СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока тему: "К.Ушинский. Наше Отечество." 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока  тему: "К.Ушинский. Наше Отечество." 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока тему: "К.Ушинский. Наше Отечество." 1 класс»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 1 КЛАССЕ

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1А

Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.

Тип урока: комбинированный

Место проведения: МОУ СОШ №36, г. Махачкала

Учитель: Гасанбекова Л.И.

Оборудование: аудиозапись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера; портрет К. Д. Ушинского;

проектор, экран, видеоурок «Физминутки». Гимн России, Гимн Дагестана

Цели

  • Познакомить учащихся с творчеством К. Ушинского, с рассказом "Наше отечество".

  • Учить навыкам правильного, осознанного чтения, учить отвечать на вопросы, работать с текстом,

  • Развивать произвольное внимание и умение концентрироваться; формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения.

  • Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине, бережное отношение к ней; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы, работы в парах.

  • Развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебйой деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»

  • Ребята, о чем вы прослушали песню? (о Родине).

  • Как называется наша Родина?

Хотите узнать больше о нашей Родине? Если вы на уроке будете внимательными слушателями и помощниками, то узнаете много нового и интересного.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний

Цели:

- организовать повторение знаний о стране

Работа в «Букваре» с.96

1) Чтение предложений и продолжение их (по данному началу и по рисункам.) Варианты детей: Наша Родина ~ Россия, Русь. В России много городов: Москва, Саратов, Томск, Новгород, Санкт-Петербург...

  • Вспомните, где вы отдыхали летом, и продолжите название городов.

  • Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва?

Рассмотрите рисунок. В каких костюмах изображены куклы? (В народных. В русском народном костюме и в якутском)

  • Посмотрите еще раз на иллюстрацию похожи эти куклы? (Нет, никакого внешнего сходства и костюмы очень отличаются).

  • Я попрошу Ваню прочитать из толкового словаря С.И.Ожегова что значит

Личностные:

самоопределение,

регулятивные:

целеполагание,

ком муникативны е:

сотрудничество с

учителем и учащимися.


народность.

  • Россию заселяют около 200 разных народов и народностей. Некоторые народы достигают численности более 1 млн. чел., это - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Есть народности которых меньше 10 чел. например - багулалы жители Дагестана. Какими бы не были разными народы, в нашей стране они живут дружно, уважая обычаи и традиции друг друга.

-Прочитайте, какие народы и народности России перечислены на этой странице: русские, якуты, татары, мордва и др.

  • Какие вы знаете народности России? Назовите их.

• ,

III. Постановка учебной проблемы.

Целы:

- определить тему и цель урока;

-составить план работы

  • Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

  • Что же такое Родина?

(Место рождения - малая родина; страна, в которой мы живём, - Россия, Русь.)

  • А что вы можете сказать про Пангоды?

  • Это наша малая родина, то место, где родились многие из вас.

У каждого человека есть большая Родина - страна, в которой он живет, и малая Родина - местность, где он родйлся. Это может быть и стойбище оленеводов, и маленькая деревушка, и огромный современный город. Продолжить разговор о Родине нам поможет текст.

Совместное составление плана работы над текстам:

  1. Рассматриваем иллюстрации. Предполагаем по названию и рисункам о чем рассказ.

  2. Читаем текст. Задаем вопросы. Находим ответы. Проверяем по тексту.

  3. Беседуем по прочитанному. Уточняем позицию автора.

(Добавляет учитель.)

  1. Работаем над смысловым чтением (по заданиям)

  • Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Физкультминутка. 1

Познавательные: формирование проблемы, путей ей решения

Регулятивные: формирование умения составлять план.

IV. Открытие нового знания.

Цели: выполнить все пункты плана

  • Посмотрите на доску: родина, Родина.

  • На что вы обратили внимание? (Одно и то же слово, а написано то с маленькой буквы, то с большой.)

  • Догадались, почему?

  • Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы.

2) - Много стихов сложено о Родине. Послушайте стихи и постарайтесь понять, в каком стихотворении говорится о малой родине, в каком - о стране.

Россия ...Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других; -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;


За ум, за подвиги святые,

1кшаватсльные У УД


За голос звонкий, как ручей...

-формируем умение и шлекпм.


Люблю твои луга и нивы,

информацию ИЗ СЧОМ,


Прозрачный звон твоих равнин,

иллюстраций, к*кс юн,


К воде склонившиеся ивы,

-формируем умение находим.


Верха пылающих рябин.

ответы на вопросы и


Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

иллюстрации.


С великой Волгою-рекою,

Духовно-нравственное


С могучим быстрым Иртышем.

развитие и воспитание:


Люблю, глубоко понимаю

1) воспитание нравственного


Степей задумчивую грусть.

чувства, этического сознания


Люблю всё то, что называю

и го товности совершать


Одним широким словом: «Русь».

позитивные поступки, в том


(Сергей Васильев.)

