СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка на тему "Виды сложносочиненных предложений и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение сведений о сложносочиненном предложении, видах союзов, закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в ССП

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка на тему "Виды сложносочиненных предложений и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях"»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме

«Виды сложносочиненных предложений и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях»

ЦЕЛИ УРОКА:

  • обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях.

  • отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях, различать ССП и простые предложения с однородными членами.

  • развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях ОГЭ

Оборудование: учебник М.М. Разумовской “Русский язык. 9 класс”, карточки, раздаточный материал, интерактивная доска, на доске незаполненная таблица “Основные группы ССП по союзам и значению”, интерактивный тест в системе Smart Responce

Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум

Педагогические технологии: компьютерные, здоровье сберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме “Сложносочинённые предложения”. На этом уроке мы повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по теории:

- На какие два большие раздела мы можем разделить сложные предложения?

- Какими бывают союзные предложения?

- Чем отличаются ССП от СПП?

- Чем соединены части сложносочиненного предложения?

3. Создание учебной ситуации.

Работа по алгоритму “ Знаки препинания в ССП”

  • Прочитай предложение.

  • Найди грамматические основы

  • Определи вид предложения (простое или сложное)

  • Найди союзы

  • Посмотри, есть ли общий второстепенный член предложения.

  • Обрати внимание на знаки препинания





А. Индивидуальная работа

1. На доске ученик выполняет задание: Синтаксический разбор предложения. Предложение записано на доске (Воздух дыш...т весен...им ароматом и вся пр..рода оживляе...ся) (Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется)

2. На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание: Заполни пробелы в таблице

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению

Значения

Союзы (примеры)

 

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

 

 

 

А, но, да (= но, однако, зато, же

 

Чередование явлений

 



3. Работа по карточкам

Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, выдели союзы, их значения.

1) 1. Месяц под косой бл...стит а во лбу звезда г...рит.

2. Песня над домом смолкла зато над прудом с...ловей заводил свою.

3. Всё у нас хорошо да воды только нет.

4. Ночью тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.

2)1. Я ни на минуту не заставил его дож..даться тотчас сел на лош..дь и мы выехали за в..рота креп..сти.

2. Т..мнело и сбоку несло р..чным холодом.

3. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или р..зд..ется неопр..д..ленный звук, п..хожий на чей-то голос.

4. Д..ревья сбросившие свой наряд тучи ни..ко плывущие над землей дождь м..р..сящий, х..лодный - обычные к..ртины глубокой ос..ни и они милы моему сердцу.

B. Схематический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы)

1) Подул ветерок, и сразу стало свежо.

2) Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.

3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.

5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.

6) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.

7) Не то светало, не то темнело.

Самопроверка по эталону на доске

4. Обсуждение результатов своей деятельности.

Проверка выполненного на доске синтаксического разбора предложения, заполненной таблицы «Основные группы ССП по союзам и значению».

Итак, какие предложения называются ССП? Чем они отличаются от простых предложений с сочинительными союзами?

5. Работа с текстом. Текст на экране, на столах

А) Выразительное чтение текста учителем

(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека.

Б). Самостоятельная работа

Задания:

1) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

2) Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

3) Найдите в тексте ССП, укажите их номера.

В). Проверка самостоятельной работы

Работа по цепочке на интерактивной доске, взаимопроверка

- В каком сложносочиненном предложении вы не поставили запятую, почему? 4

- Сформулируйте правило.

Номер ССП: 2,4,5,6,7.

6. Творческий диктант.

Закончи пословицы, использовав противительные союзы.

1)Не место красит человека, (а человек место).2)Не красна изба углами, ( а красна пирогами)3)Мягко стелет, (да жестко спать)4)Делу время, (а потехе час).5)Близок локоть, (да не укусишь).6)Рад бы в рай, (да грехи не пускают).

7. Конструирование предложений.

Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом. По цепочке у доски.

1)Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.(Перед ненастьем).2)Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.(На арене цирка)3)Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. ( Перед контрольной)

С какой проблемой вы столкнулись? Сформулируйте правило постановки запятой в ССП с одним общим членом.

Проверка по эталону на доске.

8. Интерактивный тест в системе Smart Response

Включите свои пульты, введите данные.

1. Определите сложносочинённое предложение.


А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.

В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.

С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.

D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.


2. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:


А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.

В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.

С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.

Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.


3. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:


А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.

D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.

Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.


4. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:


А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.

В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.

С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.

D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.

Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.


5. Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены):


А) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

B) Иван Ильич взвалил на плечи вязанку дров и с бодрым видом вошёл в кухню.

C) В Павловском было большое смятение и адъютант сначала вовсе не хотел принять командира.

D) Адъютант был хитёр и не сказал никому о подпоручике Киже и своей удаче.

E) Натаскали огромную кучу хвороста и прошлогодних сухих листьев и зажгли костёр



9. Задание на дом (творческое)

Упр.68. Напишите сочинение-миниатюру из 3-4 предложений на тему “Какое впечатление произвела на меня картина И. Айвазовского “Море. Лунная ночь”, используя сложносочинённые предложения.

10. Итоги урока

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

Мы повторили сведения о ССП, сочинительные союзы, учились правильно ставить запятые в ССП.

Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!