МБОУ Курно – Липовская СОШ
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Понятие о деепричастии»
Учитель: Тарасова О.А.
2017-18 уч.год
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
- Обучающие:
1. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.
2. Формировать орфографическую компетентность учащихся.
3. Формировать умения отличать деепричастие от других частей речи.
- Развивающие:
1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей.
2. Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.
3. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.
- Воспитательные:
1. Воспитание сознательного отношения к речи, любви к языку.
2. Развивать языковое чутьё;
Планируемые результаты:
Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола и наречия; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня у нас урок изучения нового материала. Вы познакомитесь с новой для вас частью речи. Поэтому будьте очень внимательными, и, я думаю, у вас все получится. Работать вы будете не в тетрадях, а в рабочих листах. Возьмите белые листы.
Изучение нового материала.
Начать наш урок хочу отрывком из рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца», тем более, что есть повод обратиться к творчеству этого автора, так как он является юбиляром 2018 года, и 4 февраля ему исполнилось бы 145 лет.
-Ребята, в начальной школе вы изучали произведения Пришвина, о чем он писал? (о природе)
Работа с текстом.
Обратимся к отрывку из его произведения (текст у вас в рабочих листах).
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя ? в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: "Чуф! Ши!"
М.Пришвин
- Подготовьтесь читать выразительно – 1мин.
- Давайте прочитаем текст выразительно вслух – 1 мин.
- Прокомментируйте чтение.
- Определите тему текста. (тетерев)
- Определите основную мысль. (красавец тетерев)
Лексическая работа.
Все ли слова в тексте вам понятны?
Косач – самый распространенный вид тетерева.
- Как вы понимаете выражение «раскинутый лирой хвост»?
- Для того чтобы истолковать данное выражение, давайте рассмотрим фрагмент словарной статьи и выясним, что же такое лира. С подобным заданием мы столкнемся на экзамене в 11 классе.
- Возьмите розовые листы. Давайте прочитаем 1-е лексическое значение.
- Знаете ли вы, как выглядит музыкальный инструмент лира? Давайте посмотрим.
- Прочитаем 2-е 3-е лексическое значение.
- Как называются слова, у которых несколько значений?
- В каком значении употреблено слово «лира» в выражении «раскинутый лирой хвост»? (1-е)
- Давайте посмотрим, как тетерев раскидывает хвост? Похоже на лиру?
Вернемся к тексту Пришвина.
- Какие действия совершает тетерев? (сел, стал распевать, подпрыгнул, крикнул)
- Какой частью речи являются данные слова? (глаголы)
- Какие слова похожи на глаголы? (устроившись, завидев, показав)
- Давайте зададим к ним вопрос? (что сделав)
- Чем данные слова похожи на глаголы? (обозначают действие)
- Можем ли мы данные слова однозначно отнести к глаголам? Почему?
- Знаем ли мы, какой частью речи являются эти слова?
- Вы узнаете, как называется эта часть речи, разгадав ребус?
РЕБУС
Тема урока: «Понятие о деепричастии».
Задачи: Какие «три кита» лежат в основе изучения части речи, и, следовательно, что нужно узнать на уроке?
- Общее грамматическое значение
- Морфологические признаки
- Синтаксическая роль
Чему научиться? – различать деепричастия
- определять морфологические признаки и синт.роль.
2. Общее грамматическое значение.
Приступим к решению первой задачи и определим общее грамматическое значение деепричастий.
- Рассмотрим часть предложения из текста.
Завидев солнце, он подпрыгнул.
- В данном предложении два слова обозначают действие. Назовите эти слова. Назовите деепричастие.
- Какое действие будет главным, основным? (подпрыгнул)
- Каким членом предложения является? (сказуемым)
- Какое действие добавочное к основному? Докажем. Как задать вопрос к деепричастию? (когда? Что сделав?)
- Что же обозначает деепричастие? (добавочное действие к основному)
- Как будем находить деепричастие в предложении?
