Конспект открытого урока "Текст - что это такое?"
по русскому языку 2 класс.
Цели урока:
развить умение отличать текст от предложений; определить роль текста в общении людей.
Задачи урока:
обучающие – знакомство с понятием текст, закрепление понятия об устной и письменной речи;
развивающие – умение отличать текст от предложений,
воспитательные – умение работать в парах.
1. Организационный момент.
- Начнем урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше приветствие.
Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра,
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
2. Чистописание.
– Послушайте фразу:
Чуткие черепахи чересчур часто чихают.
– Какой звук встречается в каждом слове?
– В чем его особенность? (Всегда мягкий)
– Какая буква обозначает этот звук на письме?
– Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием заглавной и строчной буквами Ч,ч.
Спишите с доски:
Чч Чч Ач еч оч яч Чу Ча Че Чл
Чтение – лучшее учение.
– Фамилия какого известного детского писателя начинается на эту букву?(К.И. Чуковский.)
Какие его произведения вы помните? (Тараканище, Краденое солнце, Бармалей, Доктор Айболит, Крокодил, Телефон и др.)
3. Актуализация знаний
– Что такое речь? ( Всё, что мы говорим, пишем, читаем)
– Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная)
Сейчас мы немного поиграем. Игра называется “Какая это речь”. Девочки поднимают руки когда услышат об устной речи, мальчики – о письменной.
а) два товарища беседуют;
б) ученик отвечает урок;
в) ученик пишет на доске;
г) бабушка написала письмо;
д) мама читает газету;
е) учитель объясняет урок;
ж) мама оставляет записку дочке;
з) дочка читает записку.
– Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
– Что называется предложением (Законченная мысль)
Сегодня мы с вами узнаем, что же образуют несколько предложений.
А сейчас открываем тетради, оформляем начало работы и переходим к чистописанию.
4. Работа по теме урока.
- Текст –сообщение.
- Сегодня утром, постучал к нам в окошко ветерок. Погулял по классу и нашалил. У меня на доске было приготовлено для вас задание, но с ним что-то произошло. Давайте прочитаем это задание (один ученик читает).
Зимой Маша и юра гуляли в парке на дорожке они заметили белый комок вдруг комок быстро поскакал в кусты это был заяц ребята громко засмеялись.
- Что ты сейчас прочитал? (Текст)
- Что стер ветерок? (точки и заглавные буквы)
- Давайте поделим этот текст на предложения. А в конце предложения мы будем останавливаться хлопком.
- Мы с вами вернули все точки на место, а теперь вам нужно без ошибок записать этот текст к себе в тетрадь.
5. Работа по учебнику.
Прочитайте упражнения.
Кто такие пингвины? Пингвины — это птицы. Но птицы особенные. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу они добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.
– Будут ли эти предложения являться текстом? Докажите.(Есть тема, общая мысль)
– Озаглавьте текст.
Сам.работа Дети отвечают на вопросы по тексту.
– Для ответа надо выбрать предложения из текста.
– Прочитайте, что у вас получилось? (Пингвины — это птицы. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу они добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.)
– То, что вы написали, будет являться текстом? Докажите.
- Прочитайте правила.
– Что вы можете добавить к этой формулировке? (Предложения объединены одной темой.)
- Текст – описание.
- Ребята, посмотрите, не хочет ветер – озорник от нас уходить, я приготовила для вас ещё одно задание, а ветер взял да и сдул слова из текста. Помогите мне их найти.
Зайка был ___________. (Какой?)
Шубка у него __________. (Какая?)
Ушки __________. (Какие?)
Хвостик ___________. (Какой?)
Глазки _____________. (Какие?)
(У каждого ученика на столе карточка с заданием, слова записываются на место пропуска).
- Давайте прочитаем то, что у нас получилось (один ученик читает текст).
- Ребята, что у нас получилось?
- О ком этот текст?
- Что здесь произошло?
- В этом тексте нам рассказывается о том, какой был зайчик.
- Мы с вами вставляли слова, которые отвечают на вопрос Какой? К тексту, к которому мы можем задать вопрос Какой?, называется «текст – описание» (на доске появляется ещё одна карточка с названием вида текста).
- К тексту – описанию мы сможем сделать фотографии?
- Только одну.
-Текст – рассуждение.
- Ребята, а почему заяц был похож на белый комок?
- Сейчас мы с вами не просто отвечали на вопрос, а мы с вами составляли – текст – рассуждение.
- К тексту – рассуждению мы можем задать вопрос Почему? Зачем?
(На доске появляется 3 карточка с названием вида текста «Текст – рассуждение»).
- А к тексту – рассуждению мы сможем нарисовать картинку? (Нет)
6. Задание на дом. Придумай основную часть текста. Озаглавь текст.
Наступили морозные дни. Холодно и голодно птицам.
Ребята …
Помогайте птицам зимой! Они в долгу не останутся!
7. Итог урока:
- Чему мы учились?
-Что дает учение каждому из вас?
- Какие задания были трудными?
- Что понравилось на уроке?