этого подберите однокоренные слова к данным вам корням. Поработаем в группах. Напомните правила работы в группах.
- рыб-
-ум-
- звон-
-цвет-
-свет-
-корм-
Отчеты групп.
ⱱI. Физминутка
ⱱII. Работа по учебнику.
- Применим полученные знания. Выполним упражнение 131 из учебника. Всем ли понятно задание?
Все ли правильно выполнили задание?
- Прочитайте еще раз слова. Все гласные в корнях слов слышатся одинаково?
Это 2 секрет корня. Корни пишутся одинаково и могут подсказывать, как писать слова.
У кого возникли трудности? Все ли смогли выделить корень слова?
- Так как же найти корень в словах?
- В этом нам поможет учебник. Чтение правила на стр. 75.
Самостоятельная работа (разноуровневая)
1 уровень.
Найти лишнее слово.
Часовщик, часть, часы
Репа, репка, репейник.
2 уровень.
Выписать однокоренные слова. Выделить корень.
Цвет, клумба, поход, цветник, мост, цветной, бегать, белить, цветок.
3 уровень.
Придумать с данным корнем слова разных частей речи
Сущ. Прил. Глаг.
-Мир-
Самопроверка. Кто все выполнил верно?
- У кого появились затруднения?
Развитие речи.
На доске записан вопрос. Вам нужно составить и записать ответ, подобрав не менее двух однокоренных слов.
Кто пасёт овец и коз там, где луг травой зарос?
Подберите синоним к слову пастух. Где вы могли видеть такую картину?
- В горах. А вы любите ездить в горы? А ваши родители? Почему?
Вы любите свою родину? Что такое Родина?
Как называется наша Родина? Дагестан.
Что значит слово Дагестан?
Родник родит реку, а река льется через всю родину, кормит народ и все эти слова как бы родня между собой. К Паустовский.
Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Какие еще слова можно подобрать к этому корню?
VIII. Рефлексия урока Конкурс «Верю – не верю»: Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные? Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные? Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются? Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?
Домашнее задание: подобрать однокоренные слова к корню -род-
Итог урока.
- Какие секреты корня узнали?