- Обратим внимание на вопрос «Когда?». Какая часть речи отвечает на такой вопрос? (наречие)
- Что обозначает наречие? (признак действия, признак признака)
- Какое значение приобретает деепричастие? (признак действия), т.е. деепричастие будет показывать, как совершается действие.
- Давайте соберем воедино два значения деепричастия и сформулируем общее грамматическое значение этой части речи.
Дополните определение:
Деепричастие обозначает __________действие, которое показывает _____ совершается основное действие.
3. Морфологические признаки и синтаксическая роль.
Вернемся к предложению. Посмотрите на вопросы. Попробуйте сформулировать морфологические признаки деепричастия. (деепричастие сочетает в себе свойства глагола и наречия).
- Как вы думаете, каким членом предложения будут деепричастия?
4. Различение деепричастий (работа в группах).
Мы с вами разобрали маленькое предложение, где легко увидели деепричастие. Сложнее будет распознать его в тексте. Для этого нам необходимо узнать его характерные признаки. Как мы отличали причастие от других частей речи? (по вопросам и суффиксам).
- Предлагаю поработать в группах: (желтые листы)
1-я группа – Задание: проанализировав примеры, выяснить на какие вопросы отвечают деепричастия. Запишите наречные и глагольные вопросы.
Задание 1.
Лёг, свернувшись в узел (что сделав? Как?)
Остановился, спускаясь по тропинке (что делая? Когда?)
Увидев препятствие, остановился (что сделав? Почему?)
2-я группа – Задание: в данных деепричастиях выделить суффиксы, обратите внимание, деепричастие сочетает признаки наречия, в чем особенность наречия? (неизменяемое). Как неизменяемость отразится на морфемном составе? (нет окончаний), значит и у деепричастий не будет окончаний.
Задание 2.
Пробежать – пробежав (в)
Умыться - умывшись (вши)
Принес – принесши (ши)
Кричать - крича (а)
Бегать – бегая (я)
Закрепление.
1. Выпишите в две колонки глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами. Выделим суффиксы деепричастий. (комментированное письмо на доске)
1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего.
2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.
3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался.
4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.
5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.
2. Упр. 235 – создание текста.
3. Синтаксическая роль.
Найдите деепричастия в предложениях, подчеркните их как члены предложения.
И отец и сын, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногой.
Мать обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.
РЕЗЕРВ – фразеологизмы
- Что такое фразеологизмы?
- Найдите фразеологизмы в каждой строчке.
1.Наклонив голову, потупя голову, потеряв голову.
2.(Слушать) разинув рот, раздвинув занавески, распахнув ворота.
3.(Работать) спустя рукава, подкотив рукава, пришив рукава.
4.Уложив вещи в саквояж, положив зубы на полку, положив учебники в сумку.
- Замените фразеологизмы одним словом.
Растеряться, ничего не понимать
Внимательно
Плохо
Бедно, впроголодь.
4. ТЕСТ.
1. Деепричастие обозначает:
1) признак предмета;
2) добавочное действие;
3) действие предмета.
2. В деепричастии сочетаются значения двух частей речи:
1) глагола и прилагательного;
2) глагола и наречия;
3) глагола и причастия.
3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:
1) -а, -я, -вши, -ши;-в;
2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);
3) -ова, -ева, -ыва, -ива.
4. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:
1) сказуемое;
2) определение;
3) обстоятельство.
5. Найдите деепричастия.
1. Держа указку
2. Рассматривающий картину
3. Пригибаясь к земле
4. Проверив себя
5. Вернувшаяся из поездки
6. Громко крича
IV. Итог
- Какую цель ставили в начале урока?
Закончите предложение «Теперь я знаю …»
« Теперь я умею….»
Пригодятся нам знания, полученные на уроке? Где?
- Оцените свою работу.
Д/з: упр. 233
Выписать 3 предложения с деепричастиями из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
10