числе речевые;


- Какие строки подсказали ответ на вопрос?

2) гражданско-патриотическое


  • Какие строки подсказали ответ на вопрос?

3) Чтение текста К. Ушинского «Наше Отечество».

а) Работа с текстом до чтения.

  • Прочитайте, кто автор текста.

Послушайте рассказ о писателе.

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. К. Д. Ушинский - знаменитый русский педагог, родился в Туле в 1824 г. В родной семье Костя получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, а в 16 лет отправился в Москву, где поступил и окончил университет. Константин Дмитриевич Ушинский известен и как автор прекрасных книг для детей. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.

С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг.

Сегодня вы прочтёте отрывок из рассказа К.Д. Ущинского «Наше отечество».

  • Как связаны название и иллюстрация?

  • Что подсказывает слово Отечество?

  • Какие близкие по значению слова вы знаете?

  • Предположите по называнию, о чем этот текст?

б) Работа с текстом во время чтения.

Чтение учителем по предложениям с комментариями.

После чтения 2-го предложения:

воспитание;


- Почему Россию мы зовём Отечеством? (Отечество, отцы - это однокоренные слова.)



  • Как вы понимаете выражение “испокон веку”?

(В “Словаре” Ожегова - издавна, с давних времён.)

После чтения 3-го предложения:

  • Однокоренные слова к слову Родина: род, родной, родиться, родитель - и у всех слов корень -род-.

Чтение последнего предложения. в) Работа с текстом после чтения.

  • К как вы думаете какая мысль главная в этом тексте? (Родина - как родная мать, и она у человека одна.)

  • Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте.

Читают последний абзац.

  • Какие вопросы возникни к автору во время чтения?

  • Вернёмся к иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, даёт представление о просторах, красоте родной земли.)

  • Сколько абзацев в тексте?

  • Из какой книг и взят данный текст авторами «Букваря»?

  • В каком году он быд написан Уиганским?

  • Кто представляет, сколько лет прошло?

  • Почему же сегодня дети читают текст, написанный так давно?

  • Чему учит нас этот рассказ?

  • Давайте подумаем, как Родина заботится о нас? (У нас есть возможность учиться, отдыхать, лечиться)

  • Что значит быть гражданином своей страны? (Иметь не только права, но и обязанности)

  • Что могут сделать первоклассники, чтобы наша Родина стала еще крепче?

Чтение вслух хорошо читающими детьми.

  • Самые внимательные слушатели приготовят ответ на вопрос: Почему Россию мы зовём матерью? Читающие дети найдут подтверждение в тексте и прочтут нам предложение.

После чтения 3 предложения

  • Вы уже знаете, знак многоточия ставится тогда, когда автор недосказал что-либо. Продолжите это предложение.

  • Родителей не выбирают, так же нельзя выбрать страну, в которой ты родился. Эта страна может быть заботливой, а может быть и совсем неласковой. Главное, помнить каким будешь ты - такой будет и твоя Родина.

  • Как вы думаете, с каким настроением автор писал этот рассказ?

  • Итак, мы с вами поработали над текстом. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.) Физкультминутка для глаз





V. Применение нового знания. Развитие смыслового чтения.

Цели:

- организовать выполнение учащимися

самостоятельной работы на новое знание;

организовать самопроверку по эталону, самооценку

- Сейчас я предлагаю поработать на листах, где отрабатываем смысловое чтение.

Вас ждут 5 заданий. Четыре задания выполняют все, а №5 можно выполнить по желанию. У кого возникнут трудности, я жду вопросов.

Так как вопросы одинаковые, можно обсуждать, работать в парах.

Регулятивные УУД:

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Включение в систему знаний

Цели:

-зафиксировать новые знания в речи;

-организовать устранение и затруднения;

- В заключительной части урока мы проведем конкурс.

Вчера вы получили задание по выбору: подобрать пословицы и поговорки Про Родину, нарисовать рисунок своей малой родины и найти стихотворение о малой родине родителей, дедушек и бабушек.

Рассказ о своем рисунке.

Конкурс стихотворений Игра «Доскажи пословицу»

Коммуникативные: -формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные:

- умение высказывать свои предположения.

VII. Итог Рефлексия учебной деятельности

Цели:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

  • Все пункты плана работы по тексту мы выполнили?

  • Что вам нужно было сделать?

  • Удалось вам выполнить работу?

  • Мы выполнил всё правильно или были недочёты?

  • Чья работа вам больше всего понравилась?

  • Кто доволен сегодня своей работой?

  • А каким словом вы бы оценили свою работу? Приему?

  • Отметьте своё настроение в дневнике.

Регулятивные УУД: -формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД:

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VIII. Домашнее задание (по желанию)

Стр.96-97, прочить выразительно рассказ. По выбору:

подготовить пословицы о Родине, нарисовать иллюстрацию «Моя Родина»




Скачать

© 2019 625 